Смирнова Тамара
Знакомим дошкольников с государственными символами
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомим дошкольников с государственной символикой
Ознакомление детей с государственными символами входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Однако это работа раскрыта и представлена недостаточно и в программах и в методических рекомендациях по этому разделу. Ребенку дошкольника в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции очень тяжело. У них еще недостаточно развито образно-символическое мышление, запас знаний не велик, кругозор не так обширен. Поэтому следует педагогам при подборе методов и приемов патриотического воспитания учитывать все особенности детей дошкольного возраста. Задача педагога связано как с объемом предлагаемого материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести его содержание до дошкольника и сделать занятие интересными и незабываемыми..
Публикация «Знакомим дошкольников с государственными символами» размещена в разделах
Цель цикла занятий воспитание и уважение к своему народу, благодарности к предкам, любви к Чувашской Республике, гордости за нее, уважительное отношение к государственным символам Чувашской Республики.
Тематический план цикла занятий по ознакомлению дошкольников с государственной символикой Чувашской Республики
Месяц Тема Цели и задачи
Сентябрь Чувашская Республика Уточнить и углублять знания и представления о Чувашской Республике (территория, города, язык, президент, реки)
Октябрь Чувашия в прошлом Познакомить детей с легендами чувашского народа, которые оставили след на государственных символах
Ноябрь Государст-венный флаг Чувашской Республики Познакомить с государственным флагом Чувашской Республики, дать представление о его происхождении, назначении, символике цветов и их взаиморасположении
Декабрь Государст-венный гимн Чувашской Республики Познакомить с государственным гимном Чувашской Республики и правилами его использования, рассказать о происхождении, назначении, содержании, определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличие от них
Январь Государст-венный герб Чувашской Республики Познакомить с изображением государственного герба Чувашской Республики, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем
Февраль Герб города Чебоксары Познакомить с гербом Чебоксары, его признаками, назна-чением, символических образов и цветового сочетания в нем
Март
Гербы городов Чувашской Республики Познакомить с изображением герба городов, формировать элементарные представления о происхождении и функции их, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем
Апрель Орнаментальный образ на гербе и на флаге Формировать элементарные представления об элементах узора на государственных символах (солнца, древа, земли, зеленого богатства)
Май
Государст-венные символы моей Республики. Рисование на тему «Яркое сияние солнца» Формировать элементарные представления о государственных символах, закрепить и обобщить знания о флаге, гербе, гимне. Продолжать развивать способность воспринимать и понимать художественный образ произведений на основе выразительных средствах (узорах, цветах, композиции). Учить рисовать чувашский узор солнца
Июнь Конкурс -викторина «Государст-венные символы» Обобщить знания и представления о государственных символах Чувашской Республики
Основное содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Чувашской Республики: - дети должны узнавать герб, флаг и гимн Чувашской Республики. Знакомятся только с текстом гимна;
- сформировать представление у детей об основных функциях государственной символики республики, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей живущих в Республике. Формирование у детей представлений о назначении, которое тесно связано с воспитанием любви и уважение к своей Республике, гордости за принадлежность к гражданам Республики; - нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей. Важно знать и узнать, что изображено на гербе, флаге, какие цвета использованы, но и понять, что они означают. Дать понять детям, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными и отважными, любить своих близких и свою Республику.
Предварительная работа по знакомству
с государственными символами :
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций;
- заучивание стихотворений о Республике, о Чебоксары;
- экскурсии по улицам родного города;
- выполнение заданий составление описательного рассказа по изображению герба, флага;
- посещение этнографического музея;
- дидактические и подвижные игры;
- работа с родителями (консультации, анкетирование, рекомендации к папке со списком произведений о Республике «Прочитайте детям», беседы, задания «Составления эмблемы семьи».
Знакомство с государственными символами в разных видах деятельности
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с гербом и флагом ЧР является сочетание: познавательной, игровой, продуктивной деятельности.
Полученные знания и представления совершенствуются: в обыгрывании, в рисунке. Представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага формируются: в практической, творческой, совместной работе родителей и детей по составлению семейных эмблем. Представления о цветах Чувашского флага могут формироваться: на познавательной и изобразительной деятельности. Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе. Определяют в начале и конце учебного года. Предлагается детям найти среди изображений гербов и флагов разных стран государственные символы Чувашской Республики, затем проводит беседу.
Примерные вопросы для беседы старшего дошкольного возраста по государственным символам ЧР :
1. Что это?
2. Назови цвета флага нашей Республики?
3. Что означают цвета флага ЧР?
4. Что изображено на гербе ЧР?
5. Что означает изображение 3 солнца?
6. Что означает изображение дерева?
7. Где можно увидеть изображение флага ЧР?
8. Где можно увидеть изображение герба ЧР?
9. Зачем Республике нужен герб и флаг?
Форма работы: индивидуальная беседа
Дидактический материал: иллюстрации с государственными символами, плакаты, рисунки с изображением гербов и флагов разных республик, фотографии.
Знания и представления о гербе и флаге ЧР, которые могут быть сформированы у детей старшей группы
Знания и представления: узнает изображение герба и флага ЧР; называть их: «Герб ЧР», «Флаг ЧР»; знает значение цвета изображений на гербе и на флаге; имеет представление о назначении государственных символов.
Характеристика уровней знаний и представлений:
Низкий уровень - узнает герб и флаг ЧР; выбирает их среди изображений гербов флагов других стран.
Средний уровень - уверенно выбирает изображение герба и флага ЧР среди других; знает, что означают цвета; имеет представление о том, где можно увидеть их.
Высокий уровень - уверенно выбирает изображение герба и флага ЧР среди других; называет их; знает, что означают цвета (красный цвет – стремление народа к свободе; желтый цвет - цвет Солнца, дарующий жизнь всему на Земле); имеет представление о том, что герб и флаг нужны, чтобы сплачивать и объединять весь народ; знает, что в праздничные дни вывешивают на зданиях флаги ЧР, а на документах изображают герб.
В подготовительной к школе группе наряду с уточнением и закреплением предполагается их расширение и углубление представлений детей о государственной символике («Когда исполняется гимн?»,«Как вести себя при прослушивании государственного гимна ЧР?», «Назови назначение герба и флага?»).
Таким образом, педагогам нужно овладеть и теоретическими знаниями и методикой ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами Чувашской Республики. Герб и флаг явления, сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаково-символический, национально-культурный и эстетический. Рисунок современного государственного герба и флага регламентирует законы Чувашской Республики. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой.
Не рекомендуется использовать в работе с дошкольниками :
- раскраски с изображением герба и флага, так как не всегда точно могут передавать цвета государственных символов;
- экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы;
- не требовать от детей точного соблюдения правил, принятых в геральдике, но имеет смысл освоить педагогом и познакомить детей.
Поддерживается и поощряется: использование изображений государственной символики детьми в их собственном изображенном творчестве; в рисовании детьми различных зданий (школы, детского сада, театра, магазинов и т. д., транспорта с флагом ЧР.
Задачи формирования у дошкольников представлений о гербе, флаге и гимне нашей Республики сложны, но их можно решать творчески и интересно.