Лучший педагог года

Инновационные формы работы по активизации речевых умений детей дошкольного возраста посредством художественной литературы

Тарелкина Марина Валериевна
Инновационные формы работы по активизации речевых умений детей дошкольного возраста посредством художественной литературы

Дошкольное учреждение – это первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Происходящие перемены в государстве и образовании предъявляют сегодня новые требования и к развитию дошкольного образования. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольного учреждения на воспитание ребенка, о возможностях организовать качественное развитие.

Публикация «Инновационные формы работы по активизации речевых умений детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах

Актуальность. Система работы по развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу с использованием инновационных технологий способствует созданию мотивации для формирования устного речевого общения дошкольников, правильной устной речи, и как следствие, речевого раскрепощения.

Систематизировала весь материал и распределила на 7 блоков:

Потешки, прибаутки, заклички, пословицы, поговорки.

Народные сказки (русские, казахские).

Стихи.

Загадки.

Детские писатели.

Рассказы о детях.

Речетворчество.

В процессе изучения художественной литературы использую разнообразные методы и приемы:

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) – универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью игры-драматизации, настольной инсценировкой. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию.

2. Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец использую, который доступен для повторения, подражания. Речевой образец преподношу детям подчеркнуто, громко, неторопливо.

3. Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Материала повторяю сама, затем – индивидуальное повторение ребенком, затем – совместное повторение двух детей и хоровое повторение.

4. Объяснение – раскрытие сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяю этот прием в словарной работе.

5. Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.

6. Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка помогает мне мотивировать всех детей, так как оказывает большое эмоциональное влияние, они ориентируются на нее в своих высказываниях. Для повышения речевой активности детей учитываю их индивидуальные и возрастные возможности.

7. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные вопросы могут быть констатирующими (репродуктивные)«Кто? Какой? Где? Как?» и поисковыми, требующие установления связей и отношений между явлениями – «Почему? Зачем? Чем похожи?» вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. При постановке вопроса интонационно выделяю место логического ударения, помогаю ребенку определить опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Используемые инновационные технологии в работе по развитию речи через художественную литературу : «Технология развивающего обучения», «Игровая», «Мнемотехника», «ТРИЗ-технология», «Критическое мышление», «Проектная деятельность», «Информационно-коммуникативная», «Личностно-ориентированная», «Круги Луллия», «Карты Проппа».

«Технология развивающего обучения»

Я использую обучение в зоне ближайшего развития как возможность перейти от того что, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.

Использую в работе каждого блока.

Для этой технологии изготовила дидактическое пособие по работе с предлогами «Говорящие часики», по развитию связной речи «Помоги Айсулу»

«Игровая технология»

Игровую технологию использую, в большинстве случаев, при работе со сказками, рассказами. Изготовила дидактические пособия «Игровизор» и «Веселый паровозик», которые способствуют активизации связной речи.

«ТРИЗ – технология»

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Данная технология способствует развитию речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Используя в своей работе ТРИЗ-технологию, даю возможность детям не просто фантазировать, а учу мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Воспитываю качество творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы, одновременно активизируя речевые способности ребенка.

Данную технологию использую во всех блоках, так как она:

- активизирует познавательную деятельность;

- создает мотивацию на проявление творчества;

- создает условия для развития образной стороны речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

- формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

- развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Появляется речевое раскрепощение.

Для создания мотивации на проявление творчества и речевого раскрепощения изготовила дидактическое «Чудесный домик», а так же различные виды театров. Именно театрализованные игры с использованием знакомых художественных произведений, помогают раскрыть речевые способности застенчивых, стеснительных детей.

«Информационно-коммуникативная технология»

Информационно-коммуникативная технология (ИКТ) – это использование специальных технических средств (интерактивные доски, компьютеры, аудио, видео). Технология ИКТ дает мне возможность более эффективно повысить мотивацию и индивидуализацию обучения детей, развития речевых и творческих способностей, создания благоприятного эмоционального фона.

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим, так как материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции. Это дает возможность для развития психических процессов: внимания, мышления, памяти и, как следствие, активизацию речевого развития воспитанников.

«Мнемотехника»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, запоминание структуры рассказа, и, конечно, активизацию речевых умений.

Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.

Использую мнемосхемы для обогащения связного высказывания, пересказа.

Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это составление общей схемы условными обозначениями (картинки, геометрические фигуры и т. д., связанных между собой одной целью.

Использую коллаж для расширения словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Мнемотаблицы – схемы составления рассказа – служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи.

Использую для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказах рассказов и сказок, при отгадывании и загадывании загадок. Особенно эффективны мнемотаблицы при заучивании стихов.

Разработала дидактическое пособие : «Мнемодорожки к русским и казахским сказкам для младшего дошкольного возраста»

В работе с старшими дошкольниками использую дидактическое пособие по развитию связной речи «Умная книга», в котором собраны графические схемы по лексическим темам учебного года.

Для заучивания стихотворений собран каталог мнемотаблиц в соответствии с лексическими темами учебного года.

«Критическое мышление»

«Синквейн – универсальная технология интеллектуально – речевого развития».

Прием синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, использую в работе с загадками и как дидактический приём на этапе рефлексии.

Прием «синквейн» успешно использую не только при отгадывании загадок, но и для придумывания (составлении) новых загадок самими детьми. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию, основанную на анализе (выделения всех признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Этот мыслительный процесс усложняется, когда дети сами придумывают загадки.

Для этого мною было разработано дидактическое пособие «Волшебные кубы», где графические условные обозначения определяют правила составления синквейна.

Работу строила по определё нному плану:

- сначала предлагала назвать те слова, которые обозначают живые предметы, затем неживые.

- затем назвать нескольких действий, которые могут производить изображённые предметы (дерево - растёт, цветёт, качается, засыхает, скрипит).

- затем назвать несколько признаков к одному предмету (овальный, зелёный, твёрдый, хрустящий, дети называют огурец).

После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия предмета, начала работу над предложением : его структурой и графическим оформлением.

В первую очередь дети учила составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.

7. «Проектная деятельность»

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому содержания образования.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослых и детей над определенной практической проблемой (темой).

Использую Проектную технологию в работе с родителями в блоке «Детские писатели» и др.

Ценно в этой деятельности то, что:

- родители становятся не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая тем самым свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

- дети (особенно стеснительные, не имеющие лидерских задатков) имеют возможность публичного выступления с хорошо знакомым материалом. Это дает очень хороший результат по развитию коммуникативных качеств и речевого раскрепощения.

8. «Лэпбук».

Лэпбук (lapbook) - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.

При этом готовый лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно.

Родителей к работе с папкой очень часто привлекают сами дети, когда просят сделать какую-то игру или карман для лэпбука, найти нужную картинку, сказку или стихотворение. С детьми помладше материалы готовят воспитатели и специалисты.

Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение и т. д. В ходе работы с лэпбуками дошкольники получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный запас слов, а внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

В результате работы с лэтбуком у дошкольников повысился уровень развития универсальных умений, таких как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на собственный опыт, знания и умения;

- развитие речи.

9. «Личностно-ориентированная»

Личностно-ориентированная технология характеризуется взаимодействием взрослого и ребенка, которое обеспечивает развития и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

Данную технологию использую во всех блоках, как форму сотрудничества : взрослый-ребенок. Ставлю в центр обучения личность ребенка, обеспечиваю комфортные и безопасные условия его развития. Процесс деятельности направляю на развитие и реализацию его природного потенциала, активизацию мыслительных процессов, способствую выражению речевого интеллекта.

В работе учитываю следующие особенности:

- при построение деятельности с каждым ребенком учитываю данные обследования психолога;

- оцениваю и при необходимости корректирую психологическое состояние в течение всей деятельности (эмоциональное – радость, досада, веселость и др., интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);

- поддерживаю высокий уровень мотивации в течение всей деятельности с использованием приема мотива на цель;

- использую различные сенсорные каналы, особенно при знакомстве с чем-то новым;

- разнообразие дидактического материала;

- создание условий для формирования у каждого ребенка высокой самооценки, уверенности в своих силах, речевого раскрепощения.

Мною разработаны индивидуальные карточки - задания по всем блокам, 15% которых направлены на опережающие развитие.

10. «Круги Луллия»

Круги Луллия – это речевая среда, с помощью которой создается благоприятная игровая ситуация для корректировки процесса развития речи.

Эта технология дает возможность мне осуществлять двустороннюю связь: с одной стороны развивать и активизировать в игре речь ребенка, с другой стороны сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Изготовленное мною пособие многофункционально, позволяет, на ряду, с речевыми задачами, формировать навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Варианты использования Кругов Луллия разработала для каждого блока в соответствии с возрастными особенностями.

Данный вид работы помогает :

- развивать фонематические процессы;

- уточнять и активизировать словарный запас;

- совершенствовать слоговую структуру слова;

- автоматизировать звуки;

- формировать структуру предложений;

- совершенствовать развитие связной речи.

11. «Технология – портфолио»

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.

Основные разделы портфолио дошкольника могут быть следующие: ««Почитай-ка» (список любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям); «Мои фантазии» (выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы); «Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях). Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.

12. «LEGO – технология»

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

В процессе работы по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения. При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объ мному изображению декораций из конструктора, помогают реб нку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более разв рнутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т. д.

С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

- Артикуляционные и речевые упражнения

- Игры на развитие речевого дыхания

- Подвижные и хороводные игры с текстом

- Игры на формирование фонематического восприятия

- Коммуникативные игры

- Пальчиковые игры

-Дидактические игры : игры с предметами; настольно-печатные; словесные игры.

- Театрализованная игра

13. «Карты Проппа»

В основу моей работы в Блоке со сказками (волшебными) легла идея Карт Проппа, разработанная замечательным фольклористом В. Я. Проппом.

Пособие способствует формированию психофизиологических факторов ребенка: восприятия, памяти, внимания, воображения и т. д., что дает возможность для развития монологической связной речи, речетворчества.

Представленные Карты носят познавательный характер, они обогащают детей сведениями о культуре казахского и русского народа, традициях, быте, приобщают к мировому наследию.

Названия Карт помогут запомнить ключевые слова и словосочетания, необходимые для составления описания содержания Карт.

Не мало важно использования карт Проппа в совместной деятельности с психологом в работе с гиперактивными детьми. Им бывает трудно составить целостный последовательный рассказ (описание, внимание детей фокусируется на второстепенных деталях (нередко на их основе ребенок начинает выстраивать самостоятельный сюжет). Этот факт объясняется фрагментарностью восприятия и высокой отвлекаемостью. И здесь с помощью символов, значков, простейших рисунков есть возможность помочь ребенку структурировать ситуацию, составить план.

Фольклор прошлых веков – величайшее богатство нации, неотъемлемая часть нашей художественной культуры, совершенное творение многих веков. И сегодня приносит радость приобщение к светлым мыслям, тонким чувствам. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учат быть твердыми, не мириться со злом. Именно сказки позволяют воспитать уважение и любовь к людям, к родному дому, к матери, понять глубину человеческих взаимоотношений. И вместе с тем, являются образцом культуры речевого развития.

В своей работе я делаю сказку своим помощников в интеллектуально-речевом развитии, в приобщении своих воспитанников к культуре речевого наследия.

Карты Проппа помогает мне научить детей самостоятельно понимать художественное произведение, затем выразительно и последовательно рассказывать о прочитанном и услышанном.

В своей работе отвожу так же большое место книгам.

Периодически оформляю выставки : по теме лексической недели учебно-воспитательного процесса, детские писатели, времена года и др.

В центре есть книги разных жанров: сказки, стихи, потешки, познавательные книжки, книжки-игрушки, любимые книги детьми, которые они с удовольствием рассматривают самостоятельно.

Знакомство с художественными произведениями юмористического характера помогает развить вкус детей, умение понять шутку, острое меткое слово. При подборе такого художественного материала учитываю возраст, опыт и умственное развитие детей, стремлюсь, чтобы он вызывал у детей разные эмоции.

Важным этапом в работе с книгой считаю приобщение своих воспитанником к составлению «книжек-малышек» : их оформлению и содержанию. Именно эта работа дает возможность обобщить знания детей, а вместе с тем проявить каждому свою индивидуальность как творческую, так и речевую.

Использую в работе каждого блока, как подведение итога и обобщения знаний по теме.

Я считаю, что главными составляющими моего опыта работы являются :

- актуальность, т. к. художественная литература как форма речевого развития уходит из нашей жизни);

- перспективность (т. к. дает возможность развитию речевого раскрепощения);

- инновационный подход и новизна опыта (выработана система с использованием инновационных технологий);

- имеет возможность творческого подхода к воспитательно – образовательному процессу;

- результат.

Результат: мониторинг результативности проведенной мной работы показал эффективность использования художественной литературы в работе по развитию речи дошкольников.

Использование условий (Центр «Белоснежка и семь гномов» и системы (блочное планирование, а также применение инновационных технологий дало возможность значительно повысить качественную сторону речи моих воспитанников:

- появилось речевое раскрепощение;

- сформировалось понимание, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной, неторопливой;

- дети овладели диалогической и монологической речью, согласно возрастным особенностям, позволяющей каждому ребенку проявлять интеллектуальную инициативу;

- совершенствовалось развитие памяти – способность удерживать события и воспроизводить их последовательно;

- значительно улучшилось понимание эмоционального состояния других людей, умение оценивать их действия;

- сформировались навыки коммуникативных партнерских отношений;

- появились множество ценных человеческих качеств как: наблюдательность, жизнерадостность, общительность.

Заключение

Помогая ребенку овладеть родной речью, стремясь, прежде всего, к ее безукоризненной правильности, мы подчас значительно меньше заботимся о том, чтобы речь была яркой, красочной, образной, чтобы она отражала языковое богатство своего народа. Процесс приобщения к этому богатству длительный и сложный, так как речь детей формируется под влиянием множества факторов.

Педагогам необходимо помнить, что именно художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. А правильно выстроенный педагогический процесс в работе с дошкольниками даст возможность заложить фундамент для всего успешного развития ребенка в будущем.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Список художественной литературы для чтения по лексической теме «Времена года» с детьми дошкольного возраста Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». А. Плещеев «Осенью». А. Пушкин.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы работы по активизации речевых умений детей дошкольного возраста посредством художественной литературы
Опубликовано: 20 марта 2022 в 14:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД