Ирина Владимировна Карасева
Значение игрушки в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка в ДОУ
План
1. Понятие и значение в развитии ребёнка
2. История игрушки
3. Виды игрушек
4. Педагогические требования к игрушке
5. Методика внесения новой игрушки
6. Игрушки в разных возрастных группах
Значение игрушек
Игрушки – это специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.
Публикация «Значение игрушки в ДОУ» размещена в разделах
Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщённом виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребёнок, играя, воспроизводит те или иные действия.
-Удовлетворяют потребности ребенка в двигательной активности и общении
-Способствуют умственному развитию ребёнка
-Расширяют кругозор ребёнка, побуждают любознательность
-Вызывают удивление, неожиданную радость, делают жизнь ребёнка счастливее
История игрушек
Возникновение игрушки в человеческом обществе связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времён известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. В античные времена в Греции, в Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря. Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребёнка, доспехи, шлемы). Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребёнка.
Виды игрушек
Дидактические игрушки – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Играя с дидактическими игрушками, ребёнок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (например, собрать и разобрать пирамидку). К таким игрушкам относят мозаики, настольные и печатные игры).
Спортивные игрушки – предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. К таким игрушкам относят волчки, мячи, обручи, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки.
Музыкальные игрушки – предназначенные для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Они отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, гармошки, барабаны, дудки.
Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски и др. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования.
Строительные и конструктивные материалы – рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и построек.
Игрушки забавы – используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: например клоун. Особенность игрушек забав в движении, сюрпризе, неожиданности. Все это будит в ребёнке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.
Игрушки самоделки – изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребёнок учиться преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребёнок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.
Принципы отбора
Физические риски – отсутствие запаха. Острых краёв, наличие сертификата качества
Психологические риски – соответствие возрасту. Отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребёнка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
Нравственные риски - отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Несоответствующие педагогическим принципам игрушки
Игрушки устрашающего характера, способные напугать ребёнка и вызвать у него устойчивых страхов. Провоцирующие ребёнка на проявление агрессии по отношении к персонажам игры. Игрушки, моделирующие выделительные процессы, человеческого организма или результаты таких процессов.