Получи документы

Художественно-эстетические способности детей старшего дошкольного возраста

Виктория Хомик
Художественно-эстетические способности детей старшего дошкольного возраста

"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой

минимальной степени, становится другим,

чем ребенок, подражающий действиям других"

Б. Астафьев

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем.

Публикация «Художественно-эстетические способности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках Федеральных государственных требований и ФГОС дошкольного образования, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

Работу по формированию художественно-эстетических способностей детей старшей группы «Барвинок» строю на личностно-ориентированном подходе, опираясь на следующие принципы:

Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учу думать, рассуждать, предлагаю возможности вариативных путей решения задач; стимулирую к творческим поискам и находкам, развиваю наблюдательность.

• Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

• Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов образовательных областей.

• Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения.

• Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Для развития художественно-эстетических способностей необходимы условия :

• Комплексное и системное использование методов и приемов.

Это наглядные – показ педагога, пример, помощь, наблюдение, рассматривание; словесные – объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок; практические – самостоятельное и совместное выполнение работы)

• Мотивация задания - существенное условие творческой активности ребенка. От мотивации зависит вовлеченность в процесс всех детей, в том числе менее успешных, результат их работы.

• Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Мы должны практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества, подарки родным и близким и т. д.)

• Материальное обеспечение продуктивной деятельности дошкольника :

- разнообразие основных и дополнительных материалов,

- свободный доступ к ним.

Образовательную деятельность разделила на три блока:

1 блок – работа с бумагой и картоном

• Поделки из бумаги

• Аппликация из салфеток

• Поделки из картона

2 блок – работа с нитками и пряжей, тканью.

• Аппликация из пряжи

• Игрушки из пряжи

3 блок – работа с бросовым материалом

• Игрушки из коробок

• Поделки из банок

• Поделки из ткани, пуговиц

Каждый блок включает в себя три этапа работы:

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Формы организации продуктивной деятельности:

• Непосредственно образовательная деятельность.

• Совместная деятельность (дети – педагог, дети – дети, дети – родители, педагог – родители).

• Самостоятельная деятельность детей.

Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на предстоящую работу, утром в уголке художественного творчества появляется готовая поделка, а на столах материал, необходимый для творчества.

Для организации работы по художественному труду важно создать такие условия, в которых будет комфортно детям. Удобно расставленное оборудование поможет выполнить задачу.

Грамотно организованное пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть деятельность других, непринужденно обсуждать ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями, или при необходимости творить индивидуально.

Педагог выбирает место, которое не отделяет его от детей, а дает возможность оказать внимание, помощь каждому ребенку, который «слабее» других в работе с определенным материалом или инструментом.

К совместной работе привлекается не более 5-6 детей, однако, творческий процесс заразителен и непредсказуем, поэтому предусматриваю количество мест для всех желающих.

Во время работы дети свободно перемещаются по групповой комнате, если им потребуется взять какой-либо инструмент или материал.

Длительность выполнения работы соответствует возрасту, но предполагает «открытый» временной конец (т. к. каждый ребенок работает в собственном темпе). После завершения работы дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Пока все дети не завершат работу, я не выпускаю их из поля зрения, создаю ситуацию успеха для медлительных детей.

Предлагаю детям разные типы выполнения работ:

• Работа по образцу (показываю детям 1-2 образца, чтобы заинтересовать, но после рассматривания сразу убираю)

• Работа по незавершенным продуктам (при изготовлении радуги предварительно нарисованы семь дуг, а дети украшают комочками из салфеток)

• Работа по технологическим картам, схемам (они выставляются на стол или магнитную доску, оформлены в папку для использования в свободной деятельности.

• Работа по словесному описанию (без показа)

• Работа по замыслу (дается тема, а дети воплощают свои идеи)

Каждый тип работ построен на разнообразном материале, по виду выполнения композиции или поделки:

• Из плоского материала, изображение получается путем присоединения деталей к фону

• Из объемного материала, изделие создается путем присоединения деталей друг к другу.

В обучении детей дошкольного возраста элементам творчества используется следующий художественный материал :

1. Бумага разной фактуры и картон.

2. Природный материал: сухие листья и растения, тополиный пух, вата, семечки, косточки, фасоль, бобы, сыпучие материалы (опил, чай, крупа, песок, яичная скорлупа.

3. Бросовый материал: упаковочный картон, коробки, диски, фантики, пробки, жестяные банки и т. д.

4. Ткань, нитки, пряжа, тесьма, ленты, фетр, пуговицы, бусинки, пайетки.

В зависимости от размера работы могут быть индивидуальными или коллективными. Сложные работы дети выполняют в течение нескольких дней.

Освоение образовательной области «Художественное творчество» осуществляется в тесной взаимосвязи с другими образовательными областями. Так на занятиях:

• по формированию целостной картины мира, расширению кругозора дети знакомятся с различными предметами, с их свойствами, их применением в жизни;

• по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений) дети знакомятся с формами, величиной, делением на части, ориентировкой в пространстве и на плоскости;

• по коммуникации дети учатся описывать предметы, увиденные вокруг, используя прилагательные и наречия, учатся сравнивать;

• по ознакомлению с художественной литературой и музыкой дети знакомятся с произведениями великих писателей, поэтов и композиторов, которые эмоционально и красиво описывали природу, предметы и образ жизни средствами художественного слова и музыки;

• рисованием дети знакомятся с основными и смешанными цветами, с сочетаниями цветов, а в лепке знакомятся с объемом предметов и соединением частей;

• физкультуры дети закрепляют знания о частях тела, ориентировке в пространстве, учатся следить за своей осанкой;

• социализация учит детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, благодаря труду учатся разным умениям и навыкам, аккуратности, умению доводить дело до конца.

Организация самостоятельной деятельности начиналась с оборудования уголка художественного творчества, в котором проводилась работа по изготовлению поделок с детьми. Специальный стол не выделялся, так как дети всегда найдут удобное, хорошо освещённое место за свободными столами. К оформлению подошли творчески, так в уголке появились чудесные мешочки и коробочки для инструментов и необходимых мелочей. В уголке художественного творчества сочеталась эстетика с рациональностью и удобным размещением всевозможного материала для изготовления поделок, это не создавало детям трудности в пользовании ими. В первое время дети к работе в уголке привлекались ненавязчиво, используя удобные ситуации повседневной жизни. Например, создавалась «больница» по ремонту книг, мастерская для ремонта и реставрации оборудования и игрушек. В уголке изготавливались сувениры и подарки на праздники для детей и кукол, атрибуты для настольных спектаклей и игр.

На занятии аппликации, при изготовлении поделок из бумаги мы выполняли объёмные аппликации, то есть наклеивали комочки мятой бумаги (салфеток) на силуэтные изображения животных, птиц вырезанных из картона (готовые силуэты).

При работе с бумагой у детей развивается память, внимание, воображение, терпение, эстетическое чувство, цветовое и образное мышление, сосредоточенность, раскрываются творческие способности, чувство композиции, они учатся и очень охотно занимаются изготовлением поделок. Их воодушевление и интерес к работе не ослабевает.

Безусловно, в группе были такие дети, которые не испытывали интереса к этому виду деятельности. Непринужденно, не настаивая, старалась заинтересовать необычной, интересной игрой и ненавязчиво вовлекала его в работу в уголке художественного творчества. Старались научить детей переживать чувство радости от самостоятельно выполненных действий, приучали преодолевать трудности. Поддерживали детей доброжелательным отношением, похвалой.

Материалы и виды аппликации вводились, исходя из возрастных возможностей детей, применялись с учётом индивидуальных психофизических возможностей, их ручных умений и навыков. Например, детям, имеющим опыт, давала более сложные задания.

С детьми продолжилась работа по формированию навыков работы с бумагой, умения пользоваться инструментами (ножницами, кистью, карандашом). Постепенно переходили от нарезания произвольных бумажных кусочков к нарезанию бумаги с целью получения бахромы, бумажных полос, учились делить квадрат на две равные части, разрезая его на два треугольника или два прямоугольника, учились приёму вырезания несложных форм путём срезания (закругления) углов. Всегда перед занятием напоминалось детям о правилах работы с инструментами, во время занятия следили за чётким выполнением инструкций.

Детям давались инструкции, по сминанию бумаги и созданию из неё определенных предметов. Из салфеток мы составляли цветы и наклеивали на большую «поляну». Дети сминали одну бумажку сильнее, другую меньше и получали разнообразную фактуру. Маленькими цветными комочками украшались солнце, белый медведь, овечка, цыпленок. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы.

Для того чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок в уголке художественного творчества находятся в достаточном количестве квадраты разного размера и цвета; обрезки цветной бумаги, таблицы, схемы по изготовлению тех поделок, которые дети уже научились делать и новые, чтобы они могли самостоятельно попытаться, глядя на схему, сделать ту или иную поделку. Здесь же есть образцы разной бумаги для работы и экспериментирования, чтобы дети могли убедиться, в чем отличие и сходство бумаги.

С детьми начиналось обучение способам разных действий с различными материалами. Освоение любого способа работы требует от детей усилий, напряжения сил, терпения. Чтобы занятия были интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей, была использована мотивация детской деятельности.

Художественный труд не возникает сам по себе, он требует специального руководства, и поэтому старалась участвовать в трудовой деятельности детей, направлять, подсказывать. У детей не сразу сформировывается умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. Им необходима помощь взрослого в выполнении работ из разного материала. Для этого использовались схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться. В средней группе деятельность несет пока еще репродуктивный характер.

Например, в процессе знакомства с пряжей, рассматривались клубки ниток разных по цвету и качеству, изделия из пряжи (шапки, варежки, носки, кофты, платья и т. д.). Знания о пряже, различных изделиях и украшениях из нее, мы почерпнули из книг, художественных иллюстраций, фотоальбомов. А затем и сами применили этот материал в работе. Дети с удовольствием выполняли аппликацию из пряжи: сначала из нарезанной пряжи, затем из целой нити по прямой, а уж потом из целой нити по кругу. Наклеивали из пряжи цветы, птиц, насекомых, животных (нарисованных с помощью трафаретов).

У детей отмечается возросший, устойчивый интерес к художественному труду, он стал иметь продуктивный характер, появились любимые «ручные» занятия, в которых дети стремятся реализовать свои потребности. В процессе деятельности сформировались разнообразные умения и навыки, У них стали получаться качественные изделия, которые они используют по своему желанию.

Работа по художественному труду формирует у ребенка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому в работе подбираются посильные по объему и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Все это выполняется для поддержания у него уверенности в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

На занятиях по развитию у детей навыков художественного труда воспитывается усидчивость, аккуратность, терпение, развивается образное и пространственное мышление, ловкость рук, точность глазомера, овладение технологическими операциями и прежде всего творческий подход к любой работе. Именно это понадобится ему в школе.

Особое внимание в развитии художественно - творческих способностей уделяется взаимодействию с родителями. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, родителями приобретается необходимый материал для занятий, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, совместных творческих выставок детей и родителей. С родителями проводятся семинары-практикумы, мастер-классы, мастерские по изготовлению новогодних открыток и поделок, фоторамок. Для родителей предлагаются авторские презентации по разным темам: «Коллажи и игрушки из пряжи», «Открытки к разным праздникам», «Фоторамки своими руками», «Подарки для родных и друзей», «Схемы изготовления поделок» и другие, которые родители могут взять домой для закрепления различных технологий, для выполнения совместных работ. Обмениваемся с родителями рекомендациями («Что могут сделать родители вместе с детьми дома», «Как творчески развивать ребёнка», «Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду»).

Образовательная деятельность, которая осуществлялась одновременно с освоением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, позволила значительно расширить использование нетрадиционных техник и приемов работы с различными материалами, что повлекло за собой свободное экспериментирование и создание оригинальных образов детьми. Это в свою очередь отразилось на результативности.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать следующие слова: А. Довженко «Одобряйте и окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания. Чтобы потрясать, надо самому быть потрясенным и сердце свое держать высоко».

Публикации по теме:

«Необычное кашпо». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: Необычное кашпо.

«Подснежник». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Подснежник» Задачи: 1. Стимулировать у учащихся потребность в творческой деятельности, через занятия оригами. 2. Развивать мелкую моторику.

«Снегири». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Снегири» Задачи:.

Фотоотчёт о художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Посуда»Фотоотчёт о художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Посуда» .

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Снегири» Тема "Снегири" Цель Развитие познавательно-творческой активности детей. Закрепление знаний детей о зимующих птицах. Задачи 1. Продолжать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Усатый-полосатый» для детей старшего дошкольного возраста Ход непосредственно – образовательной деятельности Мотивационно – ориентировочный этап. Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-дымка» Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное.

Конспект по художественно-эстетическому развитию «Роботы» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занимательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности .

Развиваем социально-коммуникативные способности детей дошкольного возрастаРазвиваем социально-коммуникативные способности детей дошкольного возраста "Ладушки" - это одна из самых первых игр, в которые взрослый начинает вовлекать ребенка. Детская игра, уходящая своими корнями далеко в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Художественно-эстетические способности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 17:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД