МААМ-картинки

Конспект занятия по реализации дагестанского национального компонента «Нити веков. Знакомство с ковроткачеством»

Омарова Зулейха
Конспект занятия по реализации дагестанского национального компонента «Нити веков. Знакомство с ковроткачеством»

Занятие : «Знакомство с искусством ковроткачества»

Тема: «Нити веков»

Цель : познакомить детей с старинным народным искусством Дагестана, ручным ковроткачеством.

Обучающие задачи: познакомить с инструментами необходимые для ковроделия, познакомить с элементами узоров, уметь самостоятельно составлять эскизы узоров, передавать красоту и характер элементов дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разных красок.

Публикация «Конспект занятия по реализации дагестанского национального компонента „Нити веков, Знакомство с ковроткачеством“» размещена в разделах

Развивающие задачи: развивать познавательную активность детей, развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать, фантазию.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к работе народных мастеров, воспитывать любознательность.

Предварительная работа: беседа о старинном искусстве Дагестана - ковроткачество, рассматривание ковров, эскизов, станка, дидактические игры «СОБЕРИ УЗОР ДЛЯ КОВРА», «СОБЕРИ УЗОРЫ НА НИТОЧКУ», «РАСКРАСИТЬ НИТИ» подвижная игра «БАБОЧКИ НА ПОЛЯНКЕ».

Материалы: ковры «СУМАХИ», ковровый станок, нити, краски, разные фигурки из разноцветной бумаги, клей, ножницы, лента, фигурки с дырочкой, ткань с разными цветами, крылышки для бабочек, эскизы для ковров.

Оформленияе зала: на полу ковры старинные, станок, мотки шерстяной нити, у станка ножницы, нож крючок.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в зал под старинную дагестанскую народную мелодию

ВЕДУЩИЙ: НЕУЛОВИМО ПАЛЬЦЫ У СТАНКА ПОРХАЯ

КАК НИ СТАРАЙСЯ-УЗЕЛКОВ НЕ ПЕРЕЧЕСТЬ

А ПО ОРНАМЕНТУ ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ

СТИХОТВОРЕНИЕ МОГ, ЗНАЮЩИЙ ПРОЧЕСТЬ

РАСУЛ ГАМЗАТОВ.

Ведущий: РЕБЯТА КАК ВЫ ДУМАЕТЕ О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ЭТИХ СТРОКАХ? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) ДА РЕБЯТА РАСУЛ ГАМЗАТОВ ГОВОРИТ О КОВРАХ, О ДЕВУШКАХ КОТОРЫЕ ТКУТ КОВРЫ, О ТОМ КАКИЕ ВОЛШЕБНЫЕ УЗОРЫ МОГУТ СОТВОРИТЬ ТКАЧИХИ У КОВРОВОГО СТАНКА. ДАГЕСТАН КРАЙ УДИВИТЕЛЬНОЙ КРАСОТЫ,РОДИНА ГОСТЕПРЕИМНЫХ И ТРУДОЛЮБИВЫХ ЛЮДЕЙ. СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ ОТПРАВИМСЯ В УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ВЫСОКОГОРНОЕ СЕЛО АХТЫ. НАС К СЕБЕ ПРИГЛОСИЛА В ГОСТИ МАСТЕРИЦА КОВРОВ, КОТОРАЯ РАССКАЖЕТ НАМ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ЭТОМ ИСКУССТВЕ КОВРОТКАЧЕСТВО.

ЗВУЧИТ МУЗ., С. АГАБАБОВА СЛОВ. ,Р. ГАМЗАТОВА «ПО ГОРНЫМ ДОРОГАМ» ДЕТИ ВСТАЮТ И ИДУТ ЗМЕЙКОЙ ПО ЗАЛУ, (1 КРУГ) ЗАТЕМ САДЯТ НА МЕСТА.

(НА ПОЛУ У СТОНКА СИДИТИ МАСТЕРИЦА взрослая)

ВЕД: РЕБЯТА ДАВАЙТЕ ПОЗДАРОВАЕМСЯ.

ДЕТИ: САЛАМ АЛЕЙКУМ!

МАСТЕРИЦА: АЛЕЙКУМ АССАЛАМ РЕБЯТА, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШ УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРАЙ, КРАЙ КОВРОВОГО РЕМЕСЛА. В ДАГЕСТАНЕ ЕСТЬ РАЗНОЕ РЕМЕСЛО, В КАЖДОМ СЕЛЕ ОНО СВОЕ, БАЛХАРЫ - ДЕЛАЮТ КРАСИВЫЙ КУВШИНЫ ИЗ ОБЫЧНОЙ ГЛИНЫ, КУБАЧИ – ИЗ СЕРЕБРА И СТАЛИ ДЕЛАЮТ КРАСИВЫЕ КИНЖАЛЫ, И УКРАШЕНИЯ. НАШ АУЛ СЛАВИТСЯ КОВРАМИ. КОВРОДЕЛИЕ – ОДНО ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ИСКУССТВ В МИРЕ. ОНО ПЕРЕДАЕТСЯ НАМ ИЗ ПОКОЛЕНИЕ В ПОКОЛЕНИЕ, В НАЧАЛЕ КОВРЫ ТКАЛА МОЯ БАБУШКА, ЗАТЕМ МОЯ МАМА, А СЕЙЧАС ЭТО ИСКУССТВО ПЕРЕДАЛОСЬ МНЕ. КОВРЫ ВЫПОЛНЯЛИ САМЫЕ РАЗНЫЕ ФУНКЦИИ: МЛАДЕНЦАМ ПОКРЫВАЛИ ЛЮЛЬКИ, НЕВЕСТАМ КОВРЫ ДАВАЛИ КАК ПРИДАННОЕ ИЛИ КОВРАМИ УКРЫВАЛИ ГЛИНЯННЫЕ ПОЛЫ, СТЕНЫ ЧТО Б ЛЮДИ В ДОМЕ НЕ МЕРЗЛИ. ЧТОБ СОТКАТЬ КОВЕР НУЖНО ПРИЛОЖИТЬ МНОГО УСИЛИЙ. ИЗВЕСТНЫМ ЦЕНТРОМ РУЧНОГО КОВРОТКАЧЕСТВА ЯВЛЯЛИСЬ ВЫСОКОГОРНЫЕ ЛЕЗГИНСКИЕ СЕЛО АХТЫ, КУРУШ, МИКРАХ И ТАК ЖЕ ТАБАСАРАНСКИЙ РАЙОН. НАЗВАНИЕ НАШИХ КОВРОВ «СУМАХ». А СЕЙЧАС РЕБЯТКИ, ДАВАЙТЕ ПРОЙДЕМСЯ И ПОСМОРИМ НА НАШИ КОВРЫ, НА НАШИ ГОТОВЫЕ ЭСКИЗЫ ДЛЯ БУДУЩИХ КОВРОВ, НА НАШИ ИНСТРУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КОВРОТКАЧЕСТВА, РАСМОТРИМ СТАНОК, ХОТИТЕ ПОТРОГАТЬ ЕГО? (ОТВЕТ ДЕТЕЙ)

(ДЕТИ ПОДХОДЯТ И РАСМАТРИВАЮТ КОВРЫ, ЭСКИЗЫ, СТАНОК)

МАСТЕРИЦА: РЕБЯТА ПОСМОТРИТЕ КАК ТУГО НАТЯНУТА КАЖДАЯ НИТЬ, НИТИ ДЕЛАЮТ ИЗ ШЕРСТИ. РЕБЯТА А КТО СКАЖЕТ НА КАКОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОХОЖ НАШ СТАНОК? (ОТВЕТ ДЕТЕЙ) КОНЕЧНО РЕБЯТКИ, ОН ПОХОЖ НА АРФУ (ПОКАЗАТЬ ИЛЛЮСТРАЦИЮ КАРТИНЫ АРФЫ, ХОТИТЕ НАУЧИТСЯ ТКАТЬ КОВЕР? (ОТВЕТЫ ДЕТЕ) Я ВАС СЕЙЧАС НАУЧУ ДЕЛАТЬ УЗОРЫ, А КАКИМИ ОНИ У ВАС БУДУТ ВЫ ПРИДУМАЕТЕ САМИ ПРОХОДИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ЗА СТОЛЫ, РАССАЖИВАЕТЕСЬ.

(ДЕТИ РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СТОЛЫ, НА СТОЛАХ ЗАРАНЕЕ ЗАГОТОВЛЕННАЯ РАЗНОЦВЕТНАЯ БУМАГА, КЛЕЙ, ГОТОВЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ, ЦВЕТОЧКИ,КРУЖКИ ИТД, ДЕТИ НАЧИНАЮТ ПРИДУМЫВАТЬ СЕБЕ КОВРИКИ И КЛЕЮТ УЗОРЫ НА ЦВЕТНУЮ БУМАГУ)

МАСТЕРИЦА: РЕБЯТА СЕЙЧАС ВЫ САМИ СДЕЛАЕТЕ ЭСКИЗЫ ДЛЯ ВАШИХ БУДУШИХ КОВРОВ. Я ВАМ ПОКАЖУ КАКОЙ ЭСКИЗ ИЗ ЭТИХ БУМАГ СДЕЛАЛА Я (ПОКАЗЫВАЮ КАРТИНУ), А ВЫ СДЕЛАЙТЕ ТАКОЙ УЗОР КОТОРЫЙ АМ НРАВИТСЯ.

(РЕБЯТА НАЧИНАЮТ СОЗДОВАТЬ УЗОРЫ ИЗ ЦВЕТКОВ,ТРЕУГОЛЬНИКОВ,ПОЛОСОК И ТД)

МАСТЕРИЦА: МОЛОДЦЫ РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ДЛЯ КОВРОВ НАМ НИТКИ НУЖНЫ? (ОТВЕТ ДЕТЕЙ) ДА РЕБЯТКИ КОНЕЧНО, БЕЗ НИТОК КОВЕР НЕ ПОЛУЧИТСЯ, А НИТКИ НАМ НУЖНЫ РАЗНОЦВЕТНЫЕ, СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ НАУЧИМСЯ КРАСИТЬ НИТКИ В ЯРКИЕ ЦВЕТА.

БЕРЕМ ПЛАСТМАСОВЫЕ ТАРЕЛОЧКИ И БЕРЕМ ЛЮБУЮ КРАСКУ, КАКАЯ ВАМ ПО ДУШЕ, МАКАЕМ НИТОЧКИ В КРАСКИ И ОСТАВЛЯЕМ СУШИТЬ.

МАСТЕРИЦА : НУ ЧТО ДЕТКИ ЗАКОНЧИЛИ (У КОГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ПОМОГАЕМ, НУ ЧТО РЕБЯТКИ ПОКА НАШИ НИТОЧКИ СУШАТСЯ ДАВАЙТЕ МЫ С ВАМИ ПОИГРАЕМ В ИГРЫ.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА БАБОЧКИ НА ПОЛЯНКЕ. ЗАРАНЕЕ ГОТОВИМ ТКАНЬ НА ТКАНИ ПРОШИВАЕМ РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУГИ С РАЗНЫМИ ЦВЕТАМИ, КАЖДОМУ РЕБЕНКУ ПРОИЗНОСЯТ ЕГО ЦВЕТ: ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, КРАСНЫ, СИНИЙ И ТД., ПОД МУЗЫКУ ДЕТИ ЛЕТАЮТ, КАК МУЗЫКА ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ НА СВОИ ЦВЕТА КАК БЫ МАСКИРУЯСЬ. 2-й РАЗ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ НА ДРУГИЕ ЦВЕТА.

МАСТЕРИЦА: молодцы ребятки как вы ловко помогли бабочкам ОТЫСКАТЬ СВОИ ЦВЕТА, а сможете ли вы собрать узор на ниточку? Интересно?

На столе в тарелочке одна лента и из бумаги вырезанные узоры с дырочкой в углу – это могут быть звезды, цветочки, треугольники, квадратики, ведущий показывает эскиз узора, ребенок должен быстро собрать такой же узор на ниточку.

Играет музыка и дети начинают собирать

Мастерица: молодцы ребятки, как вы ловко и умело справились с заданием. Я думаю из вас выйдут хорошие мастера ковроткачество

Ведущая : Мастерица ты как никто знаешь что у нас в Дагестане гости не приходят с пустыми руками, вот и наши ребятки приготовили для тебя стихи,песню, и танец. Послушай пожалуйста сейчас наши детки расскажут тебе стихи

1 реб: О Дагестан, воспетый на века поэтом,

Что он сказал бы в эти наши времена.

Ковер Дагестанский соткан под осенним небом,

А мастерицею была сама Судьба.

2 реб: КАКИЕ ВСЮДУ МАСТЕРИЦЫ

В АУЛАХ ДРЕВНИХ ТУТ ЖИВУТ

НЕ ЗРЯ РАБОТА КОВРОВЩИЦЫ

ЗДЕСЬ САМЫй БЛАГОРОДНЫЙ ТРУД

3 РЕБ: Ткала горянка песню о своей отчизне.

Павлины, бабочки, газели, голубкИ,

Плоды, бутоны, листья - всё от древа жизни,

Что для детей необходимо сохранить.

4 реб: И расцветал ковер к цветку цветок

Как Дагестан родной в разгаре лета

За нитью нить, так из прекрасных строк

Рождается творение поэта

Танец под музыку М. Кажлаева «Вечер»

Мастерица: какой красивый танец, какие замечательные стихи, спасибо вам ребята за такие подарки.

ВЕДУЩИЙ: НУ НА ЭТОМ НЕ ВСЕ, РЕБЯТА ПРИГОТОВИЛИ ЕЩЕ ПЕСНЮ

ДАГЕСТАНСКАЯ НАРОДНАЯ

«Дагестан цветущий»

Я так долго не был на родной земле

Здравствуй мой любимый Дагестан / 2р.

Дагестан цветущий, Дагестан растущий

Я тебя так долго не видал 2Р

2-к.

Прикаспийский ветер, ласково нас встретит

Здравствуй мой любимый Дагестан. 2Р

Лишь одной мечтою, я живу тобою

И к тебе вернусь я Дагестан 2Р

3-К

Девушек красивых, юношей отважных /

Ты рождаешь горный Дагестан 2Р

Прикаспийский ветер, снова меня встретит /

Здравствуй мой любимый Дагестан / 2Р

Ведущая: ну вот и все ребята наше путешествие по селу Ахты подошло к концу понравилось вам?

Дети: даааа!

Ведущий: давайте скажем спасибо за гостеприимство, за бесценные знания которые нам подарила наша мастерица ковров.

Дети все вместе: СПАСИБО!

Мастерица: рада буду вас вновь увидеть у нас в гостях!

ЗВУЧИТ МУЗ., С. АГАБАБОВА СЛОВ. ,Р. ГАМЗАТОВА «ПО ГОРНЫМ ДОРОГАМ» ДЕТИ ВСТАЮТ и змейкой выходят из зала

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Зима в произведениях омских поэтов О. Клишина и Т. Белозёрова»Конспект занятия по реализации регионального компонента «Зима в произведениях омских поэтов О. Клишина и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Зима в произведениях Омских поэтов» Возрастная группа: старшая.

Фотоотчет о занятии по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская роспись» в средней группеФотоотчет о занятии по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская роспись» в средней группе Цель: Закрепить знания детей о характерных особенностях балхарской росписи. Познакомить с отличительными особенностями декоративного решения.

Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» в средней группеКонспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» в средней группе Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (тарелок). Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать.

Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика»Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (кувшинов). Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Презентация «Реализация регионально-национального компонента в средней группе»Презентация «Реализация регионально-национального компонента в средней группе» Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень.

Сценарий развлечения по реализации бурятского национального компонента для детей младшей группы «В гости к Будамшу»Сценарий развлечения по реализации бурятского национального компонента для детей младшей группы «В гости к Будамшу» Цель: Знакомство с музыкой, обычаями, традициями бурятского народа. Задачи: 1. Развивать интерес к культуре бурятского народа, а также эмоциональную.

Сценарий развлечения на основе национального компонента в старшей группе «Волшебный сундучок — богатство предков» Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение центр развития ребенка:детский сад №104 "Ладушка". Возрастная группа:.

Автор публикации:
Конспект занятия по реализации дагестанского национального компонента «Нити веков. Знакомство с ковроткачеством»
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 22:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД