Рамуза Бадамшина
Перспективный план по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы
▼ Скачать + Заказать документы
Мугаллимова Р. Р., воспитатель МБДОУ д/с «Алёнка»
г. Советский ХМАО-Югры
«Формирование у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы»
Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому именно этот возраст является наиболее благоприятным для приучения детей к труду и формированию знаний о комнатных растениях.
Публикация «Перспективный план по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Оформление детских садов
- Планирование. Планы работ
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По мнению Л. С. Выготского, у дошкольников формируются знания только в процессе активной деятельности, которым является труд. С. Н. Николаева выделяет экологическое значение труда, определяет условия активного взаимодействия с природой. Все это позволяет приобрести детям необходимые знания об окружающем мире и, в том числе, о комнатных растениях.
Работа с детьми 3-5 лет направлена на решение задач:
1. Расширить знания о комнатных растениях, их многообразии;
2. Научить отмечать сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов;
3. Научить замечать изменения в развитии, происходящие в растениях;
4. Воспитывать интерес к растениям, бережное отношение к ним.
Формы работы с детьми :
1. Беседы
2. Наблюдения
3. Опыты
4. Чтение художественной литературы
5. Продуктивная деятельность (рисование, совместное оформление альбомов, выставок)
6. Дидактические игры, презентация проектов.
Организуя работу по данной теме, вначале изучила научную и методическую литературу по вопросу раннего формирования у дошкольников знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними в уголке природы. Адаптировала диагностику уровня сформированности знаний о комнатных растениях, посредством ухода за ними в уголке природы, для детей 3-5 лет на основе методики С. Н. Николаевой «Экологическая воспитанность дошкольников», а также критерии оценки знаний были заимствованы из исследований П. Г. Саморуковой и Л. М. Маневцевой.
Разработала перспективные планы по формированию у дошкольников 3-5 лет знаний о комнатных растениях посредство ухода за ними в уголке природы, которые включают в себя наблюдения, беседы, целевые прогулки, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, продуктивную деятельность, чтение художественной литературы.
В группе оформиласовместно с родителями предметно-развивающую среду, которая постоянно пополняется: уголок природы, уголок знакомства с комнатными растениями, паспорта комнатных растений, схемы-иллюстрации: «комнатные растения похожие на дерево», «комнатные растения похожие на травку», «комнатные растения похожие на кустик», дидактические игры, подготовила консультации для родителей.
Работу по ознакомлению детей 3-5 лет с комнатными растениями, провожу 1 раз в неделю в утренний и вечерний отрезок времени в определенной последовательности:
1. в 1 неделю месяца проводится наблюдения по ознакомлению с новыми комнатными растениями или правилами ухода за ними;
2. во 2 и 3 неделю проводятся опытническая деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы;
3. 4 неделя – труд в уголке по уходу за комнатными растениями под руководством воспитателя.
Детей младшего возраста, прежде всего, познакомила комнатными растениями 4 видов, их частями, основными растительными группами : дерево, трава. Научила рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков, листьев.
Перспективный план работы во 2-й младшей группе (3-4 года)
по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях, посредством ухода за ними в уголке природы.
Месяц Тема Задачи Содержание работы Литература
Сентябрь
«Комнатные растения украшают наш дом»
Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений : они красивые, украшают комнату.
1. Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.
2. Беседа на тему: «Комнатные растения».
3. Рассматривание ярких иллюстрации комнатных растении.
4. Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п. С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»
Октябрь
«Комнатные растения в уголке природы». Удовлетворить желание детей участвовать в уходе за комнатными растениями. Постепенно привлекать детей к поливке комнатных растений, обучать ребят этому виду ухода за растениями. 1. Наблюдение за цветущими комнатными растениями.
2. Знакомство с яркими красивыми леечками без ситечек.
3. Беседа о необходимости растений в групповой комнате.
4. Д/ игра: «Что изменилось?» И. П. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой» с. 5
В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17
Ноябрь
«Уход за комнатными растениями» Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы, поддерживать интерес к уходу за растениями. Продолжать учить ухаживать за растениями. 1. Индивидуальная работа одновременно с воспитателем, поливка комнатных растении.
2. Рассматривание цветочков у бегонии, герани.
3. Д/ игра: «Найди такой же».
4. Наблюдение-опыт: «С водой и без воды» И. П. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой» с. 5;
В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17
Декабрь
Декабрь
«Знакомство с геранью» Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим типичное строение (ГЕРАНЬ, с целью уточнить название частей растения : листья, стебель, ветки, цветы. Познакомить с правилами поливки растения. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание герани его цветков, листьев.
2. Заучивание стихотворения «Герань».
3. Д/ игра: «Угадай растение по описанию».
4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за геранью. Т. И. Гризик «Познавательное развитие детей 2-7 лет» с. 29,30;
В. А. Дрязгунова
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 18;
Январь
Январь
«Знакомство с бегонией» Познакомить детей с комнатным растением бегонией и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бегонию с травкой. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Беседа о комнатном растении бегонии.
2. Д/ игры: «Найди такой же», «Найди пару», «Найди растение по названию».
3. С/рол. игра: «Праздник – зелёное новоселье».
4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за бегонией. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 36;
Т. И. Гризик «Познавательное развитие детей 2-7 лет» с. 30;
В. А. Дрязгунова
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17,18;
Февраль
Февраль
«Знакомство с бальзамином» Познакомить детей с цветущим комнатным растением бальзамином и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бальзамин с деревом. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Чтение стихотворения Е. Благининой «Огонёк».
2. Д/ игра: «Где спряталась матрёшка?».
3. Рисование чудо – цветка бальзамина (стебель, листья, цветок).
4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за бальзамином. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 36;
В. А. Дрязгунова
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 18;
Март
Март
«Знакомство с фикусом» Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим типичное строение, но отличающиеся от знакомого детям – формой и величиной листьев (большие, широкие, гладкие, ровные, овальные и т. п.). Учить детей сравнивать два растения, моделировать растение из отдельных частей. Воспитывать интерес и бережное отношение к комнатным растениям. 1. Рассматривание фикуса (стебель, листья).
2. Беседа о фикусе.
3. Д/ игра: «Найди растение по названию»,
Фото на память с зелёным другом.
4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за фикусом. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 36;
В. А. Дрязгунова
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 18;
Апрель
Апрель
«Мои зелёные друзья» Научить детей рассказывать о комнатных растениях :
-называть части растении (стебель, листья, цветы);
-уметь описывать листья (большие-маленькие, широкие-узкие, их окраску);
-отмечать характерные признаки цветков (один-много, их цвет, запах); 1. Наблюдение за работой воспитателя по пересаживанию герани, бегонии, бальзамина, уход за ними.
2. Д/ игры: «Чего не стало?», «Опишите, я отгадаю», «Угадай растение по описанию».
3. Коллективная работа, создание паспорта комнатных растений. И. П. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой» с. 5
В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17,18,20.
Перспективный план работы в средней группе (4-5 лет)
по формированию у дошкольников знаний о комнатных растениях, посредством ухода за ними в уголке природы.
Месяц Тема
Задачи Содержание работы Литература
Октябрь
«Мои зелёные друзья» Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения, их части (стебель, цветок, лист). Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных растении. Продолжать формировать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя. 1. Рассматривание паспорта комнатных растений.
2. Наблюдение за развитием знакомых комнатных растении.
3. Д/ игры: «Чего не стало?», «Найди растение по названию», «Найди такой же».
4. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за зелёными друзьями. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников», с. 33;
М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 38;
В. А. Дрязгунова
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 17,18,20;
Ноябрь
«Уход за комнатными растениями» Учить поливать растения водой комнатной температуры. Учить какое растение нуждается в поливке, какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, его нужно поливать, у другого тёмная, на ощупь сырая, его поливать не нужно). Формировать умение выполнять работу в определённой последовательности. 1. Наблюдение за комнатными растениями и определение политой земли от не политой.
2. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.
3. С/ ролевая игра: «Я помогаю маме ухаживать за комнатными растениями».
4. Опыт: «На свету и в темноте» М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 38;
Декабрь
«Знакомство с примулой» Познакомить детей с комнатным растением примулой и с его характерными признаками цветков и листьев. Научить правильно, выполнять работу по уходу за примулой, совместно с воспитателем. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, примулы.
2. Д/ игра: «Загадай, мы отгадаем».
3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за примулой.
4. Лепка примулы. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 39;
В. А. Дрязгунова
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 21;
Январь
«Комнатные растения, похожие на кустик»
Познакомить детей, ещё с одной растительной группой - куст. Научить выделять из группы комнатных растении, похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы : дерево, трава, куст. 1. Наблюдения на прогулке за растительными группами : деревьями, кустиками.
2. Труд в уголке природы по уходу, за комнатными растениями.
3. Д/ игры: «Продайте то, что назову», «Найди, о чём расскажу», «Найди растение по названию».
4. Фотовыставка комнатных растений М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 39;
В. А. Дрязгунова
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 19,20,21;
Февраль
«Знакомство с традесканцией»
Познакомить детей с контрастным видом комнатного растения, традесканцией, с его характерными признаками. Научить правильно, ухаживать за традесканцией в ходе наблюдении детей за действиями воспитателя по уходу за растением. Продолжать формировать бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, традесканции.
2. Д/ игра: «Найди, о чём расскажу».
3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за традесканцией.
4. Отгадывание загадок про традесканцию. М. М. Марковская «Уголок природы в д/саду» с. 33;
В. А. Дрязгунова
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 20;
Март
«Описание комнатного растения» Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида (их части, форма листьев, на какую растительную группу похожи, величина и окраска листьев и цветов). Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растении. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними. 1. Составление рассказа о своём любимом растении, по плану. (индивидуально в утренний отрезок времени)
2. Д/ игра: «Опишите, я отгадаю».
3. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатным растением.
4. Фото на память с любимыми зелёными друзьями.
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» с. 20;
Апрель
«Поможем зелёному другу» Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое : оно растет. Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два). Уточнить знания о подземной части растения. 1. Наблюдение за рассаживанием комнатного растения.
2. Д/ игра: «Цветовод»
3. Опыт: «Кому лучше?»
4. Создание альбомов: «цветы-как травка», «цветы-как дерево», «цветы-как кустик»