Лучший педагог года

Конспект занятия «Знакомство с «Музеем янтаря» города Калининграда»

Елена Карп
Конспект занятия «Знакомство с «Музеем янтаря» города Калининграда»

Конспект занятия

Сопроводительное письмо

Фамилия, имя, отчество автора разработки Карп Елена Евгеньевна

Должность воспитатель

Место работы МАДОУ ЦРР –д/с № 70

Название и краткая аннотация работы

Название рассказ-беседа «Знакомство с Музеем Янтаря»

В современном обществе одним из приоритетных направлений работы с дошкольниками является патриотическое воспитание, а именно приобщение детей к культурно – историческому наследию нашего края и воспитание бережного отношения к нему. Без знания истории, культуры, природы края невозможно полноценное воспитание личности. Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться окружающим миром. Музейная педагогика позволяет непосредственно соприкоснуться с изучаемым, самим что - то потрогать, посмотреть и узнать.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с „Музеем янтаря“ города Калининграда“» размещена в разделах

Сама по себе музейная педагогика достаточно молодая отрасль науки, что также позволяет использовать нестандартные и новые методы в работе. Именно с помощью Музейной педагогики можно не просто расширять кругозор детей, но и давать представления о необычных и незнакомых предметах, явлениях, событиях, воспитывать любовь и чувство патриотизма к родному краю.

Одним из главных богатств нашего края является янтарь. Так как красота «солнечного камня», легенды о нём, история его происхождения, всегда притягивали взор людей, а наш Калининградский музей Янтаря известен всей стране, поэтому и было выбрано это направление.

Данная работа - рассказ-беседа «Знакомство с Музеем Янтаря», представлена в области музейной педагогики и является частью знакомства с богатством, природой и историей Янтарного края.

Основной целью - является создание условий для вовлечения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность музея.

Знакомство детей с Музеем Янтаря проходит в форме беседы с показом красочных слайдов о Калининградском Музее Янтаря, где дети учатся рассуждать, составляют самостоятельно небольшие описательные рассказы. Оно является одной из частей блока «Музей Янтаря».

Например, знакомство детей с разнообразием, историей происхождения янтаря проходит с использованием интересных опытов, некоторые из них проводят сами дети. А в игре-экскурсии главными действующими лицами являются сами дети, которые самостоятельно, используя свои полученные знания и умения, становятся на место взрослого.

Сочетание этих нестандартных форм работы и передачи информации помогают не только обогатить знания детей, но и систематизировать уже имеющиеся, развивать любознательность, мышление, эстетическое восприятие.

Самому блоку «Музей Янтаря» предшествует работа с родителями, работа в группе с экспозициями мини – музея, подбор литературы, соответствующие беседы и экскурсии.

Работа с родителями включает в себя привлечение родителей к подбору книг, экспонатов для музея группы, легенд о янтаре, подбору материала для родительского уголка на данную тему, привлечение родителей к организации экскурсий в музеи и т. п. Что вызывает большой интерес как у самих взрослых, так и детей, которые стараются охотно помочь своим родителям, почувствовать себя «соавторами» наравне с взрослыми. Ребята с большой охотой принимают участие во всех мероприятиях: в оформлении выставок, в беседах о музеях, о правилах поведения.

В блок «Музей Янтаря» входит работа с литературой (рассматривание книг о самом г. Калининграде и его музеях) и экскурсии. Например, проводятся экскурсии в мини – музеи других групп детского сада, с целью расширения кругозора детей. А сами ребята периодически проводят экскурсии для детей младших групп.

Заключительной же частью данного блока является экскурсия в Музей Янтаря г. Калининграда. Она как бы подводит итог предшествующей работы и помогает ребятам уточнить, расширить и систематизировать свои знания. Дети получают полное представление о работе музея, знакомятся с его выставками, экспонатами.

Рассказ – беседа: «Знакомство с Музеем Янтаря»

(старший возраст)

(сл. №1)

Предварительная работа:

-рассматривание книг с иллюстрациями о городе Калининграде;

-формирование представления о музее;

-знакомство с профессиями людей, связанных с музеями

-беседа о правилах поведения в общественных местах;

-индивидуальная деятельность детей - изготовление атрибутики для игр (билеты, монеты, открытки).

Оборудование: Мультимедийный проектор, экспозиция мини-музея Янтаря в группе, цветные карандаши и бумага.

Задачи: (сл. №2)

1)Познакомить с назначением Музея Янтаря, его экспозициями.

2)Учить детей внимательно слушать и наблюдать.

3)Развивать память, речь детей.

4)Вызывать эмоциональный отклик и эстетические чувства от «общения» с янтарём.

Ход: Организационный момент- «Фотоаппарат»

Дети становятся в круг. Воспитатель: Ребята, покажите свои глаза. Теперь представьте, что ваши глаза превратились в фотоаппарат. Давайте сфотографируем сначала пол, потом потолок, окно, стенку, соседа слева, соседа справа и при этом улыбнуться (ребята поворачивают голову в указанном направлении, моргают глазами).

1-часть

Воспитатель читает отрывок из стихотворения М. Дудина «Янтарь» :

Прозрачный, как цветочный мёд,

Он весь сквозит на свет.

Он к нам дошёл, к другим дойдёт

Сквозь сотни тысяч лет.

Он выплыл к нам с морского дна,

Где тоже жизнь цвела,

А в глубине его видна

Застывшая пчела.

Воспитатель: О каком камне рассказывается в стихотворении?

Дети: О янтаре.

Воспитатель: этот замечательный теплый камень, созданный самой природой и с простой окаменевшей смолы деревьев (сл. №3) очень любим нами людьми и интересен для нас. Не случайно в мире создано много различных музеев янтаря. Ребята, а в нашем городе есть такой музея?

Дети: Да, в нашем городе есть Музей Янтаря.

Воспитатель: Где находиться этот музей?

Дети: Музей находится на площади Василевского.

Воспитатель: Это единственный в России музей одного минерала (сл№4). Сам музей расположен в историческом здании оборонительной башни «Дона» (сл№5, после войны и является частью бывшего внутреннего вального укрепления Кёнигсберга (сл№6). Экспозиции музея размещаются в 28 залах общей площадью более 100 кв. м. (сл№7-9).

В музее даже есть внутренний дворик с маленьким фонтаном (сл№10). Экспозиции включены в несколько разделов:

-Происхождение янтаря, его свойства.

- Историко - археологические знания о янтаре.

-Янтарь в искусстве XVII-XVIII веков.

-Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура.

-Калининградский янтарный комбинат.

-Янтарь в творчестве современных художников.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, например, о чём рассказывается в разделе – Калининградский янтарный комбинат?

Дети: О том, как делают изделия из янтаря (и др. предположения детей).

Воспитатель: Совершенно верно. А ещё в этом разделе можно узнать, как добывают янтарь. Наш прибалтийский самоцвет, известный всему миру, добывается в глубоких карьерах специальной техникой (сл. №11,12).

В этих карьерах находятся крупнейшие месторождения янтаря.

Затем, добываемый камень, передают на Калининградский янтарный комбинат, построенный еще 1947 г. Именно здесь происходит сортировка и обработка минерала (сл. №13). Как вы думаете, ребята, по каким признакам сортируются камешки янтаря?

Дети: По размеру, цвету.

Воспитатель: Правильно, камешки янтаря сортируются по размеру, отбираются самые большие и отсеивается янтарная крошка (сл. №14,15); по цвету (сл№16-18). Ведь цвет камня варьирует в 350 оттенков желтого, золотистого и коричневого цвета, почти белого матового - до почти чёрного.

Как вы думаете, ребята, что делают из различных видов янтаря.

Ответы детей: Бусы, украшения, сувениры…

Воспитатель: Да, на Калининградском янтарном комбинате делают различные украшения, картины, шкатулки и др. изделия (сл№19-21).

Некоторые представлены в экспозициях Музея янтаря (сл. №22-25).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно увидеть в разделе - «Янтарь в творчестве современных художников»?

Дети: Различные украшения.

Воспитатель: Конечно же, мы можем там полюбоваться янтарными бусами, серёжками, кулонами и т. п. (сл№26-27). Кроме современных изделий в музее имеются уникальные куски балтийского самоцвета. Например, самородок весом 4 кг. 280 г. – самый крупный в коллекции (сл. №28). А так же кусочки янтаря с инклюзами (включениями) мезозойских растений животных, в том числе насекомых, ящериц, лягушек (сл. №29-33).

Физминутка «Ветер дует нам в лицо…»

2 – часть

В музее янтаря представлены и изделия 4-5 века нашей эры, найденные на территории области (сл№34-35) и в том числе фрагменты янтарной комнаты (сл№36-38). Так выглядела Янтарная комната в 18 веке (сл№39,40). В Россию комната попала в качестве дипломатического подарка в 1716 г. Прусского короля Фридриха Вильгельма - первому нашему российскому царю Петру. Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли её из Санкт-Петербурга в Кёнигсберг, а при отступлении немецких войск комната была демонтирована и отправлена в неизвестном направлении.

В конце 70 г. правительство России распорядилось восстановить янтарную комнату. К работе подключились и наши мастера Янтарного комбината. Но только к маю 2003 г. работы по восстановлению Янтарной комнаты были завершены и её разместили в Екатерининском дворце Санкт-Петербурга.

А отдельные фрагменты экспозиции остались в стенах нашего музея. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы видите в Янтарной комнате (сл. № 41). Теперь опишите любой увиденный вами предмет в ней (дети описывают).

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с Музеем янтаря, расположенном в нашем городе. Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

После окончания НОД детям можно предложить нарисовать по желанию различные янтарные изделия и украшения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Десна — главная река города». Конспект занятия по знакомству со стихотворением И. Швеца «По Десне» Цель: познакомить детей с главной рекой Брянска и Брянской области. Задачи: - расширять и углублять знания о природе родного края, о реке.

Фотоотчет. Красный Холм — моя малая Родина. (знакомство детей с улицами родного города)Фотоотчет. Красный Холм — моя малая Родина. (знакомство детей с улицами родного города) С чего начинается Родина? Родина начинается со своей семьи, со своей улицы, со своего родного города. Родным городом для детей нашего детского.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с архитектурой нашего города» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с архитектурными сооружениями столицы, некоторыми историческими сведениями о них; учить.

Конспект НОД по ПДД с детьми средней группы «Знакомство с правилами безопасного поведения на улицах города» Цель: Развивать стремление запоминать и выполнять правила безопасного перемещения по улице. Задачи: Напомнить значения цветов в дорожном.

Конспект экскурсии в старшей группе по достопримечательным местам г. КалининградаКонспект экскурсии в старшей группе по достопримечательным местам г. Калининграда Конспект экскурсии в старшей группе по достопримечательным местам г. Калининграда (памятник 1200 гвардейцам, парк Победы, Астрономический.

Консультация для родителей «Познакомьте ребёнка с краеведческим музеем»Консультация для родителей «Познакомьте ребёнка с краеведческим музеем» Родина для каждого человека - это место, где он родился, вырос и оно связано с далёким и близким прошлым, с его историей. В народе говорят,.

Музей янтаря в Калининграде. ФотозарисовкиМузей янтаря в Калининграде. Фотозарисовки Музей янтаря расположен в историческом старинном здании – башне Дона, построенной в 1853 году в качестве оборонительного сооружения немецкого.

Экскурсия в музей янтаря. ФотозарисовкиЭкскурсия в музей янтаря. Фотозарисовки Приглашаю на экскурсию в музей янтаря, который находится на территории янтарного комбината в поселке Янтарном. Экскурсовод интересно рассказала.

Знакомство детей с достопримечательностями родного города. Прогулка в осенний парк (фотоотчёт)Знакомство детей с достопримечательностями родного города. Прогулка в осенний парк (фотоотчёт) Осень прекрасная пора. Она разноцветная, разнообразная, красивая. Сначала она пышная, затем грустная дождливая, холодная. Осенью природа взяла.

Знакомство с янтарем. Мастер-класс украшений из янтаряЗнакомство с янтарем. Мастер-класс украшений из янтаря Этим летом, в свой долгожданный отпуск я посетила замечательное место нашей огромной страны - Калининградскую область. За пять дней я побывала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с «Музеем янтаря» города Калининграда»
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 19:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД