Лучший педагог года

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми средней группы».

Диана Кулиева
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми средней группы».

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры: логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Публикация «„Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми средней группы“,» размещена в разделах

Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но учить ребёнка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста. Знание логики способствует интеллектуальному развитию личности. Поэтому со второй младшей группы начали знакомить детей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт по принципу «от простого к сложному».

В результате анализа литературных источников, были выбраны игры с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизенера. В отличие от традиционных дидактических игр логические блоки и счетные палочки дают детям возможность к моделированию свойств блоков, их замещению, осваиванию операции кодирования и декодирования информации о свойствах блоков. При построении числовой лесенки, дети получают практический опыт сравнения по величине, знакомятся со свойствами величины: относительностью;

могут использовать сравнение, сопоставление, упорядочивания как способа познания.

Блоки Дьенеша.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Логический материал представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

а) формой (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) цветом (красный, синий, желтый);

в) размером (большой, маленький);

г) толщиной (толстый, тонкий).

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

- для развития действий классификации и обобщения;

- для развития способности к логическим действиям и операциям.

На первом этапе дети познакомились с игровым материалом «Удивляйка». Это рамки с вкладышами. Использование данного материала в работе с детьми позволило решить следующие задачи:

- сформировать умение различать предметы по величине;

- развить умение формировать группы однородных предметов;

- сформировать умения различать предметы по форме.

Следующим этапом было знакомство с блоками Дьенеша.

В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.

Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.

В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свой). Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные.

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков : цвет, форма, толщина, размер. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Предлагаю вашему вниманию игры для детей среднего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать, но часть из них я вам покажу.

"Найди все фигуры, как эта" по форме (по размеру, цвету).

«Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).

"Цепочка". От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.);

«КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.

За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку…

Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.

«Магазин».

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

«РАЗДЕЛИ БЛОКИ»

Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам.

В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.

Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.

Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!

Результат работы с блоками Дьенеша :

1. Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а также в играх самостоятельного характера.

2. У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине.

3. Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами.

4. Освоили конструктивные навыки: строить постройки по образцу, читать чертежи.

5. У детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей среднего возраста.

Наряду с блоками Дьенеша, в систему игровых упражнений для развития элементарных математических представлений включаются и другие методики – палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера.

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним ещё в раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала и не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют ещё и ряд других областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение.

Данный материал представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.

Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.

Палочки Кюизенера идеально подходят для знакомства ребенка с математикой, они помогут ребенку научиться:

-различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху);

-осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура» и т. д.)

-осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка;

-освоить навыки – сложение и вычитание;

-с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

К цветным палочкам также разработаны альбомы в соответствии с возрастом.

Альбом учит дифференцировать и сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, высокий - низкий, длинный – короткий, широкий – узкий) преобразовывать изображение и воссоздавать из частей целый образ.

В процессе игры дети тренируют навыки счета, конструктивные способности, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, логическое мышление, воображение, память, мелкую моторику и речь.

Одно из главных преимуществ данного пособия является то, что оно подходит для детей разного возраста – от малышей до младших школьников. Для самых маленьких – это занимательный игровой материал, детям старше они помогут в освоении законов математики.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Опыт работы с палочками Кюизенера :

1. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот.

2. Выложите две палочки : "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы и проверьте.

3. Разложите палочки на 2 кучки : в одной 5 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

4. Голодные мышонок и крысёнок почуяли сыр, помогите им подняться по лестнице. Назовите номера ступенек, по которым собирается подняться мышонок. Которой ступеньки не хватает? Назовите номера ступенек, по которым собирается подняться крысёнок. Каких по порядку ступенек нет в его лесенке? Кто быстрее доберётся до сыра?

Когда ребенку наскучат предложенные игры, попробуйте разнообразить их занятиями с альбомами. Многие дети с удовольствием выкладывают рисунки по альбомам.

Результат работы с палочками Кюизенера :

1. Дети освоили эталоны цвета

2. Отношения по длине, высоте

3. Свободно ориентируются по числовому ряду до 5.

4. Успешно научились моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине

5. Появился интерес к новым математическим играм

Небольшие затруднения вызвало у детей умение пояснять свои действия при выполнении заданий. Не смогли достичь высоких результатов дети, недавно поступившие и мало посещавшие детский сад.

Таким образом, использование развивающих и дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Прикреплённые файлы:

1300791_0jf49.ppt | 0 Кб
 
Публикации по теме:

Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у дошкольниковИспользование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у дошкольников Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют дошкольникам овладеть способами действий, необходимых для возникновения элементарных математических.

Дидактические игры с применением блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Дидактические игры по бокам Дьенеша и палочкам Кюизенера. "Волшебный песок" цель:Расширять кругозор. Развивать диалогическую и монологическую.

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми (из опыта работы воспитателя)Использование палочек Кюизенера в работе с детьми (из опыта работы воспитателя) Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891 – 1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и головоломок Программное содержание : 1. Развитие творческого воображения, внимания, комбинаторных способностей, умения воссоздавать модель по образцу.

Конспект занятия с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие по волшебному лесу» (средняя группа)Конспект занятия с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие по волшебному лесу» (средняя группа) Конспект открытого занятия по кружку "Маленькие логики" с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Средняя группа.

Конспект занятия по ФЭМП с применением блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в сказочную страну» (средняя группа) Тема: "Путешествие в сказочную страну"; Группа : Средняя группа; Тип занятия: Дидактическая игра и упражнение; Вид занятия: Комбинированное.

Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для математического развития детей» Обучение — сложный и длительный процесс, споры о том, когда его начинать, ведутся уже многие десятилетия. Некоторые родители считают, что.

Использование логических блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера в процессе НОД педагогов и детей ДО Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с развивающими дидактическими играми З. Дьенеши и Д. Кюизенера, как средством развития.

НОД по математике в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная. Используемые технологии: ИКТ, обучение в.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша С Е Н Т Я Р Ь 1. Знакомство с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Ознакомительная беседа. Внесение нового пособия (игры).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми средней группы».
Опубликовано: 7 апреля 2018 в 21:10
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД