Звуковой анализ и синтез (фонематическое восприятие). Знакомство с термином «слово». Что такое «Предложение»

Куликова Светлана Анатольевна
Звуковой анализ и синтез (фонематическое восприятие). Знакомство с термином «слово». Что такое «Предложение»

Учимся читать.

Время идет вперед. И, если раньше, придя в школу, нас всему учили, то сейчас, будущие первоклассники должны уметь мыслить, работать, творчески размышлять, уметь строить свое высказывание. А для этого необходимы не только прочные навыки чтения, письма, но и понимание структуры речи.

В шестилетнем возрасте ребенок готов к обучению, у детей появляется желание узнать новое, они могут и проявляют желание.

Вот основные направления начала этой увлекательной работы с детьми:

1. Звуковой анализ и синтез (фонематическое восприятие).

2. Научить детей учить различать и выделять звуки нашей речи.

3. Звуковой анализ:

- место звука в слове (начало, середина, конец слова);

- понятия «звук» и «буква», «слог» и «слово», «гласный звук»«согласный звук», «твердый согласный»«мягкий согласный», «звонкий согласный»«глухой согласный»;

- деление слова на слоги.

4. Знакомство с буквой, обозначающую этот звук. Сначала это простые гласные А, О, У, Ы, Э (так называемые гласные переднего ряда). Затем согласные.

А теперь можно знакомить детей со словом.

Заинтересуем ребят, используя знакомые стихи:

"Подскажи слово"

Когда-то Тема знал много стихов. Он стал их вспоминать, но вдруг понял, что забыл слова!

- Поможем Теме, ребята?

Зайку бросила хозяйка, под дождем остался. (зайка).

На проезжей части, не катайтесь дети, ни на самокате, ни

на. (велосипеде)

Вечно следом, друг за другом,ходят месяцы по кругу: в январе и феврале, снег лежит по все й. (земле).

Очень хочет бурый мишка, прочитать все в мире. (книжки)

Наши руки были в мыле, мы посуду, сами мыли, мы посуду мыли сами, помогали нашей. (маме).

- Как много слов вы подсказали! Все слова нашлись!

Спасибо за помощь, Тема!

Для закрепления понятия о словах, можно использовать все, что находится в игровой. Дети любят играть с фишками. Называя предмет, ребенок кладет фишку в красивую коробочку. Фишек набирается много, принося радость детям. Ведь оказывается, они знают так много разных слов!

Но знания просто слов - недостаточно. Можно предложить детям складывать слова в пары:

девочка - платье, плита - суп, портфель - тетради,

тетрадь - карандаш, школа - форма.

Таких примеров великое множество. Главное, детей можно заинтересовать этой увлекательной игрой. А можно усложнить и назвать незнакомое слово, а потом подобрать ему пару и, оказывается детям это слово известно, но они не знали,что оно обозначает:

тесто - начинка, праздник - долгожданный и т. д.

Можно поиграть в слова:

Я называю слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай,

- Есть ли у этих слов что-то общее (они начинаются с буквы С).

- Если вы знаете, как пишется буква С, напишите. (Придумайте слова, которые начинаются с этой буквы)

И так, мы вызвали интерес у ребят к слову. Познакомили с самим термином "слово", научили самостоятельно называть слова.

Дальше можно переходить " предложению".

Дети четко должны усвоить, что слова в нашей речи произносятся в определенной последовательности. Познакомить с термином "предложение". Составлять предложение из одного, двух, трех слов. Выделять предложение из речи. Членить предложение на слова.

Например:

Предлагаю рассмотреть сюжетную картинку. Задаю вопросы по сюжету.

На каждый ответ снова использую фишки.

- Вот ваши ответы и есть предложения. (предлагаю Теме сосчитать фишки).

Много фишек!

Предлагаю детям самим составить предложение. В начале назвать кто изображен на картинке, а потом рассказать что он делает. Затем сосчитать сколько слов в каждом предложении (сколько слов, столько фишек).

Дети с легкостью расскажут, что мы познакомились с предложением, научились их составлять, а еще узнали, что предложение состоит из слов.

Пока дети не умеют читать, предлагаю познакомиться со схемой, графической моделью предложения. Использую сюжетные картинки для составления предложения. Обязательно показать детям начало предложения - выделим его штришком, т. к. предложение начинается с большой буквы. Но выделить надо и конец предложения (.!)

Когда мы говорим, предложения отделяем интонацией, делая паузы в конце. Когда пишем, используем знаки.

Дети на перегонки составляют предложения и рисуют схемы.

Так мы начинаем начальный этап по овладению детьми навыками чтения и письма. Это увлекательный мир, в котором ребята узнают новое, пополняют словарный запас, учатся употреблять знакомые слова, проходит работа над смысловой стороной слова, приходит умение подбирать слова с противоположным значением и со сходным.

Так много предстоит еще узнать!

Надо понимать, что в слова, предложения можно играть. И не только в учебной деятельности, а всегда. когда одеваемся, умываемся, играем. Играя можно заинтересовать детей, научить с легкостью стремиться к знаниям!

Публикации по теме:

Использование метода наглядного моделирования на этапах «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда «Использование метода наглядного моделирования на этапах: «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми.

Фонематическое восприятие Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность.

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?» Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем.

Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово. Звук. Буква» Тема: Предложение. Слово. Звук. Буква. Задачи: Учить детей дифференцировать понятия: «предложение», «слово», «звук», «буква». Учить схематично.

Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе «Звуковой анализ слова» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук, буква, слог, слово, предложение» (подготовительная группа) Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Учитель логопед: Шарифуллина Т. В. МБДОУ д. сад №1 «Улыбка» Тема: «Звук,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лес» (старшая группа) Тема: «Звуковой анализ слова «лес». Цель: упражнять детей в определении последовательности звуков в слове. Образовательные задачи: формирование.

Конспект занятия «Звук, слог, слово, предложение» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук, слог, слово, предложение». Интеграция образовательных областей:.

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Звуковой анализ слова «сани» ЦЕЛИ. Учить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать.

Слово, слог, звук, предложение Тема: Слово, слог, звук, предложение. План: 1. Задачи всестороннего развития ребенка, подготовке его к школе. 2. Методика ознакомления с.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Звуковой анализ и синтез (фонематическое восприятие). Знакомство с термином «слово». Что такое «Предложение»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 10:56
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 августа. День шашек на МААМ

«Раз-два - и в дамки!» — очередной тематический день посвящен популярной настольной логической игре в шашки. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы привить ребенку интерес и любовь к этой...

13 августа. День «Трех поросят» на МААМ

«Три поросёнка» – популярная сказка из английского фольклора, хорошо известная всем нам в пересказе Сергея Михалкова, вместе с задорной песенкой, что он придумал. История эта вовсе не легкомысленная, а...

Война глазами детей. Проект чтения стихотворения «Памятник советскому сол-дату в...
Дети читают стих Г. Рублева к 75-летию Великой Победы. Снят видеоролик. Памятник. Это было в мае, на рассвете. Нарастал у стен рейхстага бой. Девочку...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Множество. Части множеств»
Задачи: • Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым...
Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме
Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме. Дети должны знать: - названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер,...