Нина Иванова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с архитектурой нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с архитектурными сооружениями столицы, некоторыми историческими сведениями о них; учить узнавать по иллюстрациям, уметь рассказать о достопримечательностях родного города. Развивать интерес, любовь, бережное отношение к родному городу. Развивать эстетический вкус, умение понимать красивое. Продолжать учить детей рисовать различные здания, передавать характерные особенности зданий в рисунке. Учить видеть красоту созданного изображения. Учить использовать разные материалы для создания выразительного образа.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Знакомство с архитектурой нашего города“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Материалы для занятия: иллюстрации, открытки с изображением знакомых детям московских зданий; бумага тонированная, акварель, пастель, цветная бумага.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток о Москве, репродукций, картин. Беседы с детьми, чтение рассказов, стихов о Москве.
Ход НОД.
Под марш А. Петрова «Я шагаю по Москве» дети входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Сегодня наше занятие посвящено Москве, архитектуре родного города.
Ребенок: Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это – матушка Москва…»
Воспитатель: Ребята, какой наш город?
Дети: Наш город большой, красивый и очень древний. В Москве много красивых зданий и сооружений. Москва – один из самых больших городов в мире. В строительстве принимают участие люди разных профессий, чтобы наша Москва была красивой.
Воспитатель: Кто скажет, что такое архитектура?
Дети: Архитектура – это здания и сооружения, целые ансамбли сооружений, площадей и парков.
Воспитатель: Что такое фасад?
Дети: Это внешний вид здания.
Воспитатель: Что такое барельефы, статуи, горельефы?
Дети: Это украшения архитектуры.
Воспитатель: Что делает архитектор?
Ребенок: Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был квартире свет,
Ванны, умывальники,
Для больших и маленьких.
Звучит запись звона курантов на Спасской башне
Воспитатель: Ребята, что мы слышим?
Дети: Это бой курантов на Спасской башне Кремля.
Воспитатель: Спасская башня – самая красивая башня Кремля. На ней сразу же были установлены часы. Сначала это был просто часовой колокол. В него били через определенный промежуток времени. Через много лет установили новые часы. Для них русский архитектор Бажен Огурцов возвел над Спасской башней нарядный шатер, украсил белокаменным кружевом и установил фигуры людей и животных.
Ребенок: А вот и первые часы –
Куранты башни Спасской.
Огромный жернов для красы
Окрашен синий краской.
Скрипит тяжелый циферблат –
Вращается тарелка,
А цифры золотом горят
Под неподвижной стрелкой.
Мы б все дивились в наши дни
Часами на башне Спасской.
А нашим предкам они
Казались чудом, сказкой.
Звучит запись колокольного звона.
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию. Что это за собор? Как он называется? Где он стоит?
Дети: Это Покровский собор, другое название – Храм Василия Блаженного. Храм построили при царе Иване Грозном. Авторы храма – русские архитекторы Барма и Постник. Они построили 8 храмов, симметрично расположенных вокруг самого высокого девятого храма. Стоит на площади каменное диво с узорчатыми главами, украшенными каждая по своему: волнистые, ребристые, игольчатые. Глядишь на Покровский собор, и кажется, будто застыли богатыри в шлемах. Над каждым крыльцом – разноцветный шатер.
Ребенок: Грозный царь в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум прекрасным мастерам
Приказал построить храм.
И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете
Пестрый, сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.
Он – свидетель древней славы –
Этот храм девятиглавый.
Двое зодчих – Постник с Бармой
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны.
Слава русским мастерам!
Воспитатель: В центре Кремля на соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений. Что это за сооружение?
Дети: Это колокольня Ивана Великого. Она объединяет в архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля.
Воспитатель: Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет трассу и открытую галерею. Верхний восьмигранник завершается рядом кокошников, в которых на синем фоне сверкают позолоченные звезды. Затем поднимается цилиндрическая часть столпа с ложными окнами. Колокольня Ивана Великого была главной дозорной Кремля.
Звучит музыка «Спокойной ночи, малыши».
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: «Смотрит в небо, как ракета, но всего лишь башня это! Вся Москва с нее видна, но не просто ведь она. Настроит телевизор вам на передачи всех программ». Ребята, как вы думаете, что это такое?
Дети: Это Останкинская телебашня – самая высокая телебашня в мире. Она является достопримечательностью Москвы. Башня напоминает корпус взметнувшегося вверх космического корабля.
Воспитатель: Что находится наверху телебашни?
Дети: Наверху находится смотровая площадка. Это лучшая смотровая площадка Москвы. Именно из Останкино все смотрят любимые передачи.
Воспитатель: Послушайте загадку: «Чудо-птица, алый хвост. Прилетела в стаю звезд» (ракета). Возле главного входа ВДНХ расположен монумент. Что это?
Дети: Это символ освоения космоса. На самом верху монумента – ракета.
Воспитатель: Ниже ракеты – ее след. Когда ракета поднимается, в небе остается след, как бы хвост из огня и дыма. Скульптор использовал это как подставку к ракете. Высота этого монумента вместе с ракетой – 107 метров. Это самый высокий монумент в Москве. Чем окружен постамент?
Дети: Постамент окружен горельефными фигурами советских людей – ученых, инженеров, рабочих.
Звучит музыка – отрывок из балета Чайковского «Танец маленьких лебедей».
Воспитатель: Что это за здание? (показывает иллюстрацию)
Дети: Большой театр.
Воспитатель: Здание Большого театра построено 200 лет назад по проекту архитектора Бове. Что такое фасад?
Дети: Это лицевая часть здания.
Воспитатель: Верхняя часть фасад здания – фронтон. Чем украшен фасад здания?
Дети: Фасад театра украшен колонами и барельефами.
Воспитатель: Барельефы видны на всем фасаде здания. Это здание театра, поэтому в центре фронтона изображены музы – покровительницы музыки и театра. В левом и правом крыле здания – барельефы с изображением сцен и спектаклей. Чем украшен фронтон?
Дети: Фронтон здания украшен скульптурой: всадник несется на четверке лошадей. Колесница на двух колесах, запряженная четверкой лошадей, называется квадригой.
Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию. Что здесь изображено?
Дети: Это Триумфальная арка – архитектурная постройка, была построена архитектором Бове.
Воспитатель: Что такое Триумфальная арка?
Дети: Триумфальная арка – это такие «торжественные» ворота, которые ставились на площади ил на улице в честь какого-нибудь выдающегося события. Эта Триумфальная арка стоит на Кутузовском проспекте около музея – панорамы «Бородинская битва».
Воспитатель: Триумфальные ворота представляют собой 30-метровую белокаменную арку украшенную барельефами с 12-тью колоннами. Арка украшена чугунной колесницей славы с шестью конями. В колеснице стоит Крылатая богиня победы, фигура, олицетворяющая собой храбрость и твердость, 50-ю гербами городов России, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.
Воспитатель: Недалеко от Триумфальной арки стоит музей-панорама. Что это за музей?
Дети: Бородинская битва.
Воспитатель: При строительстве панорамы архитекторы использовали светлые тона. Серо-голубые стеклянные блоки. В центре музея – колонны. Они сооружены из стекла и алюминия цилиндрической формы, напоминают барабаны.
Ребенок: Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Воспитатель: Посмотрите, что это за здание?
Дети: Университет.
Воспитатель: Это один из архитектурных символов Москвы. Где стоит это здание?
Дети: Университет стоит на Воробьевых горах. Основное здание – главный учебный корпус имеет высоту в 36 этажей. По бокам главного учебного корпуса, на котором укреплен шпиль, расположены корпуса высотой 9-18 этажей. Главный архитектор Л. В. Руднев.
Воспитатель: Посмотрите, что это за здание? Где оно стоит?
Дети: На территории Кремля был построен Кремлевский дворец съездов. Здание очень светлое, построено из стекла и бетона. Там проходят концерты, новогодние представления для детей.
Воспитатель: У всех людей есть в доме фотоальбомы, в которых хранятся фотографии своих близких: бабушек, дедушек, мам, пап, детей. Ребята, давайте сделаем свой альбом и посвящен он будет нашему любимому и родному городу – Москве. Мы сегодня будем рисовать, наклеивать аппликацию о нашем родном городе. Но прежде, чем начать, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Золотые ворота».
Дети с воспитателем играют в игру «Золотые ворота».
Воспитатель приглашает детей к столам для создания рисунков и аппликаций.
Дети рисуют, наклеивают аппликацию.
Воспитатель: Когда ваши рисунки и аппликации высохнут, мы соберем их в один альбом.
Ребенок: Мы сегодня выступали
Славили наш город родной.
Он прекрасный, златоглавый,
Хлебосольный и большой.
Мы зовемся москвичами
И живем в Москве с тобой.
Славен город площадями,
Не объедешь стороной!
Под песню О. Газманова «Москва» дети уходят из зала.