Папки-передвижки

Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями

Ольга Касаткина
Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями

Презентация

Слайд 1

Тема: Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5-7 лет с речевыми патологиями.

Слайд 2

Развитие детского мышления исследовали психологи и педагоги такие как П. Симонов, А. В. Запорожцев, Л. Я. Береславский.

Публикация «Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями» размещена в разделах

Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то ее не достаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.

Слайд 3

Существует три вида мышления :

• Наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами) Наглядно – действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет.

• Наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) На основании наглядно – действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно – образное.

• Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Слайд 4

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

Слайд 5

В 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как:

Сравнение – это прием, направленный установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.

Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический прием сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения.

Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части.

Слайд 6

Опираясь на исследования современных авторов, развитие логического мышления через дидактические игры решила проводить по следующим направлениям:

- развитие и совершенствование мыслительных операций в специально – организованной деятельности;

- использование дидактических игр на развитие логического мышления;

- развитие интеллектуальных способностей;

- взаимодействие и общение детей между собой.

Слайд 7

Исходя из этого, определила следующие формы дальнейшей работы:

- специальные;

- игровые;

- работа с родителями.

Слайд 8

Игра для ребенка это такой же естественный процесс, как прием пищи, питье, сон. У него нет другого способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения.

Слайд 9

В своей работе использую игры на развития логического мышления. Прежде ребенка нужно научить выделять внешние свойства предмета, потом – внутренние: их функцию назначения родовую принадлежность.

Слайд 10

Поэтому для развития словесно – логического мышления.

использую упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.

Например: Предлагаю ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое – либо понятие:

- Назвать слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

- Назвать слова, относящиеся к спорту.

- Назвать слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

Слайд 11

Так же использую такие игры как :

"Разложи картинки" (учить учитывать последовательность событий).

"Оканчивание слов" (учить заканчивать слово по начальному слогу).

"Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

"Антонимы" (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый - легкий", "сильный -слабый", "легкий - тяжелый и др.).

"Лото". "Домино", пазлы, конструкторы.

Загадки.

Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения, а также способность создавать образ предмета по его словесному описанию.

Лабиринты

Используя лабиринты как одно из средств развития логического мышления.

Слайд 12

«Четвёртый лишний»

Слайд 13

«Назови одним словом» (обобщение)

Цель: закрепить обобщающие наименования: мебель, транспорт, посуда, фрукты, одежда и другие.

Слайд 14

«Разрезные картинки»

Слайд 15

«Нарисуй вместо точек недостающую фигуру»

Слайд 16

«Бывает - не бывает»

Слайд 17

Последовательность событий

«Кто кем (чем) будет?»

Слайд 18

Подбор слов по аналогии

Слайд 19

«Найди пару»

Слайд 20

«Нужно - не нужно»

Слайд 21

«Логический поезд»

Слайд 22

Упражнение на развитие скорости мышления.

Слайд 23

«Нелепица»

Слайд 24

Эффективность проведения игр зависит от того, насколько будут соблюдены

следующие условия:

• систематичность проведения;

• распределение в порядке возрастающей сложности;

• подчиненность заданий поставленной цели;

• чередование и вариативность упражнений.

Слайд 25

В своей работе использую дидактические игры логические блоки Дьенеша.

Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета и т. д.

Слайд 26

Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы.

Взаимодействие осуществляется в разных формах:

а) индивидуальные беседы, консультации;

б) контроль за выполнением заданий;

в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр,

дидактического материала;

г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.

Слайд 27

Данная практика показала себя эффективной: дети постепенно усваивают материал, повышается уровень логического мышления, активность детей в педагогическом процессе.

Слайд 28

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Дикие животные». Дидактическая игра для развития образного мышления старших дошкольников«Дикие животные». Дидактическая игра для развития образного мышления старших дошкольников Данная игра направлена на развитие образного мышления, зрительной памяти и изобразительных навыков дошкольников. Цель игры: дать детям представления,.

Дидактическая игра «Дорисуй недостающее изображение» для развития внимания и логического мышления у дошкольниковДидактическая игра «Дорисуй недостающее изображение» для развития внимания и логического мышления у дошкольников Дидактическая игра "Дорисуй недостающее изображение" - игра на развитие внимания и логики. Здесь ребенок должен понять закономерность расположения.

Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возраста Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возрастаИгра "Чудесный мешочек" ЦЕЛЬ: учить детей.

Игры для развития речи, логического и образного мышления ЛОЖКА С ТАРЕЛКОЙ Цель: развивать логическое мышление, внимание, аналитические способности. Необходимые материалы и наглядные пособия: различные.

Логические задачи — средство развития логического мышления младшего школьника В современных школах с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт проблема развития логического мышления младшего.

Настольно-дидактические игры по развитию речи для старших дошкольниковНастольно-дидактические игры по развитию речи для старших дошкольников Настольно-дидактическая игра по развитию речи "Составь букет" Цель: автоматизировать в словах звуки [С], [З], закрепить умение дифференцировать.

«Предметно-пространственные модели». Дидактические игры для развития у дошкольников связной речи и творческого мышления«Предметно-пространственные модели». Дидактические игры для развития у дошкольников связной речи и творческого мышления Модели для развития связной речи, творческого мышления Возраст: 4-7 лет, в зависимости от уровня развития связной речи Могут пользоваться.

Проект на тему: Развитие элементов логического мышления посредством игры Проект:«Развитие элементов логического мышления детей дошкольного возраста посредством игры» Тип проекта: познавательный. Сроки реализации:.

Развитие логического мышления старших дошкольников в игре Вопросы развития элементов логического мышления у дошкольников интересуют меня давно. Работая с детьми подготовительной группы, я увлеклась.

Развитие логического мышления у дошкольников В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест. Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли во.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 19:01
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД