Лучший педагог года

Художественная литература как средство развития интеллекта, речи и отношения к миру у детей младшего возраста

Марина Чернова
Художественная литература как средство развития интеллекта, речи и отношения к миру у детей младшего возраста

Дошкольный возраст- не только счастливый, но и очень ответственный период в становлении человеком. В эти годы ребенок проделывает огромный путь в своем развитии. Это возраст активного действия, когда невозможно что-то пережить про себя, молча, обязательно нужно говорить, двигаться. Это возраст, когда в жизни ребенка шумно и уверенно, в его жизнь входят другие дети-сверстники. Общие игры, ссоры, привязанности, согласия и разногласия начинают все больше заполнять его жизненное пространство. Это возраст, когда происходят новые встречи- с игрушками, с цветами, с добром и злом. Каждая встреча- открытие нового мира, мира сказок, мира природы, мира людей. Из беспечного, во всем зависимого малыша ребенок превращается в самостоятельную личность. Он начинает думать, придумывать, ставить вопросы и требовать на них ответы. Дошкольник начинает овладевать собой и своим поведением. Чем интереснее и активнее живет ребенок в свои дошкольные годы, тем более плодотворным и полезным будет этот период для его психического развития.

Публикация «Художественная литература как средство развития интеллекта, речи и отношения к миру у детей младшего возраста» размещена в разделах

В результате моей деятельности с детьми, мною подмечено, чем младше дети, тем более открыто выражаются их эмоции. Они еще не знают, что должны подавлять в определенных ситуациях свои чувства, управлять ими, и почему нужно это делать. Это в значительной степени облегчает мою задачу: понять ребенка, разобраться в истинных мотивах его поведения и его желаниях. Моё внимание было обращено на отношение детей к окружающему миру и к людям самым близким и незнакомым.

Старалась создать вокруг дошкольников мир эмоциональной культуры, обучая приемам стимулирующим эмоциональное развитие, стремилась обучать ребенка умению присматриваться к лицам и жестам, к выражению глаз, вслушиваться в интонации речи. Хочется чтобы эмоциональное общение было красивым, наполнено теплотой, отзывчивостью и добрым отношением к другим людям.

В общении с детьми я наблюдала за поведением детей в обществе друг друга: замечают ли дети радость и боль другого; как выражают своё сочувствие (на словах или стараются чем то помочь); умеют ли проявлять жалость, сострадание, т. е. приласкать, погладить, утешить; часто ли обижается ребенок, достаточно ли обоснованы его обиды; умеет ли радоваться успехам сверстников или чувствовать зависть; проявляет ли жестокость по отношению к животным, игрушкам или близким; знает ли ребенок нормы и правила поведения.

В результате наблюдений возник вопрос, как развить в детях способность эмоционально откликаться на состояние другого человека или явления? Безусловно, это в первую очередь пример поведения нас-взрослых. Но есть еще один путь эмоционально-нравственного развития ребенка-художественная литература, и особенно, такие любимые всеми детьми, сказки.

На мой взгляд, литература, искусство-богатейший источник и побудитель чувств, переживаний. Сказка для ребенка- это не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность мира чувств, эмоции такого прекрасного и таинственного, а иногда и страшного. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дошкольник и сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявления чувств остается подлинной, " взрослой".

Почему же сказочный мир так интересен ребенку? Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов, что значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей у которых плохо развито слуховое внимание. Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища ( например: "мышка-нарушка", "лягушка-квакушка", "лисичка-сестричка", "зайчик-побегайчик").

Начиная работать с младшими дошкольниками и учитывая то, что одно из самых любимых занятий малыша-игра, я подобрала сказки, включая в них игровые задания, цель которых-всестороннее развитие психики малыша.

Эти задания:

1. Помогут развить речь, память, мышление, внимание, мелкую моторику рук.

2. Дадут представление об окружающем мире

3. Научат ориентироваться в пространстве, отличать предметы по размеру, цвету, форме.

4. Закрепить счет до пяти

5. Расширить кругозор

Чтобы добиться желаемых результатов при чтении русских народных сказок и выполнения игровых заданий работу проводила поэтапно:

1. Чтение сказки:

Прочитать сказку целиком. Дать время малышу, чтоб внимательно рассмотрел иллюстрацию. Поговорить с ним о том что он видит на картинке (какие герои нарисованы, что они делают).

2. Игровые задания:

Перед тем как приступить к игровым заданиям, спросить ребенка, все ли он понял, разъяснить смысл сложных для него слов и словосочетаний. Если вопросов нет, начинать играть. Игровое задание состоит из нескольких частей: а) фрагмент сказки, который поможет вспомнить сюжет б) вопросы, касающиеся содержания сказки, в) игровое задание г) после прослушивания сказки внимательно рассмотреть иллюстрации.

3. Пересказ сказки:

После выполнения игровых заданий, предложить самостоятельно пересказать сказку. Для этого можно использовать иллюстрации. Если ребенку трудно справиться с этим заданием, попросить договорить последнее слово в предложении (например "жили были дедушка да. " (показать на изображении бабушку и попросить ребенка назвать то что нарисовано на картинке).

Занимаясь с малышом, можно сделать перерыв, как только замечаете, что ребенок устал или перенести занятие на следующий день.

Предлагаю конспект занятия по развитию речи с детьми на тему : Рассказывание русской народной сказки "Лисичка со скалочкой" с игровым заданием.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, понимать содержание

2. Учить отвечать на вопросы по содержанию

3. Развивать внимание, память, выразительность речи

4. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам

5. Игровые задания

Предварительная работа:

Рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций,выставление книги в книжном уголке.

Материал:

1. Предметы сделанные из дерева, шерсти, глины (стол, ложки деревянные, шапка, носки, глиняный кувшин)

2. Цветные карандаши, изображение лисички на формате А5

3. Иллюстрация к сказке

Ход занятия:

Воспитатель: - Сядьте удобно, слушайте внимательно.

"Берёт книгу, говорит присказку"

Слетались птицы с моря

Садились у нас на заборе

Пели птицы, сказывыли птицы

Песни да сказки, были да небылицы

Одну я переняла, да вам привезла

Сказка про лисичку - сестричку

Слушайте, что в старину бывало.

Воспитатель рассказывает сказку "Лисичка со скалочкой", сопровождая показом иллюстрации.

Затем воспитатель повторяет эпизод сказки.

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.

Вопросы:

1. Что нашла лисичка по дорожке?

2. Что лисичка сделала со скалочкой?

Задание:

1. Вспомни, где лисичка нашла скалочку?

2. Поиграй со словосочетаниями.

Лавка из дерева-лавка (какая).

Корыто из дерева- корыто (какое).

Полки из дерева- полки (какие).

Пришла в деревню и стучится в избу:

-стук, стук,стук!

-кто там?

-я, лисичка сестричка! Пустите переночевать!

- у нас и без тебя тесно!

-да я не потесню вас:

сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку!

её пустили.

Вопросы:

1. куда пришла лисичка?

2. пустили ли лисичку переночевать?

Задание:

Лисичка пришла в дом и увидела разные предметы.

Помоги лисичке найти предметы, зделаные из дерева, из глины и связанны из шерсти.

Вот она легла сама на лавочку, хвостик- под лавочку, скалочку под печку. Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:

- Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку.

Мужик - делать нечего! - отдал ей за скалочку курочку.

Взяла лисичка курочку, идёт да поё т:

-Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку.

За скалочку взяла курочку!

Вопросы:

1. Что лисичка сделала со скалочкой?

2. Что лисичка попросила за скалочку?

3. Честно ли поступила лисичка?

Задания:

1. Раскрась рисунок. Карандаши какого цвета ты выберешь?

2. Артикуляционная и мимическая гимнастика

Голодная лиса- втяни щеки

Сытая лиса- надуй щеки

Радостная лиса- улыбнись

Пришла она в другую деревню:

- Стук-стук-стук!

-Кто там?

- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

- У нас и без тебя тесно.

- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку- под печку.

Вопросы:

1. Куда пришла лиса?

2. Что попросила лиса?

Задание:

1. Отгадай загадку. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушисты-красота все зовут её "Лиса"

2. Повтори, какая лиса? (хитрая)

Головка какая? (рыжая)

Хвост какой? (пушистый)

Её пустили. Лисичка легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. Рано утром лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела, а после и говорит:

Где же моя курочка? Давайте мне за неё гусочку!

Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать ей за курочку гусочку.

Вопросы:

1. Что сделала лиса с курочкой?

2. Что попросила лиса за курочку?

Задание:

1. Как разговаривают гуси? (га-га-га)

2. Как разговаривают куры? (ко-ко-ко)

Как огорчился мужик когда менял гусочку за курочку?

Расстроенный мужик- приподними брови, округли губы и скажи [o]

Пришла она под вечер в третью деревню:

- Стук,стук,стук

- Кто там?

-Я, лисичка- сестричка! Пустите переночевать!

- У нас и без тебя тесно.

-Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку-под печку.

Утром, чуть свет, лисичка вскочила схватила гусочку, съела да и говорит:

-А где же моя гусочка, давайте мне за неё девочку!

Вопросы:

1. Куда пришла лиса?

2. Что лиса сделала с гусочкой?

3. Что попросила лиса в замен гусочки?

Задание:

Выучи загадку про лису.

Говорят, я рыжая,

Говорят, бесстыжая,

Ем цыплят,

Говорят,

Ем утят,

Говорят,

Да ведь это петухи, наболтали чепухи.

А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе:

-Бери,лиса, девочку!

Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит:

- Девочка, пой песни!

А собака в мешке как зарычит!

Лиса испугалась, бросила мешок- да бежать!

Тут собака выскочила из мешка- да за ней!

Вопросы:

1. Кого мужик посадил в мешок вместо девочки?

2. Почему лиса испугалась?

Задание:

1. Послушай внимательно и скажи, что в предложении не правильно:

Курочка-лает (кудахчет)

Гусь- мяукает (гагочет)

Лис квакает (тявкает)

2. Подвижная игра.

Рыженькие лапочки, лапочки царапочки (поглаживание лапок)

Хвостиком виляют (повилять хвостиком)

Курочек пугают (ловит лапками пригнувши)

Носик любопытный в молоко суют (нагнуться, вытянуть мордочку)

Хитрые лисички везде всё достают (погрозить пальчиком)

Вдруг собачка прибежала и лисичек напугала. (собачка ловит лисичек)

Публикации по теме:

Художественная литература как источник развития детей дошкольного возраста Художественная литература, как источник развития детей дошкольного возраста. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические.

Художественная литература как средство формирования творческого мышления у дошкольников в век компьютерных технологий Всего каких-то 20 лет назад жизнь людей в нашей стране кардинально отличалась от жизни в современном мире. Казалось бы, что нового может.

Художественная литература как средство формирования этических норм и правил Художественная литература как средство формирования этических норм и правил. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. 21 век - эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»В первые годы жизни детей происходят.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста 1 слайд. Добрый день. Вашему вниманию представляю творческую презентацию на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики.

Театрализованная игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Если справедлива пословица:.

Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллектаРазвитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта В специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида поступают дети с различными речевыми нарушениями, которые выступают на.

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста ТЕМА: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Начало работы над темой: сентябрь 2015г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство развития интеллекта, речи и отношения к миру у детей младшего возраста
Опубликовано: 14 мая 2016 в 12:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД