Шляндина Маргарита
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики у детей».
Занимающиеся исследованиями
головного мозга и психического развития детей, ученые-нейробиологи и психологи, доказали связь между
мелкой моторикой рук и развитием речи. Малыши, у которых лучше развита
Публикация «Консультация для родителей „Значение развития мелкой моторики рук для речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
мелкая моторика рук, имеют сильнее развитый мозг, в основном отделы,
отвечающие за речь. Т. о., чем лучше развиты пальчики
ребенка, тем быстрее он будет осваивать речь.
Следовательно, очень важно с самого раннего детства развивать у
ребенка мелкую моторику рук.
Просто делать упражнения малышу будет
невесело - надо обратить их в занимательные и полезные игры.
Упражнения для мелкой моторики рук - это разнообразные движения пальчиков и
ладоней. Различают крупную моторику - это движения всей рукой и всем телом.
Вместе с развитием мелкой моторики развивают память, внимание, а
также словарный запас детей.
У большинства современных ребят отмечается общее
моторное отставание. Особенности у городских деток. Сейчас
даже в детские сады просят приносить обувь с "легкими" застежками (на липучках, чтобы
не учить ребенка завязывать шнурки. Еще
совсем недавно родителям и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же все автоматизировано. Из-за слабого развития общей
моторики, и в частности - рук, современные дети не готовы к письму или имеют проблемы с речевым развитием. Зависимость
между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в
прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. напрашивается вывод, что если с речью проблемы, то это наверняка проблемы и с
моторикой.
Однако, даже если речь ребенка в норме - это совсем не означает, что
ребенок хорошо действует своими руками. Если в возрасте 4-5 лет
завязывание шнурков вызывает у малыша трудности, а из пластилина
кроме шариков и колбасок ничего лепить он не может, а в 6 лет пришивание
пуговицы - очень трудная и опасная задача - значит и ваш
малыш не исключение.
Родители должны знать : для заинтересованности ребенка и помощи ему в
овладении новой информацией, необходимо превращать обучение в игру, не
пасовать, если занятия покажутся трудными, всегда хвалить ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой
моторикой большинство родителей начинают подозревать только перед школой. Это усугубляется мощной нагрузкой на детей : кроме усвоения новых
знаний, приходится еще учиться новому навыку - удерживать в непослушных пальцах ручку. Что же делать, если обнаружилось плохое развитие мелкой моторики? Во-первых, терпеливо и постепенно исправлять этот недостаток. Во-вторых, заниматься систематически, ежедневно. Очень много
об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и разнообразные
пособия. А ведь можно было сделать все гораздо проще!
Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
Завязывать узлы на толстой и тонкой вереках, шнурках.
Заводить будильник, игрушки ключиком.
Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками,
красками.
Резать ножницами (желательно небольшого размера).
Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.
Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват
пальцами (кольца, перекладина).
Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки,
шарики.
Делать пальчиковую гимнастику
Для этого можно использовать обычные занятия ребенка.
Приучайте ребенка правильно мыть руки: тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать их полотенцем, хорошо
массировать каждую фалангу.
Если у вас есть дача, воспользуйтесь этим:
собирайте вместе с детьми ягоды. Когда вы готовите пельмени или лепите пирожки, печенье - пусть и ребенок вместе с вами разминает тесто, польза будет огромная. Очень полезно научить детей вдевать нитку в иголку - это очень сложно, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая
непослушная!
Хорошо, если малыш учится сам завязывать шнурки,
плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам,
застегивать и расстегивать пуговицы, даже очень тугие. Это заставляет
пальчики ловко работать и безусловно пригодится в дальнейшем.
Существуют и специальные игры и упражнения для развития
мелкой моторики пальцев рук. Некоторые из них известны нам давно. Например игра в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что нам необходимо. Все, наверняка, помнят и другую известную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, дети должны на
ощупь определить, что там спрятано.
В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно -
развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и
посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся
и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д.
Нужно приучать ребенка стараться все делать аккуратно. Не следует ругать его, торопить, если у него не получается хорошо,. Наоборот, его нужно постоянно хвалить, поощрять и вселять уверенность, что все получится.
Надо только постараться.
Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого
времени. Крайне важны и полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги.
Таким образом, буквально все действия, требующие работы руки и пальцев,
способствуют формированию тонкой и мелкой моторики руки.