Светлана Рысухина
Знакомство с буквой [эр] и звуком «р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со звуком «Р» и буквой /ЭР/
Хорошо владеть понятием; речь, слово, звук, буква, предложение.
Автоматизация звука «Р» в игре.
Различать гласные, согласные звуки.
Уметь составлять предложение по схеме.
Делить слова на части.
Называть место звука «Р» в словах.
Уметь находить букву в тексте.
Виды деятельности: Коммуникация, игровая.
Публикация «Знакомство с буквой [эр] и звуком „р“» размещена в разделах
Материал: тетради, сказочные персонажи из сказки «Золотая рыбка», кубики с буквами, фишки, кроссворд, карандаши, схемы, медали.
Ход.
В. - Ребята давайте вспомним буквы, которые вы уже знаете.
Д. – называют буквы, четко проговаривая их.
В. – В каждой букве живет звук. Букву мы видим, а звук?
Д. – А звук мы слышим.
В. – Давайте назовем звуки.
Д. – Произносят звуки.
В. – Какие бывают звуки?
Д. – Звуки бывают гласными и согласными.
В. – Почему гласные- поются?
Почему согласные – не поются?
Из чего состоит наша речь?
Д. – Речь состоит из предложений.
В. – Какая бывает речь?
Д. – Речь бывает письменная и устная.
В. – Из чего состоит предложение?
Д. – Предложение состоит из слов.
В. – Из чего состоит слово?
Д. – Слово состоит из звуков.
Молодцы! Хорошо. Раздаются фишки за правильные ответы.
Ребята, к вам в гости пришли персонажи сказки. Отгадайте как называется эта сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке)
Кто написал эту сказку?
Д. – Сказку написал А. С Пушкин
В. – Вспомните пожалуйста отрывок из этой сказки.
Дети рассказывают сказку
Вы хорошо знаете эту сказку, а теперь нужно составить предложение с героями этой сказки (по схеме)
Дети составляют предложения. В-ль раздает фишки.
В – Ставит букву /ЭР/
Отгадайте загадку и вы узнаете, какого персонажа здесь не хватает.
В воде она живет
Нет клюва, а клюет? (Рыба)
Ребята есть звук «Р» в этом слове, на каком месте?
Д. – Звук «Р» стоит на первом месте.
В. – Рыбка передала задания, которые мы с вами должны выполнить.
Звуковой анализ слова
РЫБА.
Один ребенок у доски, остальные на местах. Составьте это слово из кубиков.
1/ Сколько звуков в этом слове?
Д. – 4 звука.
2/ Какие гласные, согласные?
Д. – 2гласных, 2согласных.
Хорошо. А теперь сколько слогов в этом слове? Делим слово на части.
Д. – 2 слога.
В. – Давайте скажем с ударением. На какой слог падает ударение? На первый, на какой звук «Ы» (ставим флажок)
За правильные ответы фишки.
2/ Игра «Бараны» книга «Речевые игры» Селеверстов. Для закрепления звуков речи.
Вспомнить в каких словах встречался звук «Р» (фишки).
3/ Фантазеры. Найдите букву /ЭР/ среди букв, на что похожа эта буква? Назовите слова со звуком «Р» 1- В начале слова.
2- В середине слова.
3- В конце слова. (Фишки)
4/ Угадайте название детской песни. Нужно написать 1букву предмета. «В траве сидел кузнечик»
5/ Кроссворд, по вертикали (сверху - вниз).
1- Ее надевают на лицо в новый год. А еще есть такие конфеты.
2- Вкусный напиток, который делают из ягод или фруктов и продают в пакетах.
3- Я им рисую, а потом стираю резинкой и опять рисую.
4- Его пришивают на куртку, в него кладут всякую всячину.
5- Стоит на крыше дома и выпускает дым.
6- Я им копаю песок в песочнице.
По горизонтали (Слева- на право)
2- Как называется рассказ о рыбаке и рыбке?
5- Маленький жук, с длинными усами, которого боялись все звери в стихах Корнея Чуковского.
6- Желтый с дырочками, его режут ломтиками и любят мыши.
7- По нему музыканты и маленькие дети стучат палочками.
8- Ночная птица, с большими круглыми глазами.
(Дети выходят и пишут сами).
Молодцы! Вы справились с заданиями. Вот и рыбка к нам приплыла. Она не одна, а со своими подружками, а у кого больше фишек, рыбка принесла медали. Награждение.
Занятию конец! Кто помогал мне молодец!