Наталья Шарова
Конспект занятия по знакомству с народными промыслами «Золотые руки мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально-оценочное отношение к художественному материалу.
Предварительная работа: чтение и заучивание русских народных пословиц и поговорок о труде, лени; изучение истории народных промыслов; рассматривание изделий народных мастеров.
Публикация «Конспект занятия по знакомству с народными промыслами „Золотые руки мастеров“» размещена в разделах
Материалы: Изделия народных промыслов : дымковская игрушка, филимоновские игрушки, городецкие изделия, посуда из Гжели.
Ход занятия
Воспитатель: Во все времена ценили люди умелых итрудолюбивых, не даром говорили на Руси: «Человек трудом красен». А вот лентяев не любили в народе, смеялись над ними: «Спишь-спишь, и отдохнуть не когда», «Люди -жать, а мы - на солнышке лежать», «Делано на спех – сделано на смех», «Труд кормит, а лень портит».
Дети так же вспоминают пословицы про лентяев: «Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день», «Не жнет и не косит, а обедать просит», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи!»,
«- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, иди кашу есть!
- А где моя большая ложка?»
Воспитатель: Дети всегда помогали взрослым, были им хорошими помощниками. Взрослые люди говорили про них: «Маленький – да удаленький!»
- Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословици и поговорки о труде вы знаете?
Дети:
• Скучен день до вечера, когда делать не чего.
• Судят не по словам, а по делам.
• Сделано дело – гуляй смело!
• Делу - время, а потехе – час.
• Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
• Терпение и труд все перетрут.
• Почет и труд рядом идут.
• Любишь кататься, люби и саночки возить.
(Детям предлагают объяснить, как они понимают ту или иную пословицу.)
Воспитатель: - Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. В русских сказках, песнях, поговорках высмеиваются белоручки и лентяи, а прославляются люди ловкие, умелые, трудолюбивые. Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в песнях, но и в играх.
- Давайте и мы поиграем.
(Проводится игра «Подсолнухи»)
Цель. Развивать наблюдательность.
Ход игры. Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:
Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Небосвод весь обегая,
Солнце светит не моргая.
Земледелец не зевай, перемены отгадай!
Воспитатель: - Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который не какой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки», «Мастер на все руки». А любуясь выполненной работай, говорили: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства», «Красна птица оперением, а человек – рукоделием».
- Послушайте интересную старую сказку.
- Жила – была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица : и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали её за это Марья – искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё Кощеево царство. Налетел, схватил её и понес. А Марья – искусница превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете, что делают дымковские мастера? (Игрушки из глины.)
Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. От чего стало весело в Фелимоновке (Стали делать игрушки из глины, свистульки.)
Третье перышко упало в городе Городецк. Кто знает, чем прославились Городецкие мастера? Они расписывали деревянные изделия: прялки, посуду, мебель.)
А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки. Чем же так знамениты гжельские мастера? Что они делают? (Посуду.)
Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.
Проводится игра «Каждое изделие – в свой город». ( Цель: расставить изделия по названию города).
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько вы знаете о народных промыслах. А сможете рассказать. Как вы догадались, что именно это – гжельское изделие, а это – из села Филимоново?
(Дети рассказывают, по каким характерным особенностям они отличаются одно от другого, отмечают цвет, форму, способы художественной выразительности, материал и т. д.)