Кузнецова Ольга Владимировна
Знакомство младших дошкольников с искусством (портретом)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства; воспитывать уважение к труду художника; обогащать словарь детей («портретист»).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, детских работ в изостудии, разрезное лото «Профессии»; д/и «Кому что нужно для работы», «Угадай настроение»; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание загадок; чтение рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки».
Публикация «Знакомство младших дошкольников с искусством (портретом)» размещена в разделах
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
Оборудование: два мольберта, игрушка «Королева – кисточка», фломастеры, маленькие незаконченные портреты девочки (по количеству детей, красивая коробка (посылка, большой конверт, репродукции портретов художников И. Репина, Б. Кустодиева, палитра, краски, карандаши, лист бумаги, кисть.
Ход занятия:
(Дети сидят на стульях, раздается стук в дверь, появляется кукла - кисточка с красивой коробкой и большим конвертом)
Кукла: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Королева кисточка» - самая главная над всеми кисточками.
Восп-ль: Кисточка, а что это ты такая сегодня веселая?
Кукла: я ходила сегодня в картинную галерею (музей). Там много красивых картин. Они мне очень понравились, поэтому я такая веселая и довольная.
-А у вас какое сегодня настроение? (Хорошее, веселое) Улыбнитесь, потянитесь!
По дороге к вам в гости я зашла на почту и принесла вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что там лежит?
Но сначала отгадайте мою загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-треножник,
Потому, что я ….(художник)
-Молодцы, правильно отгадали! Так расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины).
- А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке
( По очереди из посылки воспитатель достает предметы: лист бумаги, кисть, карандаши, краски, палитру, дети называют их)
- Для кого нужны все эти предметы? (для художника)
- Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее, картинных галереях)
- Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.
- Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз:
В нарисованной картине
Это главное лицо.
Может папа или мама,
Может дедушка и я
Нарисованы в картине
Может вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется …. (портрет)
-Правильно. Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами»,а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами».
(Дети встают и подходят к мольберту)
Кукла: А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом конверте.
(Воспитатель достает из него поочередно репродукции картин и вывешивает на мольберте)
- Посмотрите ребята на этот портрет девочки. Его нарисовал художник Борис Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут Иринка. Она вам нравится? (Да)
-Чем вам понравилась девочка? (Она красивая)
-Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку, почему?
-Во что одета Иринка? Что у нее в руках?
-Как вы думаете, куда может пойти девочка?
-Кто еще нарисован на картине? (собака). Ее зовут Шумка.
- Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная).
- На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин, нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.
- Какой нарисовал ее художник?
-Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться? (Заболеть, загрустить, ждет маму, устала.)
- Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете? (Больная, грустная, задумчивая, усталая.)
- Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах похожи?
-Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами поиграем.
(Дети выходят на середину группы)
Физкультминутка «Юные волшебники»
Раз -подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – тихонечко присесть.
Будем дружно рисовать
И картины создавать.
Восп-ль: Ребята, а кто же создает картины? (художники).
- Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? (Достает маленькие незаконченные портреты). Что это? Как называется картина, на которой художник рисует только лицо? (портрет).
-для того, чтобы закончить эти портреты, нам необходимо превратиться в самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова» :
(Дети закрывают ладонями глаза)
Раз, два, три – покрутись
И в художников превратись.
(дети садятся за столы, дорисовывают лицо на портрете)
Восп-ль: Теперь наши портреты готовы. У нас получилась целая картинная галерея.
-Кисточка тебе нравятся портреты, которые нарисовали ребята?
Кисточка: Да. Они замечательные. Мне так у вас понравилась, что я решила остаться в вашей группе.
Восп-ль: Оставайся кисточка, тебе у нас будет интересно. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.
(Дети закрывают глаза)
Раз, два, три – покрутись
И в ребяток превратись.
(Гости вместе с детьми рассматривают портреты)