Лучший педагог года

Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка

Ольга Кузнецова
Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка

Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка

О. Н. Кузнецова

ГБДОУ детский сад № 45

Адмиралтейского района

Санкт-Петербург

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс

эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для

осуществления педагогического процесса, рационально организованный в

Публикация «Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка» размещена в разделах

пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми

материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства

уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать

свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности,

инициативности, творчества(1).

Педагоги и психологи утверждают, что на развитие ребё нка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание. Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, временем первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, — качеств и свойств, делающих его человеком. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов. Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из лавных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь(2).

Одно из условий полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей пространственно-речевой среды. В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами(3).. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно– развивающей среды. Организация «Предметно– развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, во время наблюдений на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо, зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками и положение в обществе.

Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи ребенка велико : разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Развивающая среда, являясь одним из важнейших факторов воспитания детей, должна быть построена таким образом, чтобы ее можно было изменять и дополнять. При насыщении группового пространства следует обратить внимание на то, что дети должны удовлетворять свои жизненные потребности в познании и общении. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя наглядный и раздаточный материал, позволяющий обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Дети быстро растут, поэтому необходимо стимулировать их развитие, а не тормозить его(4).

Практикой проверено, что после двух месяцев функционирования вновь созданной среды, ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами. Предметная среда группы должна способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. В группе должно быть несколько зон и центров для разных видов деятельности, где дети, не мешая друг другу, могли бы заниматься интересным для себя делом. Функция педагога заключается в том, чтобы используя предметно-развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности ребенка-дошкольника. Воспитатель должен использовать разнообразные приемы, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в специально сконструированной предметно-развивающей среде. Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из лавных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека – это речь.

При построении предметно-пространственной развивающей среды в детском саду должны соблюдаться следующие требования:

- Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе

- Психолого-педагогические – гендерный подход; приоритетное направление воспитательно-образовательной деятельности педагогов группы; интересы, склонности, способности детей; уровень развития детей и возрастные особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий.

- Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах.

Далее хотелось бы выделить ведущие характеристики предметно- развивающей среды в дошкольном учреждении:

- Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.

- Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира, т. е. это естественный природный, бросовый материал, разнообразные бытовые предметы.

Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни. Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское экспериментирование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предмете (объекте).

Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Для конструирования предметно-развивающей среды в ДОУ использованы следующие принципы:

- информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

- полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- развивающей среды;

- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение. Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу:

- возраст дошкольников,

- уровень их развития,

- склонности, способности, интересы,

- гендерный состав,

- личностные особенности.

Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. В зависимости от

типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций

развивающая предметная среда может приобретать неповторимый колорит. С

учетом всех требований развивающая предметная среда предполагает

вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-

дизайнерском уровнях. (5)

. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно– развивающей среды. Организация «Предметно– развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Список используемой литературы

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую

среду// Дошкольное воспитание. № 5. 99. С. 32-38.

2. Дошкольная педагогика. Программа дисциплины и методические

рекомендации к ней / Авторы сост. : к. пед. н., доц. О. В. Солнцева, д-р пед. н. ,

проф. М. В. Крулехт, к. пед. н., проф. Т. И. Бабаева. СПб. : Изд. РГПУ им.

А. И. Герцена, 2004.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи//в средней группе. ; М, Изд. Мозаика-Синтез, 2011.

4. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно- развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. А. Кирьянова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 5 - 12

5. Предметно-развивающая среда : Методические рекомендации для

воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель

Л. А. Пасекова. – СПб. : Астерион, 2012. – 24 с.

Публикации по теме:

Значение организации развивающей среды на участке для социальной адаптации ребенка в ДОУ Знакомство малыша с детским садом начинается с игрового участка, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей,.

Значение социокультурной предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольника Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями, способностями, умеющую самостоятельно моделировать цели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка
Опубликовано: 5 мая 2015 в 21:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД