МААМ-картинки

Перспективный план по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы

Рамуза Бадамшина
Перспективный план по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы

Мугаллимова Р. Р., воспитатель МБДОУ д/с «Алёнка»

г. Советский ХМАО-Югры

«Формирование у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы»

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому именно этот возраст является наиболее благоприятным для приучения детей к труду и формированию знаний о комнатных растениях.

Публикация «Перспективный план по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы» размещена в разделах

По мнению Л. С. Выготского, у дошкольников формируются знания только в процессе активной деятельности, которым является труд. С. Н. Николаева выделяет экологическое значение труда, определяет условия активного взаимодействия с природой. Все это позволяет приобрести детям необходимые знания об окружающем мире и, в том числе, о комнатных растениях.

Работа с детьми 3-5 лет направлена на решение задач:

1. Расширить знания о комнатных растениях, их многообразии;

2. Научить отмечать сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов;

3. Научить замечать изменения в развитии, происходящие в растениях;

4. Воспитывать интерес к растениям, бережное отношение к ним.

Формы работы с детьми :

1. Беседы

2. Наблюдения

3. Опыты

4. Чтение художественной литературы

5. Продуктивная деятельность (рисование, совместное оформление альбомов, выставок)

6. Дидактические игры, презентация проектов.

Организуя работу по данной теме, вначале изучила научную и методическую литературу по вопросу раннего формирования у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы. Адаптировала диагностику уровня сформированности знаний о комнатных растениях, посредством ухода за ними в уголке природы, для детей 3-5 лет на основе методики С. Н. Николаевой «Экологическая воспитанность дошкольников», а также критерии оценки знаний были заимствованы из исследований П. Г. Саморуковой и Л. М. Маневцевой.

Разработала перспективные планы по формированию у дошкольников 3-5 лет знаний о комнатных растениях посредство ухода за ними в уголке природы, которые включают в себя наблюдения, беседы, целевые прогулки, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, продуктивную деятельность, чтение художественной литературы.

В группе оформиласовместно с родителями предметно-развивающую среду, которая постоянно пополняется: уголок природы, уголок знакомства с комнатными растениями, паспорта комнатных растений, схемы-иллюстрации: «комнатные растения похожие на дерево», «комнатные растения похожие на травку», «комнатные растения похожие на кустик», дидактические игры, подготовила консультации для родителей.

Работу по ознакомлению детей 3-5 лет с комнатными растениями, провожу 1 раз в неделю в утренний и вечерний отрезок времени в определенной последовательности:

1. в 1 неделю месяца проводится наблюдения по ознакомлению с новыми комнатными растениями или правилами ухода за ними;

2. во 2 и 3 неделю проводятся опытническая деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы;

3. 4 неделя – труд в уголке по уходу за комнатными растениями под руководством воспитателя.

Детей младшего возраста, прежде всего, познакомила комнатными растениями 4 видов, их частями, основными растительными группами : дерево, трава. Научила рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков, листьев.

Перспективный план работы во 2-й младшей группе (3-4 года)

по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях, посредством ухода за ними в уголке природы.

Месяц Тема Задачи Содержание работы Литература

Сентябрь

«Комнатные растения украшают наш дом»

Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений : они красивые, украшают комнату.

1. Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.

2. Беседа на тему: «Комнатные растения».

3. Рассматривание ярких иллюстрации комнатных растении.

4. Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п. С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»

Октябрь

«Комнатные растения в уголке природы». Удовлетворить желание детей участвовать в уходе за комнатными растениями. Постепенно привлекать детей к поливке комнатных растений, обучать ребят этому виду ухода за растениями. 1. Наблюдение за цветущими комнатными растениями.

2. Знакомство с яркими красивыми леечками без ситечек.

3. Беседа о необходимости растений в групповой комнате.

4. Д/ игра: «Что изменилось?» И. П. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой» с. 5

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17

Ноябрь

«Уход за комнатными растениями» Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы, поддерживать интерес к уходу за растениями. Продолжать учить ухаживать за растениями. 1. Индивидуальная работа одновременно с воспитателем, поливка комнатных растении.

2. Рассматривание цветочков у бегонии, герани.

3. Д/ игра: «Найди такой же».

4. Наблюдение-опыт: «С водой и без воды» И. П. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой» с. 5;

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17

Декабрь

Декабрь

«Знакомство с геранью» Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим типичное строение (ГЕРАНЬ, с целью уточнить название частей растения : листья, стебель, ветки, цветы. Познакомить с правилами поливки растения. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание герани его цветков, листьев.

2. Заучивание стихотворения «Герань».

3. Д/ игра: «Угадай растение по описанию».

4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за геранью. Т. И. Гризик «Познавательное развитие детей 2-7 лет» с. 29,30;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 18;

Январь

Январь

«Знакомство с бегонией» Познакомить детей с комнатным растением бегонией и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бегонию с травкой. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Беседа о комнатном растении бегонии.

2. Д/ игры: «Найди такой же», «Найди пару», «Найди растение по названию».

3. С/рол. игра: «Праздник – зелёное новоселье».

4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за бегонией. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 36;

Т. И. Гризик «Познавательное развитие детей 2-7 лет» с. 30;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17,18;

Февраль

Февраль

«Знакомство с бальзамином» Познакомить детей с цветущим комнатным растением бальзамином и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бальзамин с деревом. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Чтение стихотворения Е. Благининой «Огонёк».

2. Д/ игра: «Где спряталась матрёшка?».

3. Рисование чудо – цветка бальзамина (стебель, листья, цветок).

4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за бальзамином. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 36;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 18;

Март

Март

«Знакомство с фикусом» Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим типичное строение, но отличающиеся от знакомого детям – формой и величиной листьев (большие, широкие, гладкие, ровные, овальные и т. п.). Учить детей сравнивать два растения, моделировать растение из отдельных частей. Воспитывать интерес и бережное отношение к комнатным растениям. 1. Рассматривание фикуса (стебель, листья).

2. Беседа о фикусе.

3. Д/ игра: «Найди растение по названию»,

Фото на память с зелёным другом.

4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за фикусом. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 36;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 18;

Апрель

Апрель

«Мои зелёные друзья» Научить детей рассказывать о комнатных растениях :

-называть части растении (стебель, листья, цветы);

-уметь описывать листья (большие-маленькие, широкие-узкие, их окраску);

-отмечать характерные признаки цветков (один-много, их цвет, запах); 1. Наблюдение за работой воспитателя по пересаживанию герани, бегонии, бальзамина, уход за ними.

2. Д/ игры: «Чего не стало?», «Опишите, я отгадаю», «Угадай растение по описанию».

3. Коллективная работа, создание паспорта комнатных растений. И. П. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой» с. 5

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17,18,20.

Перспективный план работы в средней группе (4-5 лет)

по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях, посредством ухода за ними в уголке природы.

Месяц Тема

Задачи Содержание работы Литература

Октябрь

«Мои зелёные друзья» Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения, их части (стебель, цветок, лист). Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных растении. Продолжать формировать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя. 1. Рассматривание паспорта комнатных растений.

2. Наблюдение за развитием знакомых комнатных растении.

3. Д/ игры: «Чего не стало?», «Найди растение по названию», «Найди такой же».

4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за зелёными друзьями. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников», с. 33;

М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 38;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17,18,20;

Ноябрь

«Уход за комнатными растениями» Учить поливать растения водой комнатной температуры. Учить какое растение нуждается в поливке, какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, его нужно поливать, у другого тёмная, на ощупь сырая, его поливать не нужно). Формировать умение выполнять работу в определённой последовательности. 1. Наблюдение за комнатными растениями и определение политой земли от не политой.

2. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

3. С/ ролевая игра: «Я помогаю маме ухаживать за комнатными растениями».

4. Опыт: «На свету и в темноте» М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 38;

Декабрь

«Знакомство с примулой» Познакомить детей с комнатным растением примулой и с его характерными признаками цветков и листьев. Научить правильно, выполнять работу по уходу за примулой, совместно с воспитателем. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, примулы.

2. Д/ игра: «Загадай, мы отгадаем».

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за примулой.

4. Лепка примулы. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 39;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 21;

Январь

«Комнатные растения, похожие на кустик»

Познакомить детей, ещё с одной растительной группой - куст. Научить выделять из группы комнатных растении, похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы : дерево, трава, куст. 1. Наблюдения на прогулке за растительными группами : деревьями, кустиками.

2. Труд в уголке природы по уходу, за комнатными растениями.

3. Д/ игры: «Продайте то, что назову», «Найди, о чём расскажу», «Найди растение по названию».

4. Фотовыставка комнатных растений М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 39;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 19,20,21;

Февраль

«Знакомство с традесканцией»

Познакомить детей с контрастным видом комнатного растения, традесканцией, с его характерными признаками. Научить правильно, ухаживать за традесканцией в ходе наблюдении детей за действиями воспитателя по уходу за растением. Продолжать формировать бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, традесканции.

2. Д/ игра: «Найди, о чём расскажу».

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за традесканцией.

4. Отгадывание загадок про традесканцию. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 33;

В. А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 20;

Март

«Описание комнатного растения» Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида (их части, форма листьев, на какую растительную группу похожи, величина и окраска листьев и цветов). Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растении. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними. 1. Составление рассказа о своём любимом растении, по плану. (индивидуально в утренний отрезок времени)

2. Д/ игра: «Опишите, я отгадаю».

3. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатным растением.

4. Фото на память с любимыми зелёными друзьями.

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 20;

Апрель

«Поможем зелёному другу» Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое : оно растет. Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два). Уточнить знания о подземной части растения. 1. Наблюдение за рассаживанием комнатного растения.

2. Д/ игра: «Цветовод»

3. Опыт: «Кому лучше?»

4. Создание альбомов: «цветы-как травка», «цветы-как дерево», «цветы-как кустик»

Публикации по теме:

Конспект занятия. «Растения в нашем уголке природы» (беседа с элемента труда) РАСТЕНИЯ В НАШЕМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ (беседа с элементами труда) Цель: способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых.

Практико-ориентированный проект «Комнатные растения» 1. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Сказка» г. Барабинск. Проект: «Комнатные растения» Автор:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы
Опубликовано: 6 мая 2013 в 18:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД