Получи документы

Использование музыки на логопедических занятиях

Марина Сарибекян
Использование музыки на логопедических занятиях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский сад №82 города Тюмени

«Использование музыки на

логопедических занятиях»

(из опыта работы).

Составила: Сарибекян Марина Анатольевна,

музыкальный руководитель

высшей категории

г. Тюмень 2018г.

Публикация «Использование музыки на логопедических занятиях» размещена в разделах

Использование музыки на логопедических занятиях способствует развитию слуховых функций, речевой функциональной системы, памяти, внимания, творческих способностей, а также помогает формировать личность ребёнка.

Одним из эффективных видов работы над речью является логоритмика, которая способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Э. Жак-Далькроз, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.). В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н. А. Берштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание,просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики.

Музыкально-логопедические занятия по коррекции звукопроизношения необходимо строить поэтапно.

Одним из начальных приёмов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляторных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.

Исследования показали, что выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне, без участия сознания человека, согласовать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным извне ритмическим стимулом. В результате создаются правильные моторные привычки, возникает способность не только ритмично двигаться, но и чётко представлять временно-пространственные соотношения. Таким образом, музыка является организующим, руководящим началом и естественным регулятором движений. Помимо чёткой ритмизации, музыка имеет ещё разнообразную эмоциональную окраску, что также влияет на тонус выполнения движений: весёлая песня заряжает энергией и увеличивает амплитуду движений, грустная - делает движения плавными и неторопливыми. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.

Приведу в качестве примера комплекс музыкально – логопедических упражнений, которые могут быть использованы для постановки и автоматизации звуков Р и Л.

УПРАЖНЕНИЕ «УЛЫБКА»

Музыкальный материал : песня «Улыбка», музыка В. Шаинского.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

1 -4 такты: «улыбка» - губы улыбаются, слегка обнажая зубы.

5 – 8 такты: «забор» - улыбнуться, показав сомкнутые зубы.

9 -12 такты: «трубочка» - вытянуть губы вперёд.

13 – 16 такты: «орешек» - узкий кончик языка попеременно упирается то в одну, то в другую щёку.

17 – 24 такты: «наказать непослушный язык», пошлёпывая его губами 5 – 6 раз. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении, рот открыт.

25 -28 такты: «грибок» - рот открыт, прижать широкий язык к нёбу.

28 -32 такты: «лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Цокать языком, растягивая подъязычную связку.

У детей с речевыми нарушениями одной из специфических проблем, обусловленных дефектом, является недостаточный контроль за дифференциацией дыхания и его продолжительностью, поэтому на занятиях необходимо проводить специальные дыхательные упражнения.

У большинства таких детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков – свистящих, шипящих и особенно Р – необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встаёт задача формирования у детей сначала физиологического, а затем, на его основе, речевого дыхания.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР»

Музыкальный материал : вальс И. Штрауса.

Цель: развитие длительного, плавного, целенаправленного выдоха.

Оборудование: пособия для поддувания (бумажные кораблики).

Выполнение: под музыку поднять руки вверх и на сильную долю каждого такта подуть на кораблик.

На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на чёткое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими – либо яркими музыкальными образами. Такие ассоциативные связи помогают детям отличать звуки друг от друга и дают возможность их обыгрывать.

УПРАЖНЕНИЕ «САМОЛЁТЫ»

Музыкальный материал : «Вальс», музыка А. Жилина.

Цель: автоматизация сонорных звуков Р и Л.

Выполнение:

1 – 8 такты: дети изображают самолёты и «разогревают моторы». При этом они стоят на месте, произнося звук Р.

1 – 8 такты (повторение) : дети «заводят пропеллеры» и с силой вращают руками, произнося Р.

9 – 16 такты: дети поднимают руки в стороны и под музыку бегут по кругу, произнося Л.

9 -16 такты (повторение) : дети разворачиваются и бегут в противоположном направлении, произнося Л.

С окончанием музыки «полёт» заканчивается.

После проведения автоматизации изолированного звука необходимо переходить к автоматизации его в слогах, фразах, тексте. Эта утомительная для ребёнка работа может быть облегчена, если к ней подключить вокализацию и движение.

Публикации по теме:

Презентация «Дидактические игры на логопедических занятиях» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию фотоотчет дидактических игр, которые я использую в работе с детьми-логопатами. Такие игры.

Использование ИКТ на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова С каждым годом отмечается увеличение числа детей с ТНР. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все.

Использование музыки и бубна на физкультурных занятиях и утренней гимнастики (консультация для воспитателей) Использование музыки и бубна на физкультурных занятиях и утренней гимнастики. Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильное.

Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях детьми является мощным стимулом речевого, моторного и интеллектуального.

Использование различных методов и форм по организации двигательной деятельности на логопедических занятиях Презентация. Тема: «Использование различных методов и форм по организации двигательной деятельности на логопедических занятиях в соответствии.

Песочная терапия на логопедических занятияхПесочная терапия на логопедических занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №257» Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием.

Консультация для родителей «Использование элементов криотерапии на логопедических занятиях» Использование приемов криотеропии в системе логопедического занятия. Каждый родитель прислушивается к тому как говорит его ребенок. Правильно.

Модели артикуляции звуков на логопедических занятиях Моделирование в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи – это наглядная основа, способствующая постановке и дифференциации звуков.

Музыка на логопедических занятиях Очень часто у детей дефекты звукопроизношения отягощаются нарушением речевого дыхания, силы и выразительности голоса, фонематического слуха,.

Проект «Сохранение и стимулирование здоровья дошкольника». Использование Су-Джок терапии на логопедических занятиях Проект: Сохранение и стимулирование здоровья дошкольника. Тема: «Использование Су – джок терапии на логопедических занятиях в ДОУ» По доминирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музыки на логопедических занятиях
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 11:58
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД