Ольга Романова
Значение материнской речи для раннего речевого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИНСКОЙ РЕЧИ ДЛЯ РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Общение «один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте го взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода» [4,с. 119].
Публикация «Значение материнской речи для раннего речевого развития ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Отношение матери к беременности, к будущему ребенку определяет его развитие. Д. Б. Эльконин считает, что «необходимость связи младенца со взрослыми приводит к появлению особых, неречевых форм их общения. Первой формой такого общения является эмоциональная реакция ребенка на взрослого. Появление этой наиболее простой и ранней формы важно, потому что создает основу для возникновения и развития других форм общения, в частности для возникновения подражания звукам и понимания речи окружающих взрослых. Необходимо подчеркнуть, что возникновение эмоциональных реакций на взрослого объясняется тем, что именно взрослый, осуществляя уход за ребенком, создает у него положительные эмоциональные состояния и устраняет отрицательные» [5,с. 46]. Чаще всего уход за ребенком осуществляет мать, т. е. она является тем взрослым, который вызывает эмоциональные реакции ребенка.
Н. Л. Фигурин отмечает, что ребенок особо реагирует на мать, а не другого взрослого человека. Реакция «узнавания» матери в первые дни жизни ребенка не сформирована, необходимо ее вырабатывать, чтобы в дальнейшем при виде матери радовался [3, с. 36].
Д. Б. Эльконин утверждает, что «положительная эмоциональная реакция переносится на предметы, в силу чего предметы, находящиеся в руках у взрослого человека, приобретают для ребенка особо притягательный характер и начинают сами вызывать реакцию оживления. Эмоциональная притягательность предмета для ребенка этого возраста по своему происхождению может оказаться вторичной, т. е. возникать через взрослого» [5, с. 47].
По мнению Б. Уайт, в «первой фазе развития младенец еще не понимает слов. Он овладеет этой способностью не раньше, чем через шесть месяцев» [2, с. 172]. У ребенка первого года жизни слух еще недостаточно острый, он воспринимает звуки в обширном диапазоне. Ребенок реагирует на резкие звуки вздрагиванием, криком.
Во время второй фазы развития ребенок еще не понимает слова, но слышит их достаточно хорошо, так к 3,5 месяцам слух ребенка приравнивается слуху взрослого. Во второй фазу развития ребенок произносит все больше звуков, испускает восторженные крики, «играет со звуком», развлекая себя.
По мнению Д. Б. Эльконина, во втором полугодии первого года жизни «интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых» [5, с. 49]. С этого возраста речь взрослого используется не только в процессе ухаживания, но и просто для общения с ребенком.
Главными предпосылками возникновения понимания речи, по мнению Д. Б. Эльконина, являются:
а) выделение предмета из обстановки;
б) сосредоточение на предмете;
в) наличие у ребенка ярко выраженной эмоциональной реакции на обстановку.
То, что понимание речи возникает именно на основе зрительного восприятия, видно хотя бы из того, что обычно оно раньше всего появляется на вопрос: «Где то-то?» («Где часы?», «Где кукла?»). Процесс воспитания у детей понимания речи обычно состоит в том, что взрослый вызывает у ребенка ориентировочную реакцию на определенный предмет, находящийся в некотором отдалении от ребенка или в руках у взрослого, и спрашивает: «Где то-то?» В результате многократного повторения возникает связь произносимого взрослым слова с воспринимаемым предметом. В своем формировании эта связь проходит ряд этапов. В самом начале реакция на вопрос взрослого отсутствует, и ребенок не поворачивается в сторону предмета. Затем по слову взрослого возникает ориентировочное пассивное движение, но в ту сторону, где обычно находится предмет. Таким образом, здесь имеется связь слова не столько с предметом, сколько с местом, где он находится, и с направлением движения по его поиску. На этом этапе основное значение в речи взрослых обычно имеет интонация вопроса, а не его предметное содержание. Наконец, возникает дифференцированная связь между обозначением предмета и самим предметом, которая выражается в поиске предмета и нахождении его в другом месте. Эта реакция возникает у ребенка около 10 мес. Это и есть, собственно, начальная форма понимания речи ребенком» [5, с. 49]. Взрослым, который показывает предмет, спрашивает и называет, почти всегда является мама.
Н. Х. Швачкин пишет, что «настоящее слово рождается как обозначение предмета. Оно сперва непосредственно связано с жестом, который указывает предмет. Само название, имя, сначала не только называет, но и указывает предмет. Вместе с тем это слово воспринимается ребенком как имя предмета. Ребенок на этой ступени стойко удерживает это имя за исходным предметом.
Как показывают последние экспериментальные данные, ребенок, назвав лодку определенного цвета лодкой, затрудняется назвать этим же именем лодку другого цвета. В другом случае ребенку, который всегда играл беленьким мячом, дали два мяча: знакомый ему белый мяч и незнакомый большой цветной мяч. При вопросе: "Где мяч?" этот ребенок всегда показывал только на белый мяч.
Как видно, сначала ребенок воспринимает имя предмета так же единично и предметно, как самый предмет. Следы такого отношения к слову можно отметить и у младших дошкольников. Так, например, один мальчик Миша Барбашев, называл других детей мальчиками и девочками, но на вопрос о том, кто он сам, отвечал, что сам он не мальчик и не девочка, а Миша.
Девочка Галя Виноградова даже обиделась, когда ее спросили о том, человек ли она, и поспешила заявить, что вовсе она не человек, а что она – Галя» [1, с. 100].
Из выше сказанного следует, что мама должно показывать ребенку на одно слово несколько разных предметов. Это можно сделать в нескольких цикличных занятиях. Например: мама спрашивая: «Где мяч?» сегодня покажет белый мяч, и когда ребенок будет поворачивать голову и смотреть на мяч в следующий раз можно показать мяч другого цвета и другой формы.
Д. Б. Эльконин считал, что «Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь во второй половине первого года жизни. Он устанавливает связи между произносимыми словами и предметами или собственными действиями. Эти связи возникают либо в совместной деятельности взрослых с ребенком или путем специального обучения. К 910 мес. их количество может быть довольно значительным. Дети выполняют по слову ряд движений подают ручку, отдельные игрушки, бросают предметы, отыскивают взглядом некоторые предметы и взрослых людей. При многообразии связей между словами и предметами первоначальное понимание зависит от конкретной ситуации. Если у ребенка, имеющего связь слова «часы» с различными видами часов, спросить: «Где часы?», то он укажет на те или иные часы в зависимости от ситуации. Всякий новый предмет, сходный по способу действия с ним или в каком-либо другом отношении с уже знакомыми ребенку предметами, легко вступает в связь с обозначающими их словами. На этой основе относительно быстро растет количество понимаемых ребенком слов, так называемый пассивный словарь. Понимание ребенком вопроса : «Где то-то?» или выраженного словесно предложения выполнить определенное, вначале самое элементарное действие является важным фактором, организующим поведение ребенка. У него укрепляется активное отношение к вопросу и в более широком смысле ко всякому обращению взрослого. Теперь поводом для действий ребенка часто является словесное обращение взрослого, чего, естественно, не наблюдалось в период доречевого общения со взрослыми» [5,с. 62]. Этот период очень важен для развития речи и мама должна помочь ребенку «положить хороший фундамент» для развития активного словаря в будущем.
С появлением первого слова начинается новый этап психического развития ребенка. Как правило, первое слово относится к предмету, название которого ребенок уже понимает.
«На третьем году жизни понимание речи ребенком возрастает по объему и качественно изменяется. Ребенок любит слушать, когда говорят взрослые, любит слушать сказки, рассказы, стихи. Дети в возрасте 23 лет понимают не только речь взрослого, направленную на организацию их практических действий, т. е. не только инструктивную речь, но и речь-рассказ. Слушание и понимание речи взрослого, содержащей сообщения о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения взрослого с ребенком, является важным приобретением, так как создает возможность использования речи в роли основного средства познания по отношению к предметам, недоступным непосредственному опыту ребенка. При правильных условиях воспитания резкий перелом в развитии речи ребенка обычно происходит в начале второй половины второго года жизни, когда наряду с увеличением количества употребляемых слов возникают первые двух-, трехсловные предложения. В большинстве случаев они состоят из слов, уже употребляющихся ребенком и объединенных в одно предложение без изменения их формы. Предложения, конструируемые ребенком в этом возрасте, существенно отличаются от предложений, употребляемых взрослыми, именно неизменяемостью входящих в их состав отдельных слов», - так считает Д. Б. Эльконин [10]. И с ним можно согласиться. А это значит, что и на этом возрастном периоде ребенку нужна мама.
Мама ухаживает за ребенком, разговаривает, занимается с ним, тем самым подталкивает малыша к произношению первых слов. Она сопровождает ребенка на всех временных периодах развития речи малыша. Это значит, что роль матери в развитии речи ребенка занимает огромное место, а значит и ее речь тоже важна для малыша. И она должна быть правильная «чистая».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леоньтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М. : Международный Образовательный и Психологический Коледж, 1995. – 100 с.
2. Психология развития // Уайт Б. От рождения до ползания. – М. :ЧеРо, 2005. – с. 172-180.
3. Фигурин Н. А., Денисова М. П. Этапы развития ребенка от рождения до одного года. /Вопросы генетической рефлексалогии. – М. ,1929. – 36 с.
4. Хрестоматия по возрастной психологии // Общение со взрослыми у детей первыз семи лет жизни. – Москва: Институт практической психологии,1996. – 119 с.
5. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Изд. центр «Академия», 2007.