Катерина Малышева
Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребё нок опирается на известные образцы:
На действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей. В игре как в никакой другой деятельности реализуется стремление ребёнка приобщиться к жизни взрослых. В ней осуществляется его желание быть как папа, как доктор. Велико влияние игры на чувства детей. По настоящему игра осуществляется только тогда, когда её содержание дано в эмоциональной форме. Особая притягательность игры даёт воспитателю возможность использовать её в разных целях. Для усвоения знаний и умений применяют дидактические игры, для формирования физического совершенства – подвижные, адля развития социальных эмоций и социальных качеств личности – игры с правилами и сюжетно – ролевые.
Публикация «Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Вот почему неумение детей играть может означать эадержку в развитии социальных качеств ребёнка, его социального сознания.
Поведение возбудимых детей характеризуется импульсивностью и конфликтностью, неумением достигать соглашения, разделять функции, придерживаться известных правил взаимодействия. Этих детей отмечает положительное эмоциональное отношение к игровой деятельности как таковой и к общению со взрослыми.
У них активная ориентировка в предметной среде и в выборе игры, которая постоянно сопровождается обращением к взрослому с попытками делиться впечатлениями. Наблюдая за такими детьми, воспитатель должен осторожно подключаться к игре.
Используя возникший интерес у ребёнка к игре, педагог вступает с ним в контакт (в зависимости от замысла ребёнка). Игровые действия ребёнка с этого момента начинают развёртываться в ином направлении и складываются в логическую цепочку условных игровых взаимоотношений.
Играя с ребёнком «на равных», воспитатель сопровождает свои действия соответствующими эмоционально- выразительными реакциями, высказываниями, и это, как оказалось, вызывает повышенную серьёзность при решении игровых проблемных ситуаций и эмоциональный подъём ребёнка. В игру приглашается сверстник, тот с кем больше всего дружит и чаще всего ссориться этот, возбудимый ребёнок. В условии совместной игры со сверстником воспитатель помогает детям косвенными игровыми подсказками, отвечает на их вопросы, поддерживая и условный, и реальный планы отношений; он направляет чувства детей на решение игровых задач, таким образом, направляемая взрослым игра оканчивается без конфликтов.
Несколько иначе ведут себя в игре дети обособленные; застенчивые, робкие. Такие дети стремятся играть в одиночку, где их игровым действиям никто не противостоит. В коллективной игре, не умея строить отношения, эти дети часто терпят неудачу и оттого избегают участия в таких играх, объясняя тем, что не хотят играть. В подобных случаях следует подбирать партнёров, с коотрыми ребёнку будет легко осуществлять совместную деятельность и получать от этого удовольствие и радость. В то же время уместно предложить ребёнку важную необходимую роль, оформленную привлекательными атрибутами. Это изменит настроение ребёнка к лучшему и сделает его более активным, заставит примириться с присутствием других детей. Взрослый должен учитывать не -сформированность способов общения, которые в ролевой игре выступают как «деловые» взаимоотношения.
Взяв на себя исполнение какой – либо роли взрослый организует эти взаимоотношения с помощью прямых и косвенных подсказок, вопросов, предложений в условном и реальном плане, способствует тому, чтобы игра «рядом» превратилась в подлинную совместную деятельность.
Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. И это вполне объяснимо. Игра пользуется особой любовью детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она ведущая деятельность. Это значит, что самые важные изменения в психике ребёнка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходят в игре. Не менее важное значение игра имеет и для перестройки психических процессов.
Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре.
Они проявляют, например, жестокое отношение к куклам, которых обижают, мучают или наказывают. В других случаях наблюдается необъяснимая привязанность к определённой категории игрушек и к определённым действиям, несмотря на нормальное умственное развитие дошкольников. С учётом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно- ролевые, игры- драматизации, игры с правилами.
Педагогу необходимо развивать эмоциональное отношение ребёнка к содержанию игры в целом. Нужно, чтобы дети не просто знали содержание игры, но чтобы они определённым образом к этому содержанию относились, чтобы у них возникла потребность овладеть соответствующей ролью.
Обучая ребёнка игре, воспитатель делает доступным для ребёнка сложный мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Это показ простых и понятных ситуаций, демократизация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребёнку жизненные ситуации. Обучая детей, важно донести до ребёнка смысл игровой ситуации и, усложняя по необходимости сюжет, развивать игровые умения. Таким образом, для воспитания эмоциональных отношений со сверстниками необходимо учить ребёнка играть. От успешной игры ребёнок получает громадное удовольствие. Эмоциональный подъём в игре помогает дошкольнику преодолеть негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнёров.
Для получения устойчивого эффекта от игр очень важно привлекать к ним родителей эмоционально неблагополучных детей. Это способствует образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми.
В совместной игре они как бы заново открывают для себя детей, познают их внутренний мир, и взаимоотношения с детьми становятся тёплыми и содержательными.
Консультация для педагогов
«Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.»
Подготовила воспитатель 2 мл. гр.
Малышева Е. А.