Раушания Зайнуллина
Конспект занятия в младшей группе «Знакомство с комнатным растением-герань»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (ГЕРАНЬ)
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с комнатным растением, имеющим типичное строение (герань, с целью уточнить и закрепить название частей растения : листья, стебель, веточки, цветы. Познакомить с правилами поливки растений. Учить составлять модель комнатного растения из отдельных частей. (Знакомство с д/игрой «Цветовод»)
Публикация «Конспект занятия в младшей группе „Знакомство с комнатным растением-герань“» размещена в разделах
- Герань, комнатное растение
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
МАТЕРИАЛ: Персонаж –Лиса, комнатное растение, черенок, схема-рисунок строения растения, лейка, д/игра «Цветовод».
«П» - педагог, «Л» - лиса, «Д»- дети
ХОД: В гости к детям приходит Лиса и приносит в подарок новое комнатное растение – герань (примула).
П. : Что же принесла нам Лиса? (цветы) Комнатное растение – герань. Давайте поприветствуем его, улыбнемся ему, покажем, что мы ему рады. Давайте рассмотрим новый цветок.
• в чем растет наш цветок? (цветок растет в горшке, в земле)
• какой у герани стебель? (стебель у герани прямой, толстый, зеленый вверху и темный внизу)
• На что похожа герань, на травку или деревце?
• Что располагается на стебле? (на стебле есть веточки и листья, цветы)
• Сколько веточек на стебле, много или мало?
• На веточках растут листочки. Какой они формы? Выберите у себя похожий по форме листочек (у детей на столе по два листочка, напоминающие по форме листья герани и фикуса).
• Какого цвета листочки? (листья у герани зеленого цвета) Осторожно погладьте листочки пальчиками. Что еще можно сказать про листочки? (они мягкие, пушистые, пахнут)
• Что еще есть у герани? (цветок) Какого он цвета. У герани много маленьких цветочков, собранных в зонтик.
П. : Давайте составим наш новый цветок – герань.
Педагог вместе с детьми выкладывает на фланелеграфе модель цветка (горшочек, ствол с веточками, дети прикладывают свои листочки, воспитатель приставляет цветок) еще раз называя части растения. Обобщает полученные детьми знания о герани.
П. : Это комнатное растение – герань. Оно растет дома в горшочке. У нее прямой, зеленый стебель с веточками. На веточках круглые, зеленые листочки. Листочки у герани неровные, с мелкими волосками – мохнатенькие, мягкие, имеют запах. Цветочек живой, ему обязательно нужна вода, дадим ему попить.
Предлагает посмотреть, как при поливе вода уходит в землю. Приговаривает: «Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды».
Педагог с детьми относит цветок в уголок природы, определяет ему место.
П. : Герань очень любит солнышко, поэтому ее мы поставим поближе к окну (на окно).
На окне в такую рань
Распустилась герань.
Круглые листочки,
пышные цветочки
Даже очень хороши,
Так решили малыши.
МЫ НАУЧИЛИСЬ ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ.
ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о строении растения : листья, стебель, корни, цветок; о функциональном значении частей растения. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном питании; об уходе за ним – создании необходимых условий (прежде всего, своевременно поливать). Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за растениями.
МАТЕРИАЛ: Комнатные растения (для рассматривания подобрать цветущее растение или растение с яркими листьями); луковица с корнями, игровой персонаж, лейки. Д/игра «Цветовод».
ХОД: Педагог вместе с детьми рассматривает комнатные растения в уголке природы.
П. : Дети, у нас в группе много растений. Они зеленые, красивые. Кто за ними ухаживает? Вы уже подросли, и я научу вас, как нужно ухаживать за комнатными растениями.
Стук в дверь, внесение персонажа – Лиса.
Л. : Ой, как много у вас зелени. Это, наверное, лес?
П. : Ребята, это лес? Скажем дружно – комнатные растения, цветы.
Л. : Посмотрю на растения поближе (подходит и показывает на листья). Как много у растений лап!
П. : Ребята, скажите Лисе, что это? (листья)
Л. : Листья, надо запомнить. А это что за палка торчит из земли?
П. : Это стебель. На стебле есть веточки и листочки. Запомнила Лиса?
Л. : Нет, не запомнила.
Педагог предлагает 2 – 3 детям назвать и показать ежику части растения.
Л. : Сейчас запомнила. А что у растения спрятано в земле? Можно посмотреть?
П. : Ребята, кто знает, что у растения в земле? (корни) Вот такие корешки (показывает луковицу с корешками или черенок). На что похожи корешки? (на белые ниточки)
Л. : У растения есть листья, стебель, корни в земле. А где же у растения голова? Где рот, чтобы есть и пить?
П. : У растения нет головы, нет рта. Растение пьет воду и берет из земли питательные вещества корнями, всасывает их. По корням вода и питательные вещества поднимаются в стебель, потом в листья и растение растет. Многие растения, когда вырастут, цветут красивыми цветочками. Покажите Лисе, где у нашего растения цветы. Найдите в уголке природы еще цветущие растения.
Л. : Какие красивые цветочки. Как интересно. Как же мне это все запомнить?
П. : Чтобы запомнить, давайте поиграем в игру. (У каждого ребенка и у педагога наборы частей растения : стебель, корни, листья, цветок). Педагог и дети выкладывают на столе растение, называя его части.
Л. : Я тоже хочу комнатное растение, чтобы оно росло и цвело.
П. : Для того, чтобы растение хорошо росло и цвело, за ним надо ухаживать.
Л. : А как?
П. : Ну, прежде всего, растение надо регулярно поливать водой. Сейчас я покажу ребятам, как правильно поливать комнатное растение, и ты, Лиса, смотри и запоминай.
Педагог показывает способ поливки растения и объясняет свои действия.
П. : Лейку нужно держать так, чтобы носик касался края горшка. Поливать надо землю осторожно, не лить воду на листья и стебель.
Педагог предлагает 2 – 3 детям показать, как они будут поливать растения.
П. : Еще растения любят тепло, свет, солнышко, поэтому их ставят на окно, в светлую часть комнаты, поближе к солнечному свету.
В нашей группе, на окне, во зеленой, во стране,
В расписных горшочках подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка, колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку, я и все мои друзья.
Л. : Я все поняла. Сейчас пойду в цветочный магазин, куплю цветочек и буду за ним ухаживать. Спасибо вам ребята за то, что рассказали мне о комнатных растениях. До свидания.
П. : Ребята, а вы научились ухаживать за растениями, поливать их. Сейчас вы каждый день будете помогать мне, ухаживать за нашими комнатными растениями.
МЫТЬЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ-ГЕРАНЬ
ЦЕЛЬ: Закрепить названия знакомых растений и знания детей о них. Познакомить детей с новым растением с большими широкими листьями, но строением отличающееся от фикуса (аспидистра, каллы, марантовые). Дать представления о функциях листьев, познакомить со способами содержания листьев в чистоте. Учить протирать широкие листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать детей к использованию слов: ухаживать, поливать, протирать листья.
МАТЕРИАЛ: Комнатное растение-герань, инвентарь для работы.
ХОД: Воспитатель предлагает навестить зеленых друзей в уголке природы. Дети обходят растения, называют знакомые. Обнаруживают на герани знак «печаль».
П. : Что случилось, почему наш герань грустит? Может, мы забыли его полить? (дети проверяют землю в горшке – цветок полит) Давайте внимательно рассмотрим цветок, узнаем, почему он сегодня грустит.
Педагог проводит пальцем по листу и обращает внимание детей на оставшийся след.
П. : Что такое? Да он пыльный, грязный, не умытый. Что же нам надо сделать, как помочь гераню? Умоем наше растение. Посмотрите внимательно, нет ли в уголке природы еще растений с такими большими листьями, может и их надо умыть?
Дидактическая игра по ознакомлению с комнатными растениями
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля)
Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.
Правило. Не подглядывать.
Оборудование. На столе 2 – 3 хорошо знакомых растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает : «Какого растения не стало?»
В младшей группе интересны для наблюдений детей растения обильно цветущие, эффектные, с ярко окрашенными, сравнительно крупными листьями. За такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов, в нескольких экземплярах, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками (герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фикус, фуксия гибридная, амазонская лилия, кливия, колеус, бальзамин, гортензия, хризантема).
Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытье широких, кожистых листьев, полив, проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).
БЕСЕДА ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Беседа начинается с обращения педагога к ребенку: «Давай посмотрим, какие растения есть у нас в уголке природы.
• Как называются эти растения?
• Как надо ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?
• У тебя дома есть растения?
Если ребенок отвечает удовлетворительно, беседа продолжается.
• Как они называются?
• У нас в группе есть такие растения, как у тебя дома?
• Покажи, какие растения есть у тебя дома?
• Кто за ними ухаживает?
• Ты помогаешь ухаживать?
• Зачем людям комнатные растения?
Затем предлагается полить одно растение и обтереть листья фикуса.
ЗАДАНИЕ 1.
ЦЕЛЬ: установить полноту восприятия ребенком знаний о комнатном растении.
Ребенку предлагается свободное описание комнатного растения по инструкции : «Посмотри на это растение (герань, можешь его потрогать, повернуть и расскажи о нем все, что ты узнал».
ЗАДАНИЕ 2.
ЦЕЛЬ: выяснить умение использовать разные способы обследования объекта, а также полноту восприятия сенсорных признаков комнатных растений.
Ребенку предлагается рассказать о растении по вопросам :
• Какого цвета листья?
• Какой формы листья?
• Какой величины листья?
• Какие листья на ощупь?
• Есть ли у них запах? И т. п.
Детей второй младшей группы привлекают к систематическим наблюдениям природы во все времена года, знакомят с характерными особенностями каждого сезона. Нужно подвести их к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и трудом людей в природе.