Знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Светлана Бударная
Знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Составители: музыкальный руководитель Бударная С. С., воспитатель Бочарова Т. Л.

Цель: познакомить детей с музыкальным жанром «опера» на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Задачи:

познакомить с содержанием, главными персонажами, основными темами оперы «Руслан и Людмила»,

• учить детей вслушиваться в музыкальные интонации, давать им словесные характеристики,

• самостоятельно передавать в движениях характер, настроение музыки,

• развивать творческую фантазию и воображение.

Дети входят под «Вальс» из спектакля «Принцесса Турандот», приветствуют всех присутствующих.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о театре, и совершим удивительное путешествие в музыкальную страну под названием «опера».

Что такое театр? Какие театры вы знаете? Вы узнаете, что за здание изображено на экране? Показ слайда с изображением Большого театра.

Во всех больших городах есть театры, и это самые красивые здания в городе. Как вы думаете, для чего люди ходят в театр?

Да, чтобы учиться доброму, прекрасному, чтобы отдохнуть и получить хорошие впечатления. Давайте и мы с вами заглянем в театр. Посмотрите, зайдя в здание, мы попадаем в фойе. Показ слайда.

Где люди могут отдохнуть и пообщаться… а после звонка, который приглашает всех на спектакль мы попадаем в зрительный зал. Показ слайда.

Нижние ряды называются портер, а это что такое в театре? (Рассматриваем и поясняем что такое балкон, ложе, оркестровая яма, кулисы).

Мы с вами попали в музыкальный театр, и сегодня здесь мы познакомимся с оперой великого русского композитора М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

А вы помните, что такое опера?

Это музыкальный спектакль, в котором люди не разговаривают, а поют.

Михаил Иванович Глинка жил в одно время с поэтом, имя которого вам хорошо известно.

Показ портрета С. А. Пушкина, потом М. И. Глинки.

Композитор прочитал поэму Пушкина и захотелось ему написать музыку к ней. Так и родилась музыкальная сказка, где звучат стихи Пушкина и музыка Глинки.

Давайте вспомним, как начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про его верную невесту Людмилу и злого карлика Черномора.

Иллюстрация сказочного дуба. Дети читают.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

А опера начинается с увертюры, то есть музыкального вступления.

Послушайте и скажите, по этому вступлению можно узнать, какую сказку мы сейчас будем читать и слушать? что нас ждет впереди…

Слушание и просмотр Увертюры к опере.

Какая музыка по характеру? Ответы детей (быстрая, громкая, стремительная).

А вы услышали, как музыка поменялась? Ответы детей (2 часть музыки более светлая, более спокойная и т. д.) А заканчивается увертюра радостно и торжественно, как добро побеждает зло.

Действие происходит в старину в городе Киеве. Дочь князя – Людмила – выходит замуж за храброго богатыря Руслана. За огромным столом собрались гости. Людмила обращается к гостям. Внимательно послушайте музыку и скажите, радуется Людмила или грустит?

Звучит каватина Людмилы. Ответы детей.

Музыка нам подсказывает, какой характер у Людмилы, она заботливая дочь, вы видели как она ласково обращается к отцу, а еще она внимательная и добрая, это можно понять по тому как она шутливо ободряет неудачливых женихов, которые тоже взять ее в жены, но она выбрала витязя Руслана.

В своей каватине Людмила грустит и радуется, ведь ей придется расстаться с прежней жизнью.

Вдруг в самый разгар праздника раздается страшный гром.

Сцена похищения Людмилы.

Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит….

О горе: нет подруги милой!

Похищена безвестной силой.

Слышите, как композитор передал в музыке что случилась беда, как она звучала? Какие инструменты вы слышите? Ответы детей (тревожная, громкая, взволнованная, грозная. Звучат литавры, тарелки, барабаны)

Людмила исчезла, Руслан отправляется на поиски своей возлюбленной.

Он попадает на поле, усеянное телами погибших воинов, и вдруг вдали Руслан заметил какой-то холм. Туман рассеивается и перед Русланом возникает…. Кого изобразил А. С. Пушкин на пути Руслана?

Предположения детей…

…Перед Русланом возникает огромная живая голова. Началось сражение.

Показ фрагмента фильма со звучанием музыки сцены боя.

И, зашатавшись, голова

Перевернулась, покатилась,

И шлем чугунный застучал.

Тогда на месте опустелом

Меч богатырский засверкал.

А где же наша Людмила? Все это время она находится в плену у Черномора, томится в его волшебных садах. Людмила проснулась от грома барабанов и труб. Отворилась дверь, сначала вошли слуги и важно следуя, пронесли длинную бороду Черномора, а потом появился и сам злой волшебник. Картинка. Послушайте, как описал его появление А. С. Пушкин в своей поэме.

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей;

Его – то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Давайте изобразим, как маршируют слуги с бородой Черномора, как торжественно и важно выступает сам колдун.

Двигательная импровизация детей под «Марш Черномора»

А теперь посмотрите, как это изображено в опере и послушайте внимательно, раз это сказочный персонаж, какие инструменты помогают передать его волшебство.

Видео Марша Черномора.

Черномор, шагает, музыка громкая, решительная, сильная, отрывистая, производит устрашающее настроение. А потом музыка изменилась, стала волшебной, мы слышим колокольчики, представляется богатый, волшебный, красивый замок, полон чудес, волшебства, богатства, изумрудов и бриллиантов. Ребята, а Черномор в опере единственный персонаж, который не поет, он представлен только музыкой.

Это был совсем не страшный, а смешной старик - карлик. Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, убранном самоцветами, все подчиняются его злой силе, а сила его спрятана в длинной бороде. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.

Черномор уселся на трон и приказал своим слугам развлекать Людмилу. Девушки – служанки принесли подарки и стали танцевать.

Звучит «Танец девушек». Девочки исполняют турецкий танец. Мальчики арабский.

Но никакие танцы, несметные богатства не радовали Людмилу. Всем сердцем она стремилась домой. Тем временем Руслан достиг замка Черномора. Внезапно раздается звук рога, это Руслан вызывает Черномора на бой. Злой колдун погрузив Людмилу в волшебный сон принимает вызов. В бою Руслан отрубает Черномору бороду, в которой и заключались сила и волшебство, а без бороды злой колдун совсем не страшный, а маленький и смешной карлик.

Людмила спасена, она с Русланом возвращается домой к отцу, здесь их приветствует ликующий народ славит Руслана и Людмилу, воспевает Родину и любовь к ней.

Звучит «Пир победы»

И никто с начала мира не видал такого пира!

Ворота сказочной страны закрываются, а как же называлась эта страна?

Назовите композитора.

Так что же такое опера?

А на память о сегодняшнем путешествии мы хотим подарить вам такие буклеты – программки, которые обычно продают в театре, чтобы вы помнили с какой оперой мы сегодня с вами познакомились.

Прикреплённые файлы:

ruslan_mh8np.ppt | 2242 Кб | Скачан: 106
 
Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с коровой» Занятие № 5 «Знакомство с коровой» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с коровой; - закрепить понятие.

Моё знакомство с мандалойМоё знакомство с мандалой Пробегая по просторам интернета взгляд мой остановился на рисунках и раскрасках, так называемых «антистрессах». О! При нашей не совсем спокойной.

Танец для девочек старшей группы с бубнами. Фрагмент из Арагонской хоты. М. И. Глинки Танец девочек-вишенок. Фрагмент из Арагонской хоты М. И. Глинки. Старшая гр. (с бубнами) Встали в шахматном порядке в два ряда. Первый ряд.

Тематическое занятие «Классическая музыка в детском саду. Знакомство с творчеством М. И. Глинки» Дети заходят в зал и садятся полукругом. Музыкальный руководитель: Дорогие ребята! Сегодня мы будем слушать музыку великого русского композитора.

Занятие «Знакомство с боюськой», знакомство дошкольников с чувством страх, преодоление тревожности у детей 5–7 лет. Конспект занятия знакомство с чувством страха. Старший дошкольный возраст Психолог: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Смотрите, кто.

Знакомство дошкольников с историей История – это наука, которая привлекает к себе внимание людей всех возрастов. Любой из родителей, который хочет всесторонне развивать своих.

Знакомство с БолгариейЗнакомство с Болгарией В целях развития международного сотрудничества в сфере дошкольного образования, обмена опытом и реализации совместных проектов в сфере дошкольного.

Знакомство с олимпийскими играми В нашей группе прошла тематическая неделя "Олимпийская неделя". Дети узнали что такое олимпийские игры, символика. Была показана презентация.

Знакомство с шершнямиЗнакомство с шершнями Все мы знаем, что окружающий мир открывается ребёнку не только из рассказа воспитателя или родителей, но и через опыт его личных ощущений.

Знакомство с журналамиЗнакомство с журналами Знакомство с журналами В нашем ДОУ, проходил проект «Неделя книги». В рамках этого проекта, я отвела два дня на то, чтобы познакомить ребят.

Автор публикации:
Знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила»
Опубликовано: 20 октября 2016 в 22:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 декабря. Праздник снегопада на МААМ

Более половины людей на Земле никогда не видели снега. Жителям России повезло больше — снег выпадает почти везде, но в разном количестве. Самые большие сугробы у нас бывают в Петропавловске-Камчатском, а...

16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

Фотоотчет о проведении мероприятия «День именинника» в старшей логопедической группе
День именинника 20 ноября в нашем МБДОУ Д/С №3 «Тополек» состоялось музыкальное развлечение «День именинников». День рождение -это праздник, который ждет...
Мое хобби — выращивание домашних цветов. Часть первая
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу немного отвлечь вас от мыслей о работе. Сегодня я продолжу рассказывать о своем хобби - выращивании цветов. Я,...
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара»
Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда повара,...