Материал из опыта работы «Роль сюжетно-ролевой игры и игровых приёмов в коррекции речи и развитии познавательных процессов»

Семёнова Людмила
Материал из опыта работы «Роль сюжетно-ролевой игры и игровых приёмов в коррекции речи и развитии познавательных процессов»

В качестве одного из средств развития школьно- значимых функций выступает детская игра. Для дошкольников с различными нарушениями речи, посещающих детский сад, игровая деятельность имеет свои лидирующие позиции и является необходимым условием развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.

В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Практика убеждает в комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребёнка, и значительное место здесь отводится игре, особенно сюжетно-ролевой. Поведение и активность ребёнка в игре - показатель уровня речевого развития, его психоэмоционального состояния.

Наблюдая за игровыми действиями, в нашей старшей группе мы обнаружили, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют игровых навыков. Наличие игрового барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными, стеснительными.И на последующие два года мы определили цели: последовательно решать задачи совершенствования речи дошкольников, развития навыков совместной игры, умения активного разыгрывания сюжета, высказывания в игровых ситуациях.

В месте с воспитателями группы разработали перспективный план, расписали наблюдения и занятия, способствующие обогащению знаний детей об окружающем для дальнейшего отражения в играх. Учли факт. что формирование сюжетно-ролевых игр проходят под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с детьми с общим нарушением речи с целью закрепления правильных речевых навыков.

Обратили внимание на обогащение содержания игр, таким образом был создан у детей интерес к новым сюжетам. Для этого рассматривался соответствующий иллюстративный материал, читались книги, проводились беседы, экскурсии. Обучение детей действиям на практике проводятся мной на занятиях, а дальнейшее развитие заданной игры осуществляется воспитателями индивидуально и по подгруппам.

Работа над звукопроизношением и культурой речи, правильным построением предложений проводится также на занятиях и в игре. При этом соблюдается принцип последовательности - от игры с готовым сюжетом к дальнейшему развитию сюжета детьми.

Большое внимание уделяется умению педагогов установить контакт с детьми, поскольку создание благоприятной, доброжелательной атмосферы а игре - очень важный фактор. В процессе игры мы иногда брали на себя какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством.

В условиях чуткого и бережного руководства со стороны взрослыми детской игрой постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры. постановке её задач и развитии сюжета, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивали навыки, испытывали эмоциональный комфорт. используя полученные знания, приобретали опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Тем самым, в коллективных играх, мы начали наблюдать - организованность, согласованность, осмысленность. Игровые действия стали сопровождаться речью. причём не только в виде отдельных слов, но и в виде распространённых предложений. Значительно обогатился активный словарь дошкольников, расширились представления об окружающей действительности и появился стойкий интерес к игровой деятельности. Таким образом, организованные игры организованные игры способствовали успешному решению речевых задач и познавательных процессов.

В ходе приобретённых мероприятий, речь детей приобрела оттенок образности,выразительности, эмоциональности, изменились поведение и дисциплина детей. В связи со столь эффективным способом работы,на будущее мы решили поставить для себя следующие задачи:

- перевести детей от вопросно-ответной речи к монологической;

- к началу разыгрывания небольших сказок - "Колобок", "Репка", "Котята-поварята";

-к более сложным содержательным сюжетам - "Волк и семеро козлят", "Двенадцать месяцев" и др.

Таким образом, игра - это не только обязательная принадлежность детства, но и средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать их лексико-грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность. самостоятельность мышления4 помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития. такого как связная речь.

Желаю всем успехов!

Публикации по теме:

Роль познавательных процессов в подготовке к школьному обучению Дошкольник – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Знания обеспечивают ребенку определенный кругозор,.

Из опыта работы «Роль практических действий и труда в развитии речи детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности» Речь – это функция, без которой человек не может претендовать на звание человека. Поэтому понятно, что её формирование – задача первостепенной.

Конспект родительского собрания «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста» в средней группе Цель • дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; • заинтересовать проблемой; • Стимулировать интерес родителей для совместной.

Материал из опыта работы «Изобразительная деятельность — метод коррекции детей с ОВЗ» Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов. /.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников Большое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение полностью.

Опыт работы на тему «Роль дидактической игры в развитии речи детей» Актуальность проблемы. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий.

Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка -дошкольника. Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 – 7 лет.

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка – дошкольника Развитие познавательных способностей и познавательного интереса.

Роль игры в коррекции и развитии детей с ОВЗ ВидеоРоль игры в коррекции и развитии детей с ОВЗ Видео Основная задача группы для детей с нарушениями интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников: структура игры и игровые взаимоотношения Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Материал из опыта работы «Роль сюжетно-ролевой игры и игровых приёмов в коррекции речи и развитии познавательных процессов»
Опубликовано: 3 ноября 2018 в 13:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 августа. День железнодорожника

Одному из самых быстрых и безопасных видов транспорта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о железной дороге и людях,...

1 августа. Праздник звездопада на МААМ

Наступил период «падающих звёзд», когда это удивительное явление природы можно наблюдать невооружённым глазом. Если, конечно, погода стоит ясная, и звёздное небо не мешает наблюдать яркий свет ночных...


Горячие темочки