Получи документы

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей

Галия Исламова
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение широко вошли в нашу повседневную жизнь. Дошкольники мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Публикация «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей» размещена в разделах

Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Однако не все дети одинаково успешно овладевают связной речью, что нередко ведёт к нарушению самосознания и самооценки ребёнка, что мешает в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

Речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Игра - это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. Существует много игр для развития речи и для обучения чтению и письму. Их обязательно надо использовать на занятиях по развитию речи дошкольников. К таким играм относится сюжетно-ролевая игра. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Рассмотрим вкратце структуру сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра в семью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т. д.).

Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности.

Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами.

В процессе игры между детьми складывается два вида отношений:

- отношения, которые определяются содержанием и правилами игры (это те игры, которые мы разучиваем с детьми и потом периодически в них играем, например, «У медведя во бору и др.);

- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, установление правил, конфликты, возникшие между играющими, и выход из них).

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность – сама игра, то есть мотив лежит в содержании деятельности, а не вне ее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции же воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры– формирование речевых (и других) навыков и умений воспитанников.

Известны два вида речи - диалогическая и монологическая, которые более приемлемы при проведении сюжетно-ролевой игры. Так форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждают к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, яркая интонационная выразительность, жест, мимика - основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным, строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монологическую речь характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранять живость и непосредственность речи.

Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу, в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Итак, как же именно в процессе игры происходит формирование речевых навыков и умений ребенка?

Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющего игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Например, играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

Таким образом, сюжетно - ролевая игра способствует не только развитию речевых умений и навыков, но и позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию.

Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития речи детей

Сюжетно-ролевая игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя игровые действия, а значит, учит и развивает их речь.

Сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Развивающее значение игры в развитии речи дошкольника многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его речь и мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с действиями и взаимоотношениями взрослых, отношение к которым выражают в своей речи со сверстниками.

Для того чтобы отобразить в игре стороны жизни взрослых, дети предварительно с ними знакомятся, поэтому они стремятся организовать между собой речевое действие, при котором они выражают свои мысли, идеи, будущий проект игры.

При организации игры и в ходе ее от педагогов и сверстников дошкольники получают и усваивают в процессе группового общения дополнительные сведения. То, что пропускается через игру и построение речевого общения во время ее проведения, дети воспринимают не так, как то, о чем они только что слышали от взрослых или наблюдали сами, потому что игра отображает и моделирует социальные ситуации.

В процессе игры дети берут на себя различные роли, выражаясь в услышанных ранее словах, выражениях, речевых актах, диалогах, замещая взрослых, подражая им, имитируя их действия, находятся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, т. е. постигают суть речевых взаимоотношений между людьми в реальной жизни.

Сюжет в игре - основание, на котором дошкольник строит целенаправленные речевые воздействия посредством составления своих самостоятельных имитаций реплик диалогов, и даже монологов. Формирование игры через построение речевого общения со сверстниками идет постепенно, с развитием сюжета и в зависимости от этапов игры и особенностей развития речи детей.

Выделим 3 этапа формирования игры :

1. Усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями;

2. Усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);

3. Усвоение способов построения сюжета.

4. Построение речевых действий (актов диалогов и монологов, отдельных высказываний).

Игровое действие выделяется включением ребенка в совместную деятельность с целью передачи способов ролевого и речевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми и инсценируя определенный игровой сюжет, постепенно формируют умение и навык соотносить название роли с определенным набором речевых действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

В формировании у детей умения строить сюжет игры организуют такой вид совместной игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций, т. е. стимулируют развитие их речи посредством использования самостоятельной инициативы ребенка в построении диалогов и высказываний в будущей игре.

Игрушки выступают в качестве пускового момента самостоятельной игры детей и развития речи дошкольника, т. к. предметная обстановка определяет сюжет. Игра дошкольников требует опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю – это ее удобство в выполнении игровых действий и построения речевого общения между детьми, соразмерность по величине с другим игровым материалом, напоминающая изображаемый предмет общими контурами (кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона).

В игре дети в процессе выстраивания их игрового речевого общения используют предметы-заместители, сами заранее выбирают и договариваются между собой, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка», наделяют игрушку- заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»).

Выстраивая речевое общение в процессе сюжетно-ролевой игры ребенок осваивает лексику труда взрослых, названия трудовых операций, деятельности взрослых, совершенствует знания в названии специальных предметов труда (полотенце, тряпка, веревка, ножницы, лопатка, веник, запоминает трудовой опыт в быту, описывает со сверстниками опыт из наблюдений, книг и телевизионных передач, посредством речи практически понимает глубокий смысл труда.

Правильное руководство формированием речи в игре делает ее содержательной, богатой и влияющей на речевое развитие ребенка.

Таким образом, игра (игрушки) способна вызвать развитие речи дошкольника, потому что она – действенна, жизненна; развивает речевые механизмы, дополняет их, корректирует и определяет речевое знание, требует постоянного употребления новых слов и усвоение лексических значений. Игрушка в речевом развитии выступает для ребенка в качестве обобщенного и мотивирующего эталона окружающей материальной действительности.

Ценность сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольника заключается в том, что она стимулирует возникновение общения между детьми, формирует их речевые действия, акты поэтапно, заставляет строить их речь правильно, обеспечивает возможность осуществления речевой деятельности на более высоком уровне.

Речевое развитие ребенка формируются в активной игровой деятельности, которая является ведущей. Она определяет его интересы, отношение к действительности, особенности общения и взаимоотношения с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по желанию развивать свое общение со сверстниками, реализовывать и углублять свои речевые знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их речевого развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование речевого поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Итак, через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт и получает впервые урок коллективного мышления.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» Подготовила воспитатель Блошенко А. В. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности.

Консультация для родителей: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка». Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют.

Консультация «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ручеек" с. Рыткучи" Консультация на тему: «Роль сюжетно-ролевой.

Материал из опыта работы «Роль сюжетно-ролевой игры и игровых приёмов в коррекции речи и развитии познавательных процессов» В качестве одного из средств развития школьно- значимых функций выступает детская игра. Для дошкольников с различными нарушениями речи,.

Презентация для проведения родительского собрания «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника» Как известно с давних времен, игра является основным видом деятельности дошкольника. Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений,.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возрастаРоль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии представлений детей среднего дошкольного возраста о гендерной принадлежности Автор Васильева А. В. воспитатель ГБДОУ детский сад №26 Калининского района города Санкт-Петербурга Роль сюжетно-ролевой игры в развитии.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольникаРоль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника Сюжетно – ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Она имеет огромное значение в формировании личности ребенка,.

Фотоотчет «Значение сюжетно-ролевой игры»Фотоотчет «Значение сюжетно-ролевой игры» Сюжетно – ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Она имеет огромное значение в формировании личности ребенка,.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей
Опубликовано: 27 марта 2019 в 09:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Галия Исламова (УИ 1803509) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД