Елена Лыдина
«Звуковая культура речи детей 3–4 лет».
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи
«Звук [И]»
Цель:
1) развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей;
2) работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата;
2) способствовать чёткому и правильному произнесению звука [и] в звукосочетаниях, словах, учить произносить его более длительно;
3) обогащать словарный запас: птенец;
активизация словаря: жеребенок, теленок, котенок.
Публикация «„Звуковая культура речи детей 3–4 лет“,» размещена в разделах
4) учить различать и правильно произносить звук [и] и звукоподражание «МУ», «МЯУ», «ЧИК-ЧИРИК», «И-И-И».
Предварительная работа:
уточнение положения органов артикуляции при произнесении звуков [а, о, у] «Потянем ниточку»; разучивание стихов и потешек; упражнения на дыхание «Сдуй листок», «Сдуй пушинку»; игры «Солнце и дождик», «Заводные игрушки», «Угадай, кто кричит».
Материал: луг (скатерть зеленого цвета, игрушки: лошадь, жеребенок; домик-ширма; сюжетрные картинки: корова - теленок, кошка — котенок, птичка — птенец, лошадь — жеребенок.
Содержание занятия:
Оформить перед детьми на столе лужайку.
Ребята, вы помните что у нас во рту живёт Язычок. Однажды он выглянул из домика и увидел, как на лужайке возле дома гуляла лошадь с жеребенком. Жеребенок резвился, играл на травке и убежал от мамы. Вдруг он оглянулся назад и увидел, что ускакал от мамы-лошади далеко-далеко. Он очень испугался и стал звать свою маму вот так: и-и-и (беспокойно). Мама-лошадь услышала жеребенка и ответила ему вот так: И-И-И.
Веселому Язычку очень понравилась песенка жеребенка: и-и-и. Он захотел ее спеть. Язычок улыбнулся, сделал в дверке узенькую щелку, опустил хвостик к крылечку и звонко-звонко запел: и-и-и.
Давайте все вместе споем песенку жеребенка. Чтобы у вас получилась песенка жеребенка, нужно улыбнуться, чтобы были видны зубки, опустить язычок к нижним зубкам и запеть: и-и-и. (следить, чтобы у всех были видны зубы).
Посмотрите: мама-лошадь большая, она поет свою песенку вот так: И-И-И. А ее детеныш-жеребенок какой? (маленький, Он поет свою песенку тоненько. Вот так: и-и-и (показ). Как поет жеребенок? А как мама зовет своего детеныша?
Диана — будет у нас мамой лошадью, а Саша — жеребенком. (Одеть маски-шапочки лошали и жеребенка). Вот жеребенок скакал, скакал и убежал от лошади далеко. Мама-лошадь зовет своего детеныша, а жеребенок ей ответит.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЛОШАДКА»
А сейчас вы превратитесь в лошадок.
В: Вот лошадки закричали
И-го-го!
В: По полянке поскакала
Д: И-го-го!
В: Кто меня сейчас услышит?
Д: И-го-го!
В: Кто верхом на мне поедет?
Д: И-го-го!
В: Услыхали наши дети
Д: И-го-го!
В: И помчались на лошадке далеко!
Д: И-го-го!
Лошадки домой! (звоню в колокольчики). Все вернулись домой? А теперь мы не лошадки, вновь мы все ребятки.
Посмотрите, ребята, домик стоит. Давайте постучим и узнаем кто в нем живет. Я вам буду показывать, а вы называть ( картинки: корова — теленок, кошка — котенок, птичка — птенец, лошадь - жеребенок).
Показываю корову.
Ребята, кто это? Правильно, корова. А кто у нее детеныш? (показываю теленка).
Посмотрите: мама-корова большая, она мычит вот так: МУ-МУ (показ). А теленок какой? (маленький) Как мычит теленок? Да, теленок мычит тонким голосом. (Индивидуальные ответы детей)
Показываю кошку.
А кто же это? Да, кошка. А кто у нее детеныш?
Как мяукает мама-кошка? А как котенок? (Индивидуальные ответы детей)
Показываю лошадь.
А кто же это? Да, лошадь. А кто у нее детеныш?
Как позовет мама-лошадь своего детеныша? А как жеребенок ей ответит? (Попросить детей изобразить лошадь и жеребенка).
Показываю птичку.
Ребята, кто это? Правильно, птичка. А кто у нее детеныш? (ответы детей)
Как вы красиво по-разному назвали детеныша птички. Но зовут его птенец. Давайте все дружно скажем: Как зовут детеныша птички?
(Хоровые и индивидуальные ответы детей)
Птичка большая. Как она будет петь песенку? Да, она будет петь вот так: ЧИК-ЧИРИК.
А птенец какой? (маленький) Как он поет песенку?
Игра «Угадай кто позвал»
Сколько гостей к нам сегодня пришло. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы будете узнавать, кто вас позвал:
МУ-МУ (корова)
мяу-мяу (котенок)
ЧИК-ЧИРИК (птичка)
му-му (теленок)
чик-чирик (птенец)
МЯУ-МЯУ (кошка)
А кто же еще в домике остался? (лощадь и жеребенок)
Какую песенку научила нас петь лошадь? А жеребенок?
А сейчас вы можете рассмотреть наших гостей получше, поменяться ими.