Папки-передвижки

Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе

Марина Коневская
Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе

Ещё И. М. Сеченов говорил о том, что «всякое ощущение по природе смешанное», что к нему «обязательно примешивается мышечное ощущение, более сильное по сравнению с другими».

Занятия физической культурой, музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушением речи. Для эффективности развития психической и моторной сферы детей с нарушением в речевом и психомоторном развитии являются занятия логопедической ритмикой.

Публикация «Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе» размещена в разделах

Под логопедической ритмикой подразумеваются коррекционная методика обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития (в том числе и с речевой патологией) средствами слова, музыки и движения. Логопедическая ритмика оказывает воздействие на моторику и речь, так как является составной частью коррекционной ритмики.

Логоритмические занятия основываются на взаимосвязи слова, движения, музыки и, конечно же, включают в себя пальчиковые, речевые и музыкально – двигательные, коммуникативные игры; упражнения для развития мелкой и крупной моторики; песни и стихи, которые сопровождаются движениями; дидактические игры, которые способствуют развитию чувства ритма.

Первым разработал систему музыкально – ритмических движений швейцарский педагог – музыкант Э. Жак - Далькроз.

Эта система была признана во многих странах, особенно, в области дошкольного и младшего школьного обучения. Автор придумал очень простой метод, используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, пластичность.

Э. Жак – Далькроз считал, что это нужно развивать как можно раньше и что они должны быть в доступной для дошкольников форме. Он ставил игру на первое место, считал игру естественной деятельностью, в процессе которой ребёнок познаёт мир. Ритмика по системе Э. Жака – Элькроза, основанная на интересе и доступности, стала средством борьбы с аритмией в лечебно – профилактических целях у детей дошкольного возраста.

Продолжателем идей Далькроза стал немецкий музыкант и педагог К. ОРФ, который использовал на своих занятиях сочетания музыки, движения и слов.

Фонетическую и логопедическую ритмику с успехом используют как часть кинезотерапии («терапия (лечение) движением») в психотерапии.

Можно говорить о том, что на логоритмических занятиях решаются задачи:

*по формированию двигательных навыков,

*по увеличению объёмов памяти,

*по развитию артикуляционного аппарата,

*по развитию зрительного и слухового восприятия,

*по активизации высшей психической деятельности,

*по развитию дыхания.

*слуховое внимание.

* по ориентации в пространстве.

На занятиях мы соединяем речь с движением, тем самым создаём устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата, цитируя Н. А. Бернштейна. Эта связь позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики. А музыку можно считать организующим, руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики. При планировании логоритмических занятий или их элементов, нужно учитывать индивидуальные возможности детей; учитывать нарушения детей; чётко объяснять правила игры. Все упражнения проводить нужно по подражанию от малого к большему. Например, с детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико – фонематическое недоразвитие речи) нужно работать больше над развитием зрительных и слуховых представлений, совершенствуя, в том числе их двигательные навыки. Речь, музыка, движения должны быть тесно взаимосвязаны. Разрабатывается мимика, эмоции ребёнка. Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики. Логоритмика, как и развитие дыхания и всех других компонентов развития ребёнка можно считать одним из направлений здоровьесберегающей, коррекционной работы.

Понятно, что логоритмические упражнения неотделимы от игры. Нам, работающим с детьми, известно, что овладение навыками и умениями у детей происходит значительно быстрее в игре. Ребята, увлеченные игрой, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игра обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение, игра для ребёнка равносильна удовольствию. Кажется, что они действительно лучше нас знают, как их нужно учить и чему. Разнообразные возможности для движения можно рассматривать как один важнейших факторов оздоровления детей. Образ жизни современных детей, особенно в больших городах, ограничивает их естественную потребность в движении. Детям, особенно с проблемами в психофизическом развитии, необходимо пережить радость свободного движения. Учите – играя!

Литература:

1. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М., Сфера 2008.

2. Т. Ю. Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР» СПб. 2009.

3. О. С. Боромыкова «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» СПб. 1999.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Первые дни в детском саду» В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Это нетрудно.

Презентация к проведению НОД в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы» Использование презентаций при проведении непосредственно образовательной деятельности в детских садах обосновано. Благодаря презентациям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 19:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД