МААМ-картинки

Значение формирования пространственного мышления у дошкольников. Актуальность проблемы на сегодняшний день

Виктория Давидюк
Значение формирования пространственного мышления у дошкольников. Актуальность проблемы на сегодняшний день

Одной из первостепенных задач обучения дошкольников является развитие их интеллекта. В свою очередь важной стороной интеллектуального развития ребёнка является развитие его пространственного мышления, обеспечивающего ориентацию в пространстве (практическом и теоретическом, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности.

Публикация «Значение формирования пространственного мышления у дошкольников, Актуальность проблемы на сегодняшний день» размещена в разделах

Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессионально важных качеств. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям (инженера, архитектора, строителя, оператора, диспетчера и др.).

Роль пространственного мышления в овладении различными видами деятельности особенно возросла в настоящее время в связи с широким использованием в науке и технике графического моделирования, позволяющего более наглядно и вместе с тем достаточно формализовано выявлять и описывать исследуемые теоретические зависимости, прогнозировать их проявление в различных областях действительности.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в инженерной графике, где усиливается роль схематизации, формализации изображений, замены наглядных изображений условными обозначениями с целью придания им более универсального значения позволяющего тем самым отображать большое количество реальных объектов, отличающихся разнообразием свойств и функций.

Но до сих пор в психолого-педагогической литературе недостаточно изучен сам процесс развития пространственного мышления, не разработаны обоснованные критерии для выявления и оценки его сформированности у детей дошкольного возраста, недостаточно разработана методика целенаправленного развития пространственного мышления у детей в процессе обучения математике.

В программах по математике для дошкольников конкретно не ставится и не решается в качестве специальной цели задача развития у них пространственного мышления. Детальный анализ содержания обучения дошкольников математике обнаруживает отсутствие требований к отбору материала, определяющего конкретное содержание и характер работы по развитию пространственного мышления, сравнительную бедность этого материала в количественном и качественном отношении. Внимание в программе по формированию математических представлений фактически полностью уделяется формированию представлений о числе и операций над числами.

В связи с этим пространственное мышление развивается крайне односторонне, главным образом по пути уяснения “размеров” геометрических фигур. Вопросы формы, взаимного расположения фигур и их элементов, ориентировки в реальном окружающем пространстве рассматриваются недостаточно. Недостаточная разработанность методики развития у дошкольников пространственного мышления отрицательно сказывается и на их подготовке к изучению математики в школе.

В программах, учебниках для ВУЗов и педучилищ почти полностью отсутствует конкретный материал, ориентирующий будущего учителя на управление процессом развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста.

Данные анкетирования и наблюдений за работой преподавателей ДОУ позволяют однозначно судить об их низкой теоретической и практической подготовленности по данной методической проблеме. Так, очень мало преподавателей, которые правильно понимают значение терминов «пространственное представление», «пространственное воображение» и «пространственное мышление». Всё это не может не сказаться на уровне развития пространственного мышления и соответствующих знаний и умений детей.

Таким образом, одной из причин низкого уровня развития пространственного мышления у детей является то, что при существующей методике обучения дошкольников математике работа по развитию у них пространственного мышления не ведётся целенаправленно, являясь часто лишь побочным продуктом обучения.

Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время имеет место противоречие между необходимостью развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.

Публикации по теме:

Формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления.

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение формирования пространственного мышления у дошкольников. Актуальность проблемы на сегодняшний день
Опубликовано: 29 марта 2015 в 20:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД