Получи документы

Значимость логопедической группы в детском саду для детей с ТНР

Татьяна Александровна Головинова
Значимость логопедической группы в детском саду для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Значимость логопедической группы

в детском саду для детей с ТНР.

Составила: Головинова

Татьяна Александровна

Воспитатель логопедической

группы МАДОУ № 453.

В современном обществе остро стоит вопрос недоразвития речи у дошкольников. Речевые патологии влекут за собой нарушение в психологическом, познавательном и социальном развитии ребёнка.

Публикация «Значимость логопедической группы в детском саду для детей с ТНР» размещена в разделах

С каждым годом увеличивается количество детей с нарушением речи. И большинство детей с такими нарушениями по заключению ПМПК оказываются в логопедической группе. Но что же такое логопедия?

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово, «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи», называется логопедом.

Какие же плюсы в том, что ребенок будет посещать логопедическую группу?

Это:

— коррекция звукопроизношения;

— формирование грамотной, выразительной речи;

— развитие мелкой моторики рук;

— индивидуальный подход к ребенку;

— совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Устранить эти проблемы призваны логопед и воспитатель логопедической группы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Дети с тяжелыми нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения фонем родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5—3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Овладение смысловой стороной речи наиболее интенсивно осуществляется в период школьного обучения.

Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе общего назначения.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада или группы для детей с ТНР во многом зависит от слаженности в работе логопеда и воспитателя.

Для плодотворной работы необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя.

Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т. п.)

Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

Вне сомнения ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

Грамотный воспитатель логопедической группы должен быть внимательным, уметь распознавать психологические особенности каждого дошкольника, устанавливать доверительные отношения, определять эмоциональное состояние и на основании анализа всей группы проектировать и проводить учебно-воспитательный процесс.

Помимо этого, педагог в ДОУ должен иметь компетенции в области этиологии, определения структуры и проявлений недоразвития речи для последующего проведения успешной коррекционно-развивающей работы. Специальные знания в этой области можно получить, обучившись по программе профессиональной переподготовки.

Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины в этом многообразны.

Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе для детей с ТНР.

В группе для детей с ТНР нашего дошкольного учреждения работают разные специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог по изобразительному искусству, воспитатели. Каждому специалисту, работающему с данной категорией детей, важно помнить: неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасту неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, что создает трудности при обучении детей в школе.

Трудность в работе с детьми с ТНР связана с тем, что у многих детей отмечается сложная структура дефекта. У большинства детей проявляются психоневрологические и соматические расстройства, пониженная сопротивляемость к различным инфекциям, аллергическим реакциям, к хроническим заболеваниям внутренних органов. Поэтому большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия.

Работа воспитателя в логопедической группе имеет свои особенности.

Воспитатель детского сада для детей с ТНР выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционно-развивающих задач, направленных на устранение недостатков в обусловленных особенностях речевого дефекта.

При этом воспитатель обращает своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой в массовой группе.

Особое внимание необходимо уделять развитию познавательных интересов детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

В задачу воспитателя, входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Воспитателю необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности, или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.

Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Всё большую значимость приобретает положение Л. С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребёнка. Семья, как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности.

Лучше всех помочь ребёнку с отклонениями в развитии могут именно родители, поскольку они знают своего ребёнка лучше, чем кто-либо. Наблюдения за ребёнком в быту могут, в свою очередь, стать ценной информацией для специалистов.

Сотрудничество с родителями начинается с первого дня поступления ребёнка в группу. С индивидуальной беседы с родителями, заполнением речевой карты, включающей ряд вопросов о ребёнке, о его характере и развитии речи, уже на этом этапе (и во время следующих встреч). Нужно постараться убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

— не ругать ребенка за неправильную речь;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома нужно чаще читать стихи, сказки, загадки, петь песенки. На улице наблюдать за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегать частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играть вместе с ребенком.

В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Публикации по теме:

Абстракционизм в рисунках детей подготовительной группы в детском садуАбстракционизм в рисунках детей подготовительной группы в детском саду Как часто мы встречаемся с неуверенностью ребенка перед началом рисования("А вдруг не получится", "Я не умею", "Помогите", "А как здесь.

Фотоотчет о колядовании детей подготовительной к школе группы в детском садуФотоотчет о колядовании детей подготовительной к школе группы в детском саду После новогодних праздников, собравшись с детьми в группе, мы с детьми выучили несколько рождественских колядок, каждый из ребят изготовил.

Фотоотчет «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группыФотоотчет «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группы Фотоотчет 1 часть «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группы Наши дети вот- вот попрощаются с детским садом и с трепетом.

Фотоотчёт «День защиты детей в детском саду для детей средней группы»Фотоотчёт «День защиты детей в детском саду для детей средней группы» Самый первый день самого теплого, яркого, красочного времени года – лета. Этот день посвящен Международному Дню защиты детей и сохранению.

Планирование недели безопасности в детском саду для детей старшей группы Неделя безопасности в старшей группе МБДОУ «Детский сад №76» Подготовила воспитатель группы "Капельки" Бальзамова Наталья Григорьевна Цель:.

Сценарий праздника к 8 Марта в детском саду для детей средней группы «Путешествие в Мультляндию» Действующие лица: Ведущая, Баба Капа, Лунтик. Дети входят в зал и становятся в круг. Дети под музыку забегают в зал, образуют круг. Ведущий:.

Сценарий для детей подготовительной и старшей группы. 1 сентября. День знаний в детском садуСценарий для детей подготовительной и старшей группы. 1 сентября. День знаний в детском саду Сценарий 1 сентября. День знаний в детском саду Задачи: - углублять и расширять знания детей о школе; расширять кругозор детей; - способствовать.

Сценарий в детском саду к 8 марта для детей старшей группыСценарий в детском саду к 8 марта для детей старшей группы Ход мероприятия: Действующие лица: ведущий, Весна. Дети под музыку входят в празднично украшенный зал и рассаживаются на стульчики.

Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду» для детей старшей группы на улицеСценарий праздника «День защиты детей в детском саду» для детей старшей группы на улице Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду» для детей старшей группы на улице. Цели: Дать детям старшего дошкольного возраста.

Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей младшей группы «Мой весёлый звонкий мяч»Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей младшей группы «Мой весёлый звонкий мяч» Цель: Развивать элементарные двигательные действия; мотивировать к выполнению физических упражнений с положительно – эмоциональным настроением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значимость логопедической группы в детском саду для детей с ТНР
Опубликовано: 27 октября 2021 в 15:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значимость логопедической группы в детском саду для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Александровна Головинова (УИ 591681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД