МААМ-картинки

Значение дидактических игр в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Ольга Викторовна Елизарова
Значение дидактических игр в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Уже с самого раннего возраста ребенок начинает активно познавать окружающий его мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают особое место в процессе формирования познавательных интересов у малыша. Прежде всего, они обучают его наблюдать и выделять характерные признаки предметов (размер, форму, цвет, свойства, различать их и устанавливать простейшие взаимосвязи. В игре ребенок приучается преодолевать трудности, у него воспитывается сообразительность, находчивость и инициатива.

Публикация «Значение дидактических игр в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Самыми простыми и в то же время наиболее популярными дидактическими играми являются игры на классификацию, например, «Четвертый лишний», «Найди пару», «Чей домик» и многие другие. Здесь необходимо объединять предметы по каким-либо признакам и исключать неподходящие варианты. Такие игровые действия отлично развивают мышление, внимание и прочие психические процессы.

Дидактические игры активно используется в процессе обучения воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Ведь именно в детском саду у ребенка начинает формироваться и проявляется интерес к познанию окружающего его мира. Задача воспитателя, в свою очередь, заключается в том, чтобы этот интерес поддержать и способствовать его развитию.

С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, а также развивает познавательные процессы, такие, как любознательность, понимание и умение устанавливать взаимосвязь между простейшими явлениями, способность различать величину и форму предметов и т. д. Он использует игру как средство развития у малышей мышления, речи, воображения и памяти. Следовательно, дидактические игры способствуют расширению и закреплению представлений об окружающем мире.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны присутствовать разнообразные дидактические игры, которые по своей сложности всегда должны соответствовать возрасту детей. Это означает, что перед ребенком необходимо ставить адекватные его восприятию задачи. То есть, игры не должны быть слишком сложные и наоборот, слишком легкие дидактические задачи не будут пробуждать у малышей умственной активности. Игры должны быть детям по силам и в то же время требовать определенных усилий. Только при таком соотношении они будут способствовать развитию и самоорганизации малышей. Подобное обучение улучшает восприятие детьми знаний, умений и навыков, а также развивает у них речь, мышление, внимание и память.

В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия, в которых он вынужден вспоминать, что ему говорили на занятиях, а это очень важно при подготовке ребенка к школе. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель распределяет между ними роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, исполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь. В игре дети должны проявлять упорство при выполнении правил и вспоминать необходимые для решения поставленной задачи события из окружающей жизни.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Существует большое количество различных дидактических задач. Наиболее основными задачами являются:

• ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, их быт и труд);

развитие речи, (правильное произношение звуков, обогащение словарного запаса, развитие связной речи и мышления);

• закрепление элементарных математических представлений.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Она помогает развивать умение самостоятельно организовываться, подчиняться правилам, согласовать свои желания с желаниями товарищей, высказывать оценочные суждения и проявлять чувство самоконтроля. Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ОБЖ «Часы осторожности»Дидактическая игра по ОБЖ «Часы осторожности» Начиная с самого раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому,развивающие дидактические игры.

Дидактическая игра «Улови звук» Начиная с самого раннего возраста, ребенок познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают важное место.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение дидактических игр в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2014 в 22:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение дидактических игр в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Елизарова (УИ 243291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД