Получи документы

Значение пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста

ольга исаева
Значение пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Речь- одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании окружающего мира. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления речевой и моторной функций. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребенка.

Публикация «Значение пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитию мелкой моторики рук способствуют пальчиковые игры – движения рук, построенные на занимательно-игровой основе. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

В процессе таких упражнений вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

Также, игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми, при котором ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Виды пальчиковых игр :

Игры со шнурками

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики у детей являются игры-шнуровки.

Игрушка-шнуровка - увлекательная игра для малышей. Продеваем шнурки в дырочки, и без иголочки изготавливаем яркую игрушку. Начинать шнуровать нужно с самых простых. Далее можно будет перейти к более сложным игрушкам шнуровкам - зверушкам, домикам, цилиндрам и т. д. Шнуруя, просчитывайте дырочки (заодно изучаем счёт, обращайте внимание на расположение шнурка по отношению к игрушке - вверху, внизу, слева, справа, в середине. Также можно использовать разноцветную шнуровку

игры с прищепками

Прищепки – бытовой предмет, который великолепно развивает координацию, силу пальцев рук, готовит ребенка к письму. Можно помогать маме, развешивая белье, можно украшать комнату картинками, прикрепляя их прищепками на веревочку, а можно играть с прищепками.

Игры с прищепками очень полезны. Они развивают мелкую моторику, готовят руку ребенка к письму, способствуют развитию речи. Простые прищепки отлично подходят для игр, оставляя место воображению! Самые популярные основы для игр с прищепками: туча, солнышко, елка, ежик, паучок, человечки. С этими игрушками можно придумывать интересные истории. Прищепка за прищепкой, слово за словом - и получается игра.

Игры с крупой

Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Рисовать можно на любой крупе, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования. Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Послушайте, как она шумит. Из круп можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домки и т. д. Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины.

Рамки и вкладыши

Рамки и вкладыши имеют множество форм и вариаций, с их помощью изучают все - от геометрии до естествознания, малыш учится сравнивать предметы по форме и размеру. Действительно, это очень удобно и естественно для ребенка: освоение предметов окружающего мира в этой игре идет не только посредством зрительного (мама или папа показывает картинку) и слухового (и называет, что нарисовано) восприятия, но и с помощью осязания.

Основная развивающая функция вкладышей - тренировка оптико-пространственного мышления, координации "рука-глаз" и мелкой моторики. Большинство вкладышей имеет специальные штырьки: так ребенку легче учиться вставлять и вынимать их.

Коллекция тканей

Отличным пособием для упражнений может послужить коллекция тканей. Разные по фактуре, с замысловатыми рисунками и без, разноцветные кусочки тканей всегда могут заинтересовать ребенка. Особенно, если взрослый сошьет из кусочков подушечку или забавную игрушку.

Волшебный мешочек

Волшебный мешочек – отличная игра для сенсорного развития. Подходит для малышей с двух лет, с удовольствием в модификации «волшебного мешочка» играют и младшие школьники. На роль волшебного мешочка подходит любой непрозрачный мешок. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, назвать и описать его.

Игры с мелкими предметами

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Ребенку можно предложить различный бросовый материал: бусинки, пуговицы, тесьму и т. п. И малыш будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками, раскладывать их по цвету, форме, выкладывать из них забавные рисунки, узоры ( например: бабочку, снеговика, человечка. ,скатывать тесьму в рулончики. Чем больше мелких предметов пройдет через детские руки, тем лучше.

Застежки

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Навыки самообслуживания напрямую зависят от уровня развития мелкой моторики. Получается, что когда мы учим малыша одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, мы не только приспосабливаем его к жизни, но и способствуем развитию речи. Также, это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности.

Игры с водой

Малыши обожают играть с водой. Игры с водой- одно из самых приятных занятий и способов познания мира. В ходе опытов и игр у юного экспериментатора наверняка появится масса вопросов. ответы на которые помогают приобрести полезны большой багаж знаний о свойствах и качествах воды. Всем детям нравится переливать воду, наблюдать, как

тонут наполненные водой ёмкости и всплывают со дна пустые….

Игры с песком

Занятия с песком очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравится трогать песок, пересыпать его совочком. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создаёт умиротворённое настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.

Для игр с песком потребуются различные игрушки: совочки, сито, ведёрко, формочки и др. Дети так же с удовольствием играют и с игрушками-самоделками.

Пирамидки

Пирамидка – очень простая игра, но у нее огромный потенциал. Во время игры с пирамидкой у малыша развивается восприятие цвета, размера, формы; мелкая моторика пальцев, координация движений, логика, закладывается фундамент будущей речи.

Игры с мозаикой

Игра в мозаику – это такое уникальное занятие, которое не только увлекает, но и подразумевает множество развивающих моментов. В этой игре работает воображение (придумать сюжет и воплотить его, логика (в уме разделить его на составные части и цвета, мелкая моторика, тренируется усидчивость, развивается произвольное внимание, формируется эстетический вкус, и это далеко не весь перечень тех полезных для личности процессов, которые задействованы при работе с мозаикой. Помимо этого мозаика замечательно объединяет взрослых и детей, ведь в эту игру можно играть наравне, создавая один шедевр на двоих.

Игры с пластилином

в процессе лепки дети знакомятся с различными материалами (глина, пластилин, соленое тесто) и приемами работы различными инструментами (стек, скалка,отображают предметы их действительности, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

Рисование

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги, приемов проведения линий.

Игры с бумагой и ножницами

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Бумагу можно резать ножницами, сминать, скручивать, обрывать кусочки. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности.

Стишки с движениями

Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

Помогаем маме

Очень хорошо развивает руки и координацию движений малыша в целом обычная работа по дому. Конечно, не надо ждать, что малыш сразу сделает все хорошо и тщательно. Вам обязательно придется переделывать работу своего «помощника», однако воспитательный эффект подобных занятий того стоит. Малыш чувствует себя причастным к общему делу, радуется, что помогает маме, делает ей приятно, избавляет ее от части работы по дому. Внимание! Если вы будете что-то переделывать за малышом, сделайте это так, чтобы он не видел, например, когда он спит.

Упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка. Поэтому, когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Публикации по теме:

Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких.

Памятка для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи ребенка раннего возраста» Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. В головном мозге область, отвечающая за развитие речи ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 мая 2015 в 10:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД