Папки-передвижки

Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков (8 фото)

Ольга Алексеенко
Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков

Алексеенко О. Ю.

Воспитатель

логопедической группы,

МАДОУ д/с №369

г. Новосибирск.

«Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков».

«Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков» размещена в разделах

В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности - руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Если с речью не все в порядке, часто это проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку. Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики.

Ряд исследователей доказали (М. М. Кольцова, А. В. Антакова - Фомина и др., а практикой подтвердили, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева).

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот ребенок сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми должно быть приоритетным.

Недавно я побывала на одном из методических объединений, на котором я познакомилась с новой для меня методикой – это сенсорные дорожки для мелкой моторики. Меня очень заинтересовала данная методика, и мне захотелось включить её в процесс коррекции нарушений речи в нашей логопедической группе.

Конечно, всё началось с подбора информации о разнообразии сенсорных дорожек. Из чего и как их лучше сделать. Мне приглянулся вариант изготовления дорожек из фетра, а уж, почему шагать….

Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков

Существует огромное разнообразие материалов. Я выбрала на данный момент: пуговицы разной текстуры, шнуровки, цепочки металлические, поролон, мех, помпоны, наждачку, различные ленты и это ещё не конец списка, что можно использовать для данных ковриков.

Фото №1 Работа логопеда Фото №2 Логопедия логопедической группы МАДОУ д с г

Знакомство деток с дорожками мы начали с методики пальчиковых шажков. Данную методику я нашла в книге Черновой Е. И. "Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики". Методика автора данной книги заключается в следующем. Ребенок знакомится с дорожкой с самого легкого начального варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Обязательно каждое прошагивание сопровождается стишком или приговоркой.

Фото №3 Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и

В дальнейшем вводиться усложнение в такой последовательности: шагают указательный и безымянный пальчики, указательный палец и мизинец, большой и указательный пальчики, большой и средний пальчики, большой и безымянный, средний и безымянный, средний и мизинец, безымянный и мизинец. Ребенок будет испытывать трудности, работая безымянным пальчиком и мизинцем, т. к. в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения.

Шагая пальчиками важно подключать к работе кисть руки. Движение кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении шаги.

Фото №4 Дифференциация и автоматизация звуков дифференциации звуков

Дальше усложнением является содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук и выполнение одновременно разнотипных движений пальцами рук. Эта работа требует более высокого уровня регуляции, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться, удерживать внимание и способствует расширению резервных возможностей функционирования головного мозга.

Несмотря на сложности выполнения, данные дорожки вызывают у деток огромный восторг, ведь они яркие, интересные, и самое главное – это разнообразные тактильные ощущения

Конечно, мы не могли не использовать данную методику и для другой разновидности коррекционной работы – это автоматизация и дифференциация звуков. Для интереса на дорожку с помощью липучки можно прикреплять предмет в названии, которого есть отрабатываемый звук. Это деткам очень нравиться и сразу понятно, какой звук им нужно произнести.

Фото №5 Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В

Здесь я придумала вариант предметов-слов на пуговицах, которые являются сменными, т. е. одна и та же дорожка может работать для любого звука. Кроме единичного звука произносим слоги, как прямые, так и обратные.

Фото №6 Сухомлинский Публикация Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков размещена в разделах Дифференциация и автоматизация звуков Работа логопеда Фото №7 Логопедия Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка сентябрь В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание

В дальнейшем я планирую продолжить работу над многообразием сенсорных дорожек, потому что у детей отметился интерес в работе с ними и это положительно сказывается на их речевом развитии.

Список литературы

1. Е. И. Чернова,Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики. СПб: «Корона-Принт»,2017.

2. Инфоурок. Библиотека материалов. [Электронный ресурс].

Публикации по теме:

Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’] «Весёлый грузовичок»Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’] «Весёлый грузовичок» «Весёлый грузовичок» Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков Р, Р’. Автор: Игнатьева О. В. учитель-логопед СП «Детский.

Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуковДидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу рассказать Вам о дидактическом.

Использование игр с фонариком в работе логопеда для автоматизации звуков [Р] и [Л]Использование игр с фонариком в работе логопеда для автоматизации звуков [Р] и [Л] Игры со светом нравятся наверное всем, особенно детям. Игры с фонариком объединяют в себе и игру, и фокус, и сюрприз. Позволяя при этом.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуковИспользование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков Формирование произношения – одно из направлений логопедической работы. А автоматизация звука – это один из важнейших этапов работы над произношением.

Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г]Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию логопедическую игру.

Логопедическая игра «Кот-рыболов» для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’]Логопедическая игра «Кот-рыболов» для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’] Главной целью игры является автоматизация и дифференциация звуков [р]- [р’]. Для изготовления игрового материала понадобились: - распечатанные.

Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуковЛогопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков
Опубликовано: 20 сентября 2023 в 15:52
+235Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД