Папки-передвижки

Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога

Татьяна Шерстюк
Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога

Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных социологами, социальными педагогами и психологами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, который можно объяснить как значительно возросшей занятостью родителей, дедушек и бабушек на работе, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний.

Публикация «Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога» размещена в разделах

Важной особенностью института семьи является преемственность семейных поколений. Семья каждого человека развивается с течением времени, постепенно создается семейная история, которую принято называть родословной. Современные программы, как комплексные, общеразвивающего характера, так и специализированные, посвященные ознакомлению детей с окружающим миром или нравственно-патриотическому воспитанию, включают задачи формирования у старших дошкольников интереса к своей родословной. К сожалению, как отмечают многие историки, исследователи в области генеалогии, традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений.

Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье.

Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, на доступном их пониманию уровне.

Учитывая сказанное, мы выделяем противоречие, определившее тему на-шей работы : между необходимостью формирования первичных представлений о семье у дошкольников и недостаточностью использования средств дошкольной педагогики.

Исходя из этого, у нас появилась необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных задач.

1. Определить сущность и структуру понятия «первичные представления о семье у детей 5 – 6 лет».

2. Выявить возможности формирования первичных представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать психолого-педагогические условия формирования первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет.

4. Разработать и апробировать программу по формированию первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет.

Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические методы исследования (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; обобщение, систематизация, классификация, сравнение, проектирование, эмпирические методы исследования (беседа, тестирование, эксперимент, а так же методы математической статистики обработки данных эксперимента: Т – критерий Вилкоксона, – критерий Фишера.

В результате проведенного теоретического анализа, нами были определены сущность и структура понятия «первичные представления о семье» – это образы предметов и явлений, относящихся к миру семьи, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта человека.

Представления ребенка о семье, а соответственно, формирование соответствующих ценностей, напрямую зависит от тех знаний, которые получает дошкольник о семье. Переработка знаний о семье, полученных в виде образов, ощущений и восприятия, приводит к появлению представлений и понятий.

Содержание и структура первичных представлений о семье включает в себя следующие компоненты: интеллектуальный, мотивационно-потребностный, эмоционально-ценностный, поведенческий. Следует отметить, что характеристики компонентов в совокупности определяют уровень формирования представлений ребенка о семье.

Составляющие характеристики первичных представлений о семье доступны детям старшего дошкольного возраста в силу их психологических особенностей:

ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность;

ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра;

ведущая функция – воображение.

Таким образом, рассмотренные психологические особенности детей стар-шего дошкольного возраста охватывают интеллектуальную, мотивационно-потребностную, эмоционально-ценностную, поведенческую сферы и позволяют говорить о возможности осуществления формирования первичных представлений о семье, начиная с дошкольного возраста.

Организация процесса формирования у детей первичных представлений о семье представляет собой единую педагогическую систему и требует выделения и обоснования системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих его результативность. Мы выделили четыре основных условия:

1. Трансляция родителями представлений о семье как образца-ориентира для ребенка.

2. Обогащение опыта детей знаниями и представлениями о семье.

3. Создание развивающей среды для стимулирования и реализации формирования у детей представлений о семье.

4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию представлений ребенка о семье.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы поставили цель нашей работы – экспериментально доказать возможности формирования первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет в деятельности педагога-психолога.

И выделили задачи:

1. Определить исходный уровень сформированности первичных представлений о семье у детей.

2. Разработать программу по формированию первичных представлений о семье у детей.

3. Апробировать данную программу на практике.

4. Провести повторную диагностику и выявить динамику изменения уровня представлений о семье у детей после реализации программы.

Работа проводилась в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Огонёк» г. Слободского, Кировской области, в которой приняли участие две группы детей по 22 человека в возрасте 5 – 6 лет.

Работа по формированию первичных представлений о семье у детей стар-шего дошкольного возраста состояла из трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный).

Для изучения уровня сформированности первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет были использованы следующие методики: тест-опросник «Семья» (В. И. Логинова, тест «Методика выбора» (В. И. Логинова, тест-опросник «Семейная фотография».

По итогам тестирования были выделены три уровня сформированности первичных представлений о семье у детей.

Низкий уровень представление о семье имеют те дети, которые не могут назвать членов семьи и их родственные связи, допускает много ошибок, не желает рассказывать.

Средний уровень имеют те дети, у которых представление о семье, ее членах их родственных связях, традициях и обычаях сформированы, но не в должной мере. Ребенок отвечает с помощью взрослого и допускает не точности.

Высокий уровень имеют те детей, у которых сформировано представление о семье, его членах, родственных связях, их традициях и обычаях. Ребенок отвечает на все вопросы самостоятельно, без помощи взрослого. Проявляет ярко выраженный интерес к семье, охотно рассказывает.

Констатирующий этап эксперимента помог выявить исходный уровень сформированности первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет и установить недостаточность сформированности данного уровня.

В связи с полученными результатами для детей экспериментальной группы была разработана программа, направленная на формирование первичных представлений о семье.

Цель: формирование первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет.

Задачи:

1. Формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи учить прояв-лять заботу о родных людях.

3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

4. Создавать условия необходимые для реализации программы.

Программа рассчитана на 12 занятий, продолжительностью 25 – 30 минут. Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю.

Общая структура занятий включает в себя следующие элементы:

Цель первой части – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт (игры – приветствия, игры-взаимодействия).

Во второй части решаются главные задачи занятия. Эта часть включает этюды, игры, упражнения, совместную деятельность детей, беседы, и пр. В качестве отдыха используются подвижные игры, «минутки шалости». Основные процедуры: элементы сказкотерапии, элементы психодраммы, игры на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, навыков общения.

Третья часть позволяет детям высказать и обобщить впечатления от заня-тия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию. Третья часть – это своеобразная «точка» в занятии.

При определении содержания обогащенного представления о семье было установлено, что для его формирования необходимо объединить усилия семьи и детского сада. У каждого из этих социальных институтов свои специфические возможности в формировании у дошкольника представления о семье. Совместная деятельность с родителями послужили подкреплением позитивных изменений в ребенке.

Разрабатывая программу, мы постарались учесть все необходимые условия для успешного формирования у детей представлений о семье, и представить её в виде «Мишени».

Условно работу по формированию представлений о семье можно представить как работу в трех направлениях: дети, педагоги дошкольного образовательного учреждения, родители. Только работа по всем направления предполагает положительный результат.

Итак, наша программа в виде «Мишени», состоит из 3 кругов и 12 блоков. Круги – это направления, в которых данная программа работает. Блоки – это темы, которые затрагиваются в процессе формирования первичных представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Программа в виде «мишени» представлена на рисунке.

1 круг (синий) – взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.

2 круг (красный) – создание развивающей среды, сотрудничество с педагогами дошкольного образовательного учреждения.

3 круг (желтый) – обогащение опыта детей через систему занятий в дея-тельности педагога-психолога.

Центр мишени – цель, которую мы хотим достичь: повысить уровень сформированности первичных представления о семье у детей 5 – 6 лет.

Мишень поделена на блоки, каждый блок – это определенная тема, над которой ведется работа во всех направлениях. Темы работы по программе представлены в таблице.

Структура программы по формированию первичных

представлений о семье у детей 5 – 6 лет

Тематическое планирование программы

Тема блока Направле-ние

(целевая ау-дитория)

Тема

Цель Форма организа-ции работы Сроки реализа-ции

«Я – член се-мьи» Семья «История наших имен» Обогащение пред-ставлений детей о своей сопричаст-ности к миру се-мьи Совместная дея-тельность

Октябрь

1неделя

Педагоги «Уголок се-мьи» Консультация

Дети «Что означа-ют наши имена?» Занятие

«Семья в жизни челове-ка» Семья «Моя семья как сказка» Обогащение пред-ставлений детей о мире семьи в це-лом и ее составе.

Совместная дея-тельность (созда-ние книги)

Октябрь

2 неделя

Педагоги «Уголок се-мьи» Консультация по созданию «Угол-ка семьи» в груп-пе

Дети «Моя семья» Занятие в форме беседы

«Состав семьи» Семья «Семья – это цветок»

(части цветка – это члены семьи) Обогащение пред-ставлений детей о составе семьи, на-личии и характере связи между чле-нами семьи. Совместная дея-тельность роди-телей и детей. (Конкурс дидак-тических игр).

Октябрь

3 неделя

Педагоги «Макет се-мьи» Мастер-класс

По изготовлению макета семьи

Дети «Родствен-ные связи» Занятие

«Про-шлое семьи» Семья «Родослов-ная» Обогащение пред-ставлений детей о прошлом семьи ее родословной. Разработка про-екта

Октябрь

4 неделя

Педагоги «Игрушка прошлого» Организация вы-ставки-музея

Дети «Семьи бы-вают разные» Занятие

«Тради-ции и обычаи» Семья «Традиции нашей семьи» Обогащение пред-ставлений детей об обычаях и тра-дициях, заложен-ных в семье и пе-редающихся из поколения в поко-ление. Родительское со-брание

Ноябрь

1 неделя

Педагоги «Любимый праздник на-шей семьи» Оформление вы-ставки рисунков в «Уголке семьи»

Дети «Традиции и быт русского народа» Занятие

«Семей-ные по-мощни-ки» Семья «Папа, мама, я – спортив-ная семья» Обогащение пред-ставлений детей о значении и важ-ности мира семьи для человека. Воспитывать на-выки добрых, вежливых взаи-моотношений друг с другом. Совместный до-суг

Ноябрь

2 неделя

Педагоги «Что с нача-ло, что по-том» Мастер-класс по изготовлению дидактических игр для «уголка семьи» в группе

Дети «Добрые де-ла» Занятие

«Про-фессии» Семья «Кто кем ра-ботает» Обогащение пред-ставлений детей о многообразии, значении и важ-ности всех про-фессий. Анкета «Профес-сии родственни-ков»

Ноябрь

3 неделя

Педагоги «Профессии» Подборка иллю-страций «Про-фессии»

Дети «Профессии мам и пап» Занятие

«Мама – главное слово в нашей судьбе» Семья

«День мате-ри» Воспитывать ува-жение и любовь к самым близким людям, доброже-лательное отно-шение к ним, го-товность достав-лять радость Праздник

Ноябрь

4 неделя

Педагоги

Подготовка к празднику

Дети «Чем можно порадовать маму?» Занятие

«Родо-словная» Семья «Родослов-ная» Обогащение пред-ставлений детей о прошлом и на-стоящем семьи. Анкетирование

Декабрь

1 неделя

Педагоги «Древо» Консультация по созданию макета «Древа»

Дети «Семейное древо» Занятие

«Бабуш-ки и де-душки»

Семья «Умелые ру-ки бабушки и дедушки». Воспитывать лю-бовь к бабушке и дедушке, уваже-ние к их повсе-дневному труду Совместная дея-тельность (со-ставление расска-за о дедушке или о бабушке)

Декабрь

2 неделя

Педагоги «Волшебные руки» Оформление вы-ставки изделий сделанных рука-ми бабушек и де-душек

Дети «У нас в гос-тях бабушка» Занятие

«Люби-мые предме-ты моей семьи». Семья «Фото гале-рея» Обогащение пред-ставлений детей о связях между ми-ром семьи и ми-ром предметов, о любимых вещах членов семьи, об индивидуальных и семейных хоб-би. Совместная дея-тельность (рису-нок или фотогра-фия любимого предмета)

Декабрь

3 неделя

Педагоги «Фото гале-рея» Оформление вы-ставки

Дети «Чья это вещь?» Занятие в форме беседы.

«Празд-ник Но-вый год» Семья «Празднич-ный стол» Воспитывать чув-ство любви и ува-жения к семейным праздникам;

учить самостоя-тельно готовить приятные сюр-призы, подарки к праздникам. Участие в под-борке материала для журнала «Праздничный стол»

Декабрь

4 неделя

Педагоги «Новогодний праздник» Праздничный концерт

Дети «Семейные обычаи» Занятие.

Содержание занятий представлено в приложении.

На протяжении всей реализации программы работа была направлена на формирование у детей представление о семье, о нравственно-патриотическом отношении к семейным традициям, на расширение знания о ближнем окруже-нии, о родственных связях, на воспитание у детей любви и уважения к членам семьи. На занятиях дети получали информацию по определенной теме и выполняли практические задания совместно с семьей.

Наиболее сложными для детей стали задания, где необходимо было рассказать о традициях и обычаях их семьи и определить родственную связь между членами семьи. Обучение определять родственную связь и выделять традиции и обычаи семьи сопровождалось на протяжении всех занятий и в итоге достигло положительных изменений: дети легко стали подчеркивать особенности своей семьи, определять родственные связи.

Для анализа эффективности реализации программы по формированию первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет была проведена итоговая диагностика с использованием тех же методик, что и при проведении констатирующего эксперимента. Итоговая диагностика проводилась и в экспериментальной, и в контрольной группах.

После реализации программы по формированию первичных представлений о семье, при анализе результатов вторичной диагностики в экспериментальной группе был выявлен положительный сдвиг в уровне сформированности представлений о семье, что свидетельствует об эффективности программы. Как показал анализ данных, у детей экспериментальной группы уровень представлений о семье стал выше.

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что программа, разработанная нами для формирования первичных представлений о семье у детей, дает положительные результаты и может быть использована в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений.

Публикации по теме:

«Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое развитие» Тема моей публикации «Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое.

«Театр этических миниатюр» — технология работы педагога-психолога по развитию этических представлений дошкольников«Театр этических миниатюр» — технология работы педагога-психолога по развитию этических представлений дошкольников Театр этических миниатюр «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Верьте в талант и творческие.

Анализ деятельности педагога-психолога за учебный год АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГУЛЯЕВОЙ Д. В. ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД ОТЧЕТ Цель работы: создание и поддержание благоприятного.

Формирование у детей младшего и среднего возраста представлений о семье.Формирование у детей младшего и среднего возраста представлений о семье. Цель работы – рассмотреть методику формирования представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Нравственное воспитание:.

Использование мультимедийных интерактивных игр в формировании первичных представлений о фольклоре В условиях современного российского общества особое значение приобретают проблемы духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения.

Конспект образовательной деятельности педагога-психолога «Путешествие на планету» для детей старшей группы МКДОУ ЦРР – детский сад №5 Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие на планету» Педагог.

Основные направления деятельности педагога психолога Основные направления деятельности педагога психолога: - психопрофилактика - психодиагностика - коррекционно-развивающая работа - консультативная.

Представление деятельности педагога-психолога. Ребенок мне ассоциируется с ромашкой, где центр ромашки это ребенок, а лепестки это все что его окружает. И один из лепестков это ромашки.

Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье Тема выступления «Формирование духовно-нравственных представлений у детей дошкольников через приобщение к народной культуре в семье»Низкая.

Эффективность консультативной деятельности педагога-психолога. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ о профессиональной деятельности – консультировании педагогом-психологом МБДОУ д/с «Ладушки» г. о. Кохма Соболевой А. М.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога
Опубликовано: 15 августа 2016 в 18:07
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД