Лучший педагог года

Художественная литература природоведческого содержания как средство формирования основ экологической культуры дошкольников

Авдеева Наталия Ивановна
Художественная литература природоведческого содержания как средство формирования основ экологической культуры дошкольников

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день.

Необходимо с дошкольного возраста закладывать представления о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте усвоение экологических знаний наиболее перспективно, т. к. именно в этом возрасте все очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не замечает.

Публикация «Художественная литература природоведческого содержания как средство формирования основ экологической культуры дошкольников» размещена в разделах

Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению художественной литературы.

Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

В художественной литературе природоведческого содержания сочетаются художественное слово и научное содержание, т. к. многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно и помогает детям не только видеть красоту природы, но и обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Так Н. Павлова – ученый-растениевод – в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг - «Желтый, белый и лиловый».

В. Бианки – ученый-биолог – во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» ит. д.) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной высокохудожественной форме.

Множество увлекательных книг создал для детей Н. Сладков – топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идеи ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому слушателю беречь и защищать, изучать природу. Так закладываются основы экологической культуры дошкольников.

Общие принципы отбора произведений, традиционно сложившиеся в дошкольной педагогике, следующие:

1. Доступность произведений детскому пониманию.

Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу. Важно побеседовать о прочитанном, чтобы помочь ему «прожить» услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий.

2. Реалистичность.

В данном случае важны не сказки или басни о животных, где они действуют как люди, а стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и пр.

3. Привлекательность для детей.

По возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, насыщенные поэтическими образами, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.

Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, А. Толстого, К,Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и других.

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетания чтения с непосредственными наблюдениями в природе. Причем, в каждой возрастной группе методика использования книг о природе имеет свою специфику.

Для слушания книги детей первой младшей группы лучше разбить на подгруппы, а во второй младшей читать можно всем детям сразу.

Младшим дошкольникам не нужно читать объемные книги с подробными описаниями природы. Малышам 3-4 лет будут более интересны небольшие стихи, потешки, описательные загадки, короткие сказки и истории. Перед началом чтения рекомендуется подготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации или игрушки, картины и т. д. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией наглядного материала. Рекомендуется неоднократное повторное чтение художественного произведения. Во время чтения нужно следить за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т. д. Прерывать чтение не рекомендуется.

В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их.

Дети 5-6 лет с увлечением отгадывают сложные метафорические загадки, запоминают пословицы и поговорки, слушают большие рассказы. Можно прерывать чтение вопросами, краткими уточнениями или, ставя каждый раз «логическую точку», читать книгу в течение нескольких дней.

Можно перед чтением обратиться к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы свами вчера ходили и что видели, - обращается воспитатель к детям после наблюдения за одуванчиками. – Послушайте, что однажды увидел писатель М. Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять. Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя – вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержатся план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова. Очень важно уметь правильно преподнести ребенку произведение: это включает в себя выразительность исполнения, выбор темпа повествования, логические ударения, длительность пауз. Монотонное и невыразительное чтение в данном случае абсолютно невозможно. Небольшое произведение нужно прочитать несколько раз подряд, большое – вначале целиком. А затем – лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения. Накануне чтения сказки или рассказа о животных можно показать детям соответствующий видеофильм или попросить об этом родителей, можно посетить с ребенком зоопарк. В процессе наблюдения или просмотра фильма необходимо обратить внимание на внешний вид животного, его повадки, рассказать, где обитает, чем питается, как ухаживает за детенышами. Здесь уместно также использование загадок, пословиц и поговорок, небольших стихотворений. По окончании чтения необходимо задать несколько вопросов, провести беседу по содержанию произведения. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном, сделать оценку услышанного, выразить свое эмоциональное отношение к героям сказки или рассказа. Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, птицах, охране природы и пр.). Сравните книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н. Павловой «Разными глазами». Н. Павлова как - будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево, Ю. Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интересной, неизвестной для них стороны.

Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе.

Обычно через некоторое время дошкольники просят педагога еще раз почитать ту или иную книжку. Конечно, в данном случае следует поддержать детскую инициативу. После повторного чтения можно вместе с малышами нарисовать героев произведения или изготовить их из природного материала. Постепенно в группе появится большой альбом рисунков, иллюстраций или свой «художественный салон» поделок. Рассматривая их, ребенок будет вновь возвращаться к прочитанному, проникаться определенным настроением, задавать взрослому новые вопросы, уточняя и конкретизируя, таким образом, имеющиеся знания и направляя свое внимание на дальнейшее восприятие явлений и объектов природы.

Список литературы.

1. Л. Макарова, П. Г. Саморукова «Мир природы и ребенок» - Санкт-Петербург, Детство- пресс, 2003.

2. И,Маврина «Художественная литература о природе» - «Дошкольное воспитание» - №№ 10, 11, 12, 2001.

3. «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией П. Г. Саморуковой – Просвещение, 1983.

4. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература природоведческого содержания как средство формирования основ экологической культуры дошкольников
Опубликовано: 19 августа 2021 в 15:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература природоведческого содержания как средство формирования основ экологической культуры дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Авдеева Наталия Ивановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД