Марущенко Надежда
Занятие по ознакомлению с миром природы «Зимушка-Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49 комбинированного вида
Конспект
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Ознакомление с миром природы
Тема: «Зимушка - зима»
Воспитатель подготовительной
логопедической группы:
Марущенко Н. С.
Владикавказ 2018 год
Цель:
продолжать формировать представления о временах года, о цикличности явлений;
закреплять умение обобщать, более точно характеризовать объект;
совершенствование речи;
Публикация «Занятие по ознакомлению с миром природы „Зимушка-Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Материал и оборудование: зимние пейзажи, карточки с изображением природных явлений, объектов всех времён года, прозрачная целлофановая плёнка, ножницы, миска тёмного цвета, большой кусок льда, текст рассказа В. Даля «Старик – годовик», листы цветной бумаги.
Этапы:
1. Организационный момент: сказка – загадка;
2. Беседа о временах года;
3. Игра «временна годы»;
4. Рассказ о январе месяце;
5. Проведение опыта;
6. Игра «Зимние забавы»;
7. Итог.
1. Организационный момент:
Воспитатель:
- Сейчас я прочитаю вам сказку Владимира Ивановича Даля «Старик – годовик». Вы поймёте о чем сегодня будем вести беседу.
(читает отрывок) :
«Вышел старик – годовик. Стал он махать роковом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, знойно, душно. Мужики стали ждать рожь. Махнул старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы».
2. Беседа по вопросам о временах года:
- Ребята, вы поняли, что были за птицы?
( ответы детей: Это были времена года: зима, весна, лето, осень).
- Что произошло, когда полетели первые птицы?
(когда полетели, первые три птицы повеял холод, мороз, наступила зима).
- Почему птиц было три?
(три птицы, потому что у зимы три месяца: декабрь, январь, февраль).
- Кто такие вторая тройка птиц?
( Это весна: снег стал таять, на полянах появились цветы. Три птицы: это март, апрель, май)
- А третья тройка?
(Это – лето: стало жарко, знойно, душно. И птицы это: июнь, июль, август).
- А четвёртая тройка, что это за птицы?
(Это – осень. Три птицы это: сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Давайте перечитаем и определим, сколько всего месяцев в году?
(в году 12 месяцев)
- Почему старика назвали «старик – годовик»?
(Зовут его стариком – годовиком, потому что в году 12 месяцев, а 12 месяцев – это год)
3. Игра «времена года» :
(Дети делятся на четыре команды. Каждая команда должна собрать, как можно больше карточек, соответствующих каждому времени года. Наборы карточек лежат на столах с изображением природных явлений, объектов всех времён года. Затем дети объясняют, почему выбрали именно эти природные явления, объекты к заданному времени года)
4. Рассказ о январе месяце.
- Про какой месяц говорится, что дни его самые короткие, а ночи самые длинные? (декабрь)
- А сейчас какой месяц? (сейчас январь месяц)
- что можно сказать про январь месяц?
(В ночь на первое января люди встречают Новый год.
Январь – это начало года.
Январь – второй месяц зимы, то есть середина зимы.
Январь ещё называют сечень, что означает, что сечёт зиму пополам).
- Ещё что можно сказать про январь?
(Январь – пора лютого холода.
Мороз и ветер загоняют зверей в норы и логовища.
Птиц январь заставляет искать укрытия)
- Холод, мороз, птицам трудно найти себе корм.
Как можно оказать помощь зимующим птицам?
(сделать и повесить кормушки, насыпать корм возле деревьев на снегу).
- Что происходит в январе?
• Солнышко в январе с каждым днём светит всё дольше и дольше.
• Начинает синеть небо в январе.
• В январе дни постепенно прибавляют.
Физминутка
5. Подведение итогов:
Какой главный цвет зимы? (белый)
Из чего состоит снег? (из снежинок)
Какого цвета снежинка? (она прозрачная)
Какого цвета снег? (белый)
• Как же так, снежинки прозрачные, а снег белый? Давайте проведём опыт, что бы понять – почему же снег белый.
• Возьмём лист плёнки, приложим его к цветной бумаге, Что вы видите? (цвет цветной бумаги)
• Почему? (Потому что плёнка прозрачная и через неё всё видно).
• Разрежьте плёнку на несколько крупных прямоугольников (дети разрезают плёнку на прямоугольники)
• Теперь наложите их друг на друга на цветную бумагу. Что вы видите? (через стопку из кусочков плёнки виден цвет цветной бумаги, потому что они тоже прозрачные).
• Теперь разрежьте куски плёнки на мелкие полоски и на сыпьте их на лист цветной бумаги – горкой.
• Какого цвета получилась ваша горка из мелких полосок плёнки? (Белая)
• Какой сделаем вывод?
• Из большого количества собранных вместе маленьких прозрачных полосок получилась непрозрачная горка.
• Так бывает и в природе, когда множество прозрачных снежинок падают на землю и скапливаются, они становятся не прозрачными, кажутся нам белыми.
• Давайте проведём ещё один опыт. Возьмите кусок люда и положите тёмно – синюю миску.
• Какого цвета лёд в миске? (прозрачный)
Сейчас я измельчу лёд в миске.
Какого цвета стал лёд? (белый)
Какой вывод сделаем?
Вывод: когда лёд был большим куском единым – он казался прозрачным, а когда его растолкли, он стал похож на снег – белого цвета.
6. Игра «Зимние забавы»
- Давайте немного поиргаем. Представьте, что мы на улице. Повторяйте движения в такт слов стихотворения:
Возьмём снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках,
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь – пора творить.
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий, малый ком,
Снег стряхнули мы потом.
7. ИТОГ:
Какие затруднения сегодня вы почувствовали?
Что ещё хотели бы узнать о зиме?
Какое задание было интересным?