Получи документы

Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми разновозрастной компенсационной группы

Ирина Чернышева
Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми разновозрастной компенсационной группы

Вид проекта: длительный, познавательно-исследовательский, групповой.

Участники: воспитатели группы, дети, родители.

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: сентябрь 2023 - май 2024 г.

Цель: изучение возможностей использования мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми с ОВЗ.

Задачи:

Публикация «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми разновозрастной компенсационной группы» размещена в разделах

1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для познавательно-речевого развития дошкольников.

2. Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при заучивании стихотворений;

3. Дать информацию родителям о важности выразительного заучивания стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего развития ребенка.

4. Формировать навыки культурного речевого общения;

5. Развивать связную и диалогическую речь посредством мнемотехники, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Актуальность

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время для обучения. Этот метод эффективен при работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками с ЗПР, т. к. наличие зрительного плана-схемы облегчает овладение связной речью. Мнемотаблицы и схемы-модели способствуют лучшему запоминанию материала. Эта система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире. Развивает связную и диалогическую речь.

В дошкольный период происходит становление речи и её формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Мнемотаблицы очень эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для запоминания стихотворения можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в запоминании.

Основной «секрет» мнемотехники несложен и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Работа на занятиях по мнемотаблицам будет состоять из трех этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется разучивание стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, символ); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

5) При использовании мнемотаблиц в ходе работы по заучиванию стихотворений, необходимо соблюдать следующую последовательность:

Взрослый выразительно читает стихотворение.

- Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

- Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

- Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники в последнее время становиться достаточно актуальным. Методика обучения дошкольников заучиванию стихотворений на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.

Ожидаемый результат: дети проявят инициативу к заучиванию стихотворений; эффективность формирования связной и диалогической речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Итоговое мероприятие: «Литературный вечер поэзии»

Этапы реализации проекта:

• I Организационно-подготовительный этап (август)

• II Основной этап (сентябрь-май)

• III Заключительный (май)

1. Организационно-подготовительный этап

• Накопление информации. Мониторинг речевого развития старших дошкольников.

2. Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей». Учебно – методическое пособие Т. Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.

• Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.

4. Разработка ежемесячного плана по теме.

2. Основной этап

Решение поставленных задач с родителями:

-Организована картотека для родителей «Стихи для заучивания и чтения».

-Наглядная информация по теме «Заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники».

-Индивидуальные консультации по интересующим вопросам.

-Организация выставки рисунков, выполненных совместно родителями и детьми по стихам «Осень», «Весёлый снеговик», «Космос».

-Консультация-практикум «Способы заучивания стихов».

Решение поставленных задач с детьми :

- Индивидуальная работа с детьми по заучиванию стихов и выразительному чтению стихов.

- Использование мнемотаблиц для заучивания стихов и потешек.

- Образовательная ситуация - рисуем стихотворение (четверостишье).

- Использование воспитателем стихов на прогулке.

- План на учебный год:

1) Сентябрь – «Осень»

2) Октябрь – «Грибы»

3) Ноябрь – «Подарок маме»

4) Декабрь – «Весёлый снеговик»

5) Январь – «Белый мишка»

6) Февраль – «Мой мишка»

7) Март – «Смотрит солнышко в окошко»

8) Апрель – «Космос»

9) Май – «Шмель»

3. Заключительный этап. Предполагаемые результаты.

Все родители отмечают новую интересную информацию «Заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники», пользу проведенной консультации-практикума «Способы заучивания стихов».

Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.

Дети в конце проекта проявили инициативу в чтении стихов наизусть на разные темы. Большинство детей стали выразительно читать стихи наизусть, понимать смысл стихов. Ребенок называет свои любимые стихи и объясняет, чем ему нравится это стихотворение.

Таким образом, я считаю, что для того, чтобы работа по заучиванию стихотворений детьми была интересной, насыщенной, результативной и способствовала решению речевых задач, возможно использование такого приема работы, как мнемотехника при заучивании стихотворений, который обеспечивает эффективное запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Литература:

1) Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб, 2009.

2) Гербова В. В «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М. : Мозайка — Синтез, 2016 — 144 с.

3)Рябова Д. Н., Левшина Н. И. ТЕХНОЛОГИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 424-425;

4)Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 2001. – 480 с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень»Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень» Мнемотехника – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек. Это настоящая палочка-выручалочка.

Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт.

Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группыИспользование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы. Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила.

Конспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехникиКонспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Высказывание К. Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите.

Презентация «Мастер-класс «Использование технологии мнемотехники по заучиванию стихотворения «Листки» Семена Когана» В начале старшей группы воспитанники испытывают трудности на занятиях в различных видах деятельности, а особенно по развитию речи, так как.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми разновозрастной компенсационной группы
Опубликовано: 25 октября 2023 в 07:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД