Папки-передвижки

Значение подвижных игр

Алина Порфирьева
Значение подвижных игр

Значение подвижных игр.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, нравственное, умственное воспитание.

Активная двигательная активность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

Публикация «Значение подвижных игр» размещена в разделах

В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития физических качеств. Например, чтобы увернуться от ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее, Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, а это приводит к развитию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила способствуют выработке взаимопомощи, честности, дисциплинированности, коллективизма. Вместе с тем необходимость выполнять правила, преодолеть препятствия, содействует воспитанию волевых качеств – смелости, решительности, выдержки, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и неожиданная смена условий заставляет искать новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети используют знания о повадках животных, птиц, насекомых, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете.

Виды подвижных игр.

1. Сюжетные игры (количество детей от 10 до 25 человек, в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей.

2. Игры без сюжета – игры типа разнообразных ловишек – основаны на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры подвижными, эмоциональными и требует от детей быстроты, ловкости. Сюда же относятся игры с использованием пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель.

3. Игровые упражнения, основанные на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

4. Игры с элементами соревнования, игры -эстафеты.

5. Игры спортивного характера: бадминтон, волейбол, футбол, баскетбол.

Влияние чувашских подвижных игр на развитие творческих способностей детей.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических и физических процессов.

Чувашское слово «ваиа» (игра) первоначально означало действия, требующие от играющего физическую силу. В то же время наличие в чувашском языке слова «ваиа-кула» (игры и смех) показывает, что под игрой чуваши понимали также действия, связанные с забавами и весельем. Характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке детей, играли немаловажную роль в умственном развитии, духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, готовили их к практической трудовой деятельности. Одни из них развивали силу, ловкость, точность движений, другие – приучали к сообразительности, концентрации внимания.

Игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием чувашского народа. В них ярко отражались быт, труд, представления о мироздании. Это подтверждают и названия игр, например, такие игры как «В лошадки», «Стрельба из лука» свидетельствуют о том, что чуваши участвовали в военных походах, игры «В курицу», «В быка» дают понять, что чуваши держали в хозяйстве скот и птицу.

. Чувашские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель: песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные движения регулируются правилами. В-третьих, сюжет и действия играющих обусловлены текстом.

Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Так, существовало много игр на испытание коллективной силы («Луна и солнце», «Дочку замуж выдаю», «Тилирам»). В коллективных играх приучали детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдению общих интересов. Игры содействовали возникновению в детской среде соревнования, признанию достоинств или осознанию недостатков, поощрению тех, кто показал высокий уровень физических качеств.

Игры основывались на этических воззрениях участников, проводились при соблюдении уговора или правил. Они определяли весь ход игры, регулировали действия и поведение детей, их взаимоотношения. Каждый участник игры должен был изучить и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила поведения. Только тогда о нем могли говорить как о достойном участнике игры. При таком отношении к играм каждый участник привносил что-то новое, творческое. И это ценилось как основное достоинство игрока.

Воспитательное значение детских игр повышалось еще тем, что в их процессе применялась своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения обычно складывались из того, что победитель первым начинал следующую игру, получал право ведения игры, выбора партнера, назначения наказания проигравшему. Наказания в игре были самые разнообразные: возить на спине, караулить вне очереди лошадей. Своеобразным наказанием для стеснительных детей являлось то, что проигравший должен был станцевать или спеть в кругу участников.

В чувашских народных играх много песен и потешек, веселых считалок и жеребьевок. Анализ и сравнение детских игр, произведений устного народного творчества показывает, что чуваши испытывали на себе влияние творчества соседних народов. Особенно они дорожили дружбой русских и эта дружба проникла в детскую среду. Такие игры, как «Жмурки», «Каравай», «Прятки» исполнялись наравне с национальными.

Классификация чувашских подвижных игр

ПО ОП ПО ОТРАЖЕНИЮ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА С ПРЕИМУЩЕТСЕННЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПО ХАРАКТЕРУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛКЛОРА ПО СПОСОБУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ

Иг -игры, отражающие исторические события -игры, отражающие сельскохозяйственный труд крестьян

-игры-игры, отражающие эпизоды скотоводства

---игры, отражающие эпизоды торговли, быт крестьян

---иг-игры, отражающие представления мироздании

\

-

---иг- игры на развитие ловкости, точности движений

---игры на развитие быстроты реакции; на развитие меткости и глазомера

---игры на ориентировку в пространстве; на развитие силы; на развитие ритмичности и пластики движения ---игры на концентрации внимания

---==-- игры на развитие памяти

---игры на развитие творческого воображения

---игры на развитие наглядно-образного мышления

---игры на развитие связной речи

-игры с речевым и песенным сопровождением

-игры без речевого и песенного сопровождения ---игры с выбором водящего при помощи считалок

---игры с выбором водящего при помощи жеребьевок и сговорок

счита

---

Ознакомление детей с чувашскими подвижными играми

Ознакомление детей с народными играми рекомендуется осуществлять на основе комплексного метода. На первом этапе воспитатель ставит целью развитие познавательного интереса к чувашским народным играм. Педагог раскрывает их многообразие и колорит, объясняет, что в их играх отражен трудовой и бытовой уклад жизни чувашей. Работа проводится в ходе занятий познавательного цикла. Рекомендуется использовать фольклор, произведения декоративно- прикладного искусства.

На втором этапе педагог знакомит с самими играми. Детям младшего школьного возраста объяснение игры предлагается поэтапно, в ходе игровых действий. Детям постарше объяснение дается перед началом игры. При этом имеет значение последовательность объяснения: дать название игры, раскрыть ее содержание, уточнить правила, показать или напомнить игровые движения, распределять роли, разместить детей на площадке, начать игровые действия. Если есть речитативы, то они разучиваются заранее. При распределении игровых ролей рекомендуется использовать считалки, жеребьевки. Очень важно использовать формы поощрения, принятые в детской среде чувашского народа: предоставить победителю право начать первым или вести следующую игру, выбрать партнера. Обыгрывается и назначение задания проигравшему игроку. Это может быть исполнение песни, танца, выполнение физических упражнений.

При повторном проведении игры вместо объяснения следует вспомнить с детьми некоторые ее основные моменты. Участие воспитателя в игре варьируется в зависимости от возраста воспитанников. При проведении игр с детьми младшего дошкольного возраста обязательным является непосредственное участие в ней воспитателя, и чаще всего, в главной роли. В игре с детьми старшего школьного возраста воспитатель наблюдает за действиями воспитанников, следит за соблюдением игроками правил.

На третьем этапе осуществляется углубленное постижение игры. Воспитатель учит детей создавать ее варианты. Первоначально вариант вносит сам педагог. При варьировании игр вносятся усложнения в движения и действия водящего, играющих, могут меняться расположение игроков на площадке, способы выбора водящего.

В дальнейшем педагог предлагает детям видоизменить игру. Дети сами придумывают правило, игровое действие, решают двигательную задачу.

Обучение детей созданию подвижных игр на фольклорные сюжеты завершает работу по изучению народных игр. Педагог знакомит детей с фольклорным произведением, помогает подобрать движения для передачи образа. Придумывая подвижную игру, дети продумывают сюжет, роли и правила.

К шести годам дети, при соответствующей подготовке, могут научиться придумывать варианты знакомой игры, создавать простые подвижные игры.

Практическая часть

«Выходи на улицу» - один из игроков выбирается водящим. По площадке расставляются небольшие деревянные кубы – домики. Игроки встают каждый на свой куб. Водящий приглашает игроков: «Выходите на улицу». Игроки спрыгивают с кубиков и бегают по площадке. Водящий их ловит.

Правила игры. Игроки могут спрятаться от водящего в домиках. Игрок может занять только тот куб, на котором стоял в начале игры. Пойманный игрок становится водящим.

«Лиса и гуси» - среди игроков выбирают лису, остальные – гуси. Гуси выходят на лужайку пощипать травку. Неожиданно появляется лиса и гуси с криком «га-га-га» собираются в кружок.

Лиса: - Сейчас я вас съем.

Гуси: - не ешь нас.

Лиса:- Съем.

Гуси: - Послушай, какую песню мы поем: «Га-га-га».

Гуси поют песню и улетают. Лиса их ловит.

Правила игры. Гуси на лужайке ходят гусиным шагом. Убегая от лисы, игроки машут рукам, как крыльями. Лиса осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится лисой.

«Морозище» - Среди игроков выбирают мороза. По сигналу водящего «Заморожу» игроки разбегаются по площадке. Водящий должен догнать их и «заморозить». Замороженный игрок замирает и не двигается. Игроки стараются разморозить его. Водящий охраняет замороженных игроков, не давая их разморозить.

Правила игры. Замороженным считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Разморозить игрока могут только не осаленные игроки, прикоснувшись к его ладоням.

«Иголка с ниткой» - среди игроков выбирают иголку и нитку. Остальные встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. По сигналу иголка убегает, а нитка ее догоняет Иголка и нитка бегают вокруг игроков, вбегая и выбегая из круга.

«Правила игры». Если иголка вбегает в круг. То игроки опускают руки и приседают, не впуская нитку. Если иголка и нитка оказались в кругу вместе, то игроки выпускают иголку и закрывают выход для нитки. Если нитка поймает иголку, то они меняются ролями.

«Золотые ворота» - выбирают двух ведущих Они становятся лицом друг к другу, поднимают руки вверх, образуя ворота При этом исполняют песню:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй – запрещается

А на третий раз –

Не пропустят вас.

На последние слова ворота закрываются. Игрок, перед которым закрылись ворота, отдает любую вещь. Собрав вещи, ведущие их разыгрывают.

Правила игры. Игроки в конце песни ускоряют шаг с тем, чтобы успеть пройти через ворота. Ведущие, закрывая ворота, опускают руки вниз.

Публикации по теме:

Использование подвижных игр Здоровье ребенка – динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит.

Картотека подвижных игр ко Дню космонавтики «Полёт в космос» - подвижная игра для детей 4 – 7 лет. Описание: играть в эту игру могут все дети, как в помещении, так и на улице. Все.

Картотека подвижных игр Игры на развитие сенсорных систем. «На ощупь» Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности. Инвентарь: мешок.

Картотека подвижных игр Подвижная игра «Хитрая лиса»Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в.

Картотека подвижных игр «Горелки» Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Картотека подвижных игр в ДОУ В данном сборнике разработки подвижных игр которыми успешно могут заниматься дети - дошкольники. Регулярное проведение подвижных игр под.

Конспект физического досуга в форме подвижных игр для детей младшей группы в конце года «Вечер подвижных игр» ЗАДАЧИ: продолжать отрабатывать двигательные навыки в играх. Упражнять в ходьбе, беге врассыпную, в умении по сигналу находить пару в игре.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Значение подвижных игр в дошкольном детстве Одной из главных задач реализации ФГОС является: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обогащение двигательного.

Картотека подвижных игр Приложение №2 к «Развернутому перспективному планированию». Картотека подвижных игр Приложение№1 (часть вторая) Авторы составители:Баева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение подвижных игр
Опубликовано: 28 августа 2016 в 16:07
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД