Приложение МААМ

Значение социокультурной предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольника

Татьяна Мазкова
Значение социокультурной предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями, способностями, умеющую самостоятельно моделировать цели, содержание и способы организации своей деятельности, необходима целенаправленная интеграция всех педагогических усилий, требуется социальное, духовное, информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультурной среды. То есть необходимо рассмотреть педагогическую категорию «социокультурная образовательная среда», поскольку именно в этой среде осуществляется самоформирование личности, её саморазвитие, в этой среде личность проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.

Публикация «Значение социокультурной предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольника» размещена в разделах

Леонтьев, считал, что среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это – человеческое творчество, это культура». То есть, наука стоит на позиции понимания среды, как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. Важно понимание образовательной среды как совокупности условий и влияний на растущего человека, а также возможностей для его развития, содержащихся в социальном и предметном окружении и его внутреннем, личностном потенциале.

Социокультурная предметно-пространственная среда дошкольного учреждения, усиливает единство духовно - ценностностного и «вещного» мира в жизни ребёнка. Соединение двух терминов «социокультурная» и «предметно-пространственная» в единое понятие позволяет нам подчеркнуть, что это среда, включающая предметы, вещи, образы, знаки, символы, в которых кристаллизируется и отражается культура и опыт, знания и умения, накопленные человечеством, а также отношения личности к труду, творчеству, миру в целом, заключённые «в предметном мире».

Основываясь на известных теоретических идеях, выдвинуты основные концептуальные положения организации предметно-пространственной среды в условиях преемственности образовательного процесса.

Среда является отражением духовной сущности человека. Среда - большой мир, макрокосм. Человек - малый мир - микрокосм.

Среда – результат и стимул выявления и создания культуры, в том числе культуры своего народа или этноса, переплетение разных культур региона, этнографического прошлого своего и других народов, современного социокультурного пласта и взгляд в будущее.

Проектирование среды, способствующей пробуждению творческой деятельности, и поиск адекватных способов управления в ней – задачи, адресованные творческой активности работников дошкольного образования. Ребенок с раннего возраста знакомится с окружающим его миром предметов. Для психического развития его, для формирования деятельности, для воспитания творческой активности это весьма важно. Однако педагогика рассматривает этот мир, в основном, только с точки зрения его предметного разнообразия. Считается, чем богаче предметная среда, тем лучше для развития ребенка. Но нам представляется, что для развития ребенка важна не сама по себе среда, а то, как ее воспринимает ребенок, как ее преподносят ему. Далеко не всегда предметное разнообразие способствует психическому развитию.

Формируя воображение и творчество у детей, следует так организовывать предметную среду, чтобы она стала пусковым механизмом. В этом плане особое место занимают задания, где предметы или их изображения понимаются по-разному. Так, детям (особенно младшего и среднего возраста) целесообразно давать задания, которые предусматривают что-то дорисовать или просто представить, что это такое; самим придумать и задать взрослому или сверстнику аналогичное задание; предложить для рисования и строительства разнообразные, самой необычной формы листа бумаги и кубики. Положение о том, что в психическом развитии ребенка особое место принадлежит деятельности, стало уже аксиомой. И, тем не менее, действующие способы организации деятельности признать удовлетворительными нельзя уже в силу того, что они не способствуют развитию творчества.

Еще одно обстоятельство, затрудняющее действия педагогов по подбору материалов и игрушек: новые рамки в мире игрушек и развивающих пособий для дошкольников.

В последние десятилетия Россия открыта для зарубежной игрушки, особенно, китайской, турецкой и т. д. С одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, очень дешевой и не очень качественной. Заполнение российского рынка этими игрушками, реклама игровых материалов приводит к тому, что и педагоги, и родители теряются в этом безбрежном море игрушек и материалов, не зная, что выбрать для детей. Дошкольников захлестывают волны Барби, Покемонов и других быстро сменяющих друг друга. Коммерческие вопросы, как правило, не только не совпадают с педагогическими, но могут даже напрямую противоречить последним. Реклама и практическая доступность любого рода материалов (в том числе, педагогически ценных) может приводить к перенасыщению, калейдоскопичности среды, что также вредно для развития ребенка, как и скудость среды.

Во-первых, само по себе обилие развивающего материала не дает гарантий успеха в развитии ребенка; во-вторых, пространство групповых помещений имеет свои пределы и не может вместить все «полезное», в – третьих: атака рынка игрушек и полиграфической продукции. Действительно, отсутствие ясных ориентиров приводит к тому, что зачастую в групповых помещениях много избыточного материала, и в тоже время недостающего. К искажению среды может приводить и чрезмерное увлечение воспитателями материалами нового поколения по принципу «новое – значит, хорошее», которые вытесняют хорошие традиционные игры, имеющие гораздо большую развивающую ценность. Также, в предметной среде материалов, укоренен гендерный дисбаланс среды в пользу преобладания женских материалов, т. е. наблюдается феминизация среды.

В связи с отмеченными выше обстоятельствами общая стратегическая линия при подборе материалов, оборудования, игрушек для дошкольной организации может быть намечена следующим образом:

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатков) целостную, многофункциональную, трансформирующую среду;

2. Традиционные и национальные материалы, также материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогическим ценностям;

3. Необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалам для мальчиков и девочек.

В любой дошкольной программе основу образовательного процесса составляют разные виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, которые способствуют решению развивающих задач на определенном возрастном этапе. Следственно, предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности и продвигающие ребенка вперед, направляющие на дальнейшее созидание, творческую прогрессию.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

План по самообразованию «Педагогическая игра» Утверждаю Руководитель ГБОУ-СОШ №22 Структурное подразделение План по самообразованию по теме:«Педагогическая игра" № Содержание работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение социокультурной предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольника
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 19:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение социокультурной предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мазкова (УИ 252105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД