МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Волшебный мир сенсорной комнаты»

Марина Ивановская
Семинар-практикум для педагогов «Волшебный мир сенсорной комнаты»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов на тему : «Волшебный мир сенсорной комнаты»

Цель. Знакомство педагогов с сенсорной комнатой. Демонстрация приемов работы с детьми.

Ход проведения

1. Приветствие.

2. Ознакомительная беседа.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Волшебный мир сенсорной комнаты“» размещена в разделах

Сенсорная комната – это особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды.

Сенсорная комната способна превратиться для ребенка в любое место: лес, город, подводный мир.

Задачи, решаемые в условиях сенсорной комнаты :

Создать эмоционально-положительный настрой в группе.

Снять эмоционально-мышечное напряжение.

Воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым.

Развивать наблюдательность, внимание.

Обогащать пассивный и активный словарь детей.

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать игровые навыки, произвольность поведения.

Развивать тактильную чувствительность, слуховое и зрительное восприятие.

Способствовать формированию адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии.

В сенсорной комнате ребенок пребывает в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении педагога исследует окружающее. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние: как расслабляющее, так и стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Оборудование комнаты :

Фиброоптическая тактильная панель

Способствует активизации кинестетических ощущений, усидчивости, развивает умение ориентироваться на вертикальной плоскости, воображение, познавательные процессы. Мерцающий цвет панели способствует эмоциональному расслаблению, психологическому комфорту.

Фиброоптическое волокно с источником света

Формирует представление о цвете, позволяет снять эмоциональное напряжение.

Аквалампа с рыбками

Используется для создания положительного эмоционального настроя, способствует психической разгрузке.

Зеркальное панно с фиброоптическими нитями «разноцветный дождь»

Фиброоптические волокна приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением.

Сухой душ

Разноцветные шелковые ленты стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Ленты приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Сухой душ способствует снятию нервно-психического и эмоционального напряжения. Например, ребенку можно предложить представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания.

Тактильно-развивающий комплекс «Улитка Саша»

Многофункциональное игровое пособие способствует стимуляции сенсорных и коммуникативных функций. Следует отметить наличие движущих элементов, встроенных в корпус улитки, которые способствуют развитию мелкой моторики и развитию зрения. Дети могут играть в раковине улитки, сидя на мягком мате - яркие разноцветные ленты создают эффект уютного домика. В два тактильных мешочка, расположенных по бокам, можно класть различные предметы для развивающих игр (например, для игры «Чудесный мешочек»).

Мягкий диван позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную позу. Пенополистирольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

Мягкий ковер дает каждому ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствует развитию самостоятельности, навыков общения, развитию двигательных и психических навыков.

Прибор направленного света

Используется в процессе проведения расслабляющих упражнений, а также для реализации сказочных сюжетов.

Тактильные (сенсорные) дорожки

Полезны для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия.

Световой стол с песком

Используется для развития тактильного восприятия, формирования уверенности в себе, снижения нервно-психического напряжения, обогащения восприятия и воображения. Упражнения на данном оборудовании развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Подсветка делает картины более эффектными и повышают интерес к упражнениям.

Мягкий зеркальный уголок с пузырьковой колонной

Способствует развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Отражение трубки в зеркале создает возможность находиться под воздействием сложного сенсорного потока светового раздражителя.

Занятия с детьми лучше всего начинать с игр и упражнений, направленных на развитие кожно-кинестетической чувствительности. Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы.

3. Педагогам предлагается на себе испытать тактильное воздействие через выполнение следующих упражнений:

Хождение по сенсорным дорожкам.

Потрогать ладонями фиброоптическую тактильную панель.

Упражнение «Сортируем камешки».

Упражнение «Собери кружочки».

Педагоги перебирают множество разнообразных фигурок и отбирают только кружочки.

Упражнение «Ловим рыбок» (в пуговичном озере).

Упражнение «Ласковые лапки».

Педагоги знакомятся с правилами игры: по руке каждого будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони.

Для игры можно использовать кусочек меха, кожи, кисточку, бусы, вату и т. д.

Упражнение «Ушки зайчиков».

Педагогам предлагается сесть на мягкое покрытие, вытянуть ноги, руками опереться сбоку или сзади.

Всем представить, что ступни — это ушки зайчика, нужно пошевелить ими, как делают зайчики. Посмотреть, у кого какого цвета ушки. Все называют цвет, исходя из цвета их носочков.

- Представим, что зайчик услышал какие-то звуки и навострил свои ушки.

(Носочки ступней направлены вверх.) Зайчик испугался, задрожал, и его ушки тоже задрожали. (Все совершают ступнями легкие движения вправо-влево.)

А затем зайчик стал убегать. (Обе ступни ног наклоняют асинхронно то вперед, то назад, например, правая ступня вперед, левая назад и т. д.)

Зайчик все быстрее бежит. (Увеличивают скорость движения.)

И спрятался. (Ступни нагибают вперед к полу и кладут друг на друга, затем меняют их местами.)

4. Для создания положительного настроя, снятия мышечных зажимов, выплеск негативных эмоций педагогам предлагается на себе ощутить воздействие пузырьковой колонны.

Упражнение «Верх-низ». Рассматривание педагогами, как колонна меняет цвет. Можно проследить взглядом как поднимаются и опускаются пузырьки (рыбки, шарики).

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Участникам предлагается пропеть звуки, которые определенным образом воздействуют на организм. Исходная позиция – стоя перед пузырьковой колонной с выпрямленной спиной, состояние спокойное, расслабленное. Перед произнесением каждого звука делается глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносится звук, насколько хватит дыхания.

Звуки:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

5. Педагогам предлагается почувствовать воздействие фиброоптических волокон. Предложить всем выполнить следующие упражнения:

Упражнение «Заплетаем косы»

Меняющие цвет по всей длине волокна, можно перебирать руками по одному и ощущать тепло и мягкость. На каждое волокно можно придумать ласковое имя для себя. Можно продолжить фразу «Я самая…», говоря о своих хороших качествах, Можно, перебирая волокна, заплетать из них косы.

Упражнение «Огонь – лед»

Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. Во время действия команды «огонь» фиброоптические волокна излучают красный цвет, при произнесении команды «Лед» цвет меняется на синий.

6. Педагогам предлагается фрагмент занятия для детей среднего дошкольного возраста «Улитка» :

Загадка.

Медленно ползет в траве

Тащит ношу на спине:

Дом тащить такая пытка,

И зовут ее … (улитка)

Рассматривание улитки. Какие рожки у улитки? Пальчиковая гимнастика: «Улитка, улитка, высуни рога», «Улитка уснула»

Сон улитки демонстрируется с помощью светового стола с песком.

Упражнение «Улитка – скалолаз» с использованием игрового оборудования «сухой душ»

Скалолаз – улитка ловкий,

Ползет вверх и без страховки,

Вниз ползет она быстрее,

По яркой и цветной аллее.

7. Педагогам предложить опробовать игровое оборудование «Сухой душ», «Улитка Саша».

8. Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее, кто на ковре. Кто на диване. Включается прибор направленного света. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. В какое время суток могут гореть звезды? (Вечером, ночью.) Давайте сейчас представим чудесную ночь. На темном небе зажигаются звезды. Они медленно плывут по темному небу. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным. Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Дышим легко… ровно… глубоко.

Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем

Потянуться! Улыбнуться!

Ладошки потереть и встать.

Настроение, я надеюсь, у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

9. Рефлексия занятия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Семинар «Уроки безопасности» В ноябре 2012 года, В нашем Детском саду №19 "Чебурашка", прошёл семинар-практикум "Уроки безопасности". Цель. Обмен опытом работы с дошкольными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Волшебный мир сенсорной комнаты»
Опубликовано: 12 апреля 2014 в 10:55
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Волшебный мир сенсорной комнаты»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ивановская (УИ 189533) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД