МААМ-картинки

Использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов

Елена Васильевна Алексеева
Использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов

«Использование дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста»

Игра в развитии дошкольника занимает особое место. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит, что реализация образовательной программы дошкольного образования должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной категории, прежде всего в форме игры.

Публикация «Использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов» размещена в разделах

В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Основные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на то, чтобы воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания. Важно приучить детей к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. Особое значение приобретают игровые формы, в частности, дидактические игры.

Дидактическая игра - это своеобразная форма деятельности. Учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин :

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве занимает первостепенное место в развитии ребенка;

2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Александр Владимирович Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчё ркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».

Дидактические игры в математическом развитии дошкольников занимают особое место. Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов является сенсорной основой любой практической деятельности.

Дидактические игры и занимательные упражнения включаются непосредственно в содержание игровой образовательной деятельности, как одного из средств реализации программных задач, а так же в совместную с педагогом и самостоятельную деятельность детей.

Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и занимательные упражнения, например, на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: подбор игр, соответствующих возрасту и интересам детей, варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр и упражнений в том же виде или с усложнением.

Широкое использование дидактических игр и занимательных упражнений важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

В методической литературе существует достаточное количество игр и занимательных упражнений для развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов. Они размещены в разных источниках, поэтому их использование затрудняет практиков. Возникает противоречие между большими педагогическими возможностями использования игр для развития представлений о геометрических понятиях их использованием в практике.

Изучив литературу мною был организован уголок и были подобраны дидактические игры и занимательные упражнения, направленные на формирование представлений детей о геометрии

Некоторые игры были переработаны в соответствии с интересами старших дошкольников и составлена картотека.

В рамках данного опыта мною были разработаны и изготовлены наглядные пособия, которые необходимы для проведения дидактических игр.

1) «Бусы»- выкладывание фигур, при помощи загадок;

2) «Геометрическая рыбалка»- закрепляем знания о фигурах;

3) «Геометрическое Поле Чудес»- барабан делится на секторы, на каждый сектор выкладываются конверты или карточки с заданиями. Это пособие универсальное подходит, практически, ко всем дидактическим играм, здесь и описание форм и выкладывание различных предметов из геометрических фигур, логические цепочки, ориентировка по схемам, соединение по точкам. Ну и конечно не забываю о секторе «Музыкальная пауза», здесь я провожу физкультминутки под музыку. Детям очень нравиться играть при помощи этого пособия.

Так же я использую наглядные пособия :

- «Подбери по форме»; - различаем фигуры разных цветов;

- «Ассоциации»; - объединяем предметы в объекты и в группу, по какому- либо общему признаку;

- «Геометрический ряд»;

- «Собери целую геометрическую фигуру»;

- «Сложи предмет»; - находим подходящие геометрические фигуры и собираем их из частей.

- «Зонтики» - подбираем геометрические фигуры определённых цветов к каждому зонтику.

- «Варежки» - правильно подбираем геометрические фигуры по образцу.

- «Волшебные фигуры» - находим одинаковые фигуры по цвету и форме, распознаём по размеру.

Игры со схемами:

- Находим одинаковую форму по цвету и форме;

- Распознаём по размеру;

Игры на распознание и группировку фигур по цвету и форме.

- «Подбери по форме»- обследуем предметы, выделяем их цвет и форму;

- «Цветные столбики»- выкладываем по цвету и размеру;

- «Геометрический Цветик- Семицветик;

- «Соотнеси цвет и форму»;

- «Выкладывание фигур по памяти».

Внедрив свой опыт работы в практику, я сделала вывод, что такая систематизация дидактических игр и занимательных упражнений для детей старшего дошкольного возраста, актуальная для работы с детьми в условиях нашего дошкольного учреждения, поскольку данные игры развивают любознательность и познавательную мотивацию, формируют познавательные действия дошкольников, что и требует федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей дошкольного возраста Перспективный план по саморазвитию «Использование дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей дошкольного возраста».

Игры для плоскостного моделирования как средство формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов Плоскостное моделирование - это построение на плоскости модифицированных изображений предметов из различных плоских геометрических фигур:.

Использование авторских дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у детей 2–3 лет Тема: Использование авторских дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у детей 2-3 лет. Дети раннего.

Использование дидактических игр для развития сенсорных представлений детей раннего возраста В период раннего возраста у детей ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем.

Использование дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма Использование дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма. (В рамках дополнительной общеобразовательной программы для детей.

Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНРИспользование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР Аннотация Данная методическая разработка предназначена для воспитателей групп компенсирующей направленности (ТНР). Учителей-логопедов, воспитателей.

Презентация «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Группа «Радуга» «Без игры.

Картотека на тему «Игры и игровые упражнения по формированию представлений о геометрических фигурах» №1. Игра «Назови одним словом» Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Материал: Геометрические.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте» Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 17:34
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД