Папки-передвижки

Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией

Аксентьева Ольга Александровна
Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией

Тема: «Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией»

Выполнена:

Аксентьевой Ольгой Александровной

учителем-логопедом

первой квалификационной категории

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ….….2

Глава Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений

Публикация «Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией» размещена в разделах

1.1. Возрастные особенности тонкой моторики рук…. ….….…3

1.2. Обследование тонкой моторики пальцев рук…. ….….….…3

Глава Коррекция формирования и развития артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией

1.3. Виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев

и кистей рук….…. 4

1.4. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр. …. ….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. …. 8

ЛИТЕРАТУРА…. …. …9

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.

Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.

Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи.

Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук, если же развитие речи малыша отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание. [1]

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5 % (данные М. Е. Хватцева).

В специальной литературе работа по формированию и совер-шенствованию общих движений, тонкой моторики пальцев рук рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи.

Глава Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений

1.1. Возрастные особенности тонкой моторики рук.

Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста. В возрасте 1-2 года ребенок должен держать два предмета в одной руке; чертить карандашом, переворачивать страницы книги. Ставить друг на друга от 2 до 6 кубиков. В 2-3 года открывать ящик и опрокидывать его содержимое. Играть с песком и глиной. Открывать крышки, использовать ножницы, красить пальцем. Нанизывать бусы. В 3-4 года держать карандаш пальцами, копировать формы несколькими чертами. Собирать и строить постройки из 9 кубиков. Рисовать карандашами или цветными мелками. Строить постройки более чем из 9 кубиков. Складывать бумагу более чем 1 раз. Определять предметы в мешке на ощупь, лепить из пластилина (от 2 до 3 частей, шнуровать ботинки. [3]

1.2. Обследование тонкой моторики пальцев рук.

Для установления характера нарушений моторики, выявления степени задержки или отставания в моторном развитии необходимо проводить обследование тонких движений пальцев рук и действий с предметами, тест на распознавание пальцев.

Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.

3-летний ребенок — правильно определяет большой палец.

5-летний ребенок — различает большой палец и мизинец.

6-летний — свободно различает большой палец, мизинец и указательный.

Различение среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы — прогностический признак будущих трудностей с чтением, письмом.

Тестовые задания: локти опираются на стол, ладони — свободно в воздухе, одна рука вверх ладонью, а другая — тыльной стороной. По-просите ребенка одновременно переворачивать ладони одну вверх тыльной стороной, другую вниз, причем делать это как можно быстрее. Положить перед собой кисть ведущей руки. Задание заключается в непрерывном постукивании указательным пальцем и максимально возможном темпе.

Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три», «раз-два-три» попеременно указательным пальцем правой руки; «раз-два» и левой «три» с плавным переходом от одной руки к другой.

Обследование тонких движений пальцев рук :

• Сжать пальцы в кулак.

• Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).

• Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Обследование действий с предметами:

• Выложить узор мозаики.

• Самостоятельно застегнуть пуговицы.

• Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

• Нанизывать на нитку бусинки.

• Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).

Оценка: 1 балл — четкое выполнение всех заданий; 2 — выполнение не более 5 заданий из предложенных; 3 — выполнение одного-двух заданий из числа предложенных; плохая координация, неловкость движений. [3]

Глава Коррекция формирования и развития мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией

1.3. Виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.

В повседневную работу логопед может включать разнообразные игры и задания для развития общей и тонкой моторики с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка:

игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д. ; нанизывание бусинок, колечек, пуговиц на нитку; пришивание и застегивание, и расстегивание пуговиц; игры с мозаикой, строительным материалом и т. д. ;

изобразительная деятельность: лепка из пластилина и глины; раскрашивание картинок; обведение контуров; штриховка; рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д.); разнообразная работа с ножницами; поделки из природного материала и т. д. [2]

Наиболее результативным и продуктивным видом работы по развитию мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые недостатки, являются специальные упражнения – пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук — простое, но очень полезное занятие. Ребенок вместе с взрослым произносит короткие стишки, при этом, каждая фраза сопровождается движениями пальчиков. Если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания. Например:

Упражнение «Поздороваемся с каждым пальчиком»

Исходное положение для выполнения упражнения: руки согнуть в локтях, а пальцы соединить (указательный палец одной руки с указательным пальцем другой и т. д.). На слова: «Пальчики здороваются следует совершить поочередное соединение каждой группы пальцев. При этом все остальные пальчики должны оставаться неподвижными и сомкнутыми друг с другом.

Упражнение «Цветочки распускаются»

Начальная позиция – руки согнуты в локтях, а пальцы сомкнуты в кулаках. На слова: «Цветочки распускаются!» следует медленно разжать пальцы и вытянуть вверх руки. На слова: «Цветочки закрываются!» — следует вернуться в положение, с которого начинали.

Упражнение «Бабочки летают».

Для выполнения этого упражнения нужно вырезать из цветной бумаги разноцветных бабочек. Кроме этого можно еще и создать полянку – вырезать зеленую травку и цветочки, а затем приклеить их на картон. Перед тем как начать играть, нужно расположить на каждом цветочке по бабочке. После чего взять пульверизатор и нажать на него. Под воздействием струи воздуха бабочки начнут «летать».

Упражнение «Скачут зайки по опушке»

Изначальное положение – руки согнуты в локтях, а указательный и средний пальцы выставлены в вверх. Все остальные пальцы согнуты и соединены. Руки можно поднять к голове, показав, таким образом, ушки у зайки. На слова: «Зайки на опушке!» средний и указательный пальчики сгибаются и разгибаются. На слова: «Ушки на макушке»пальцы шевелятся.

Самомассаж кистей и пальцев рук :

• Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

• Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

• Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

• Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

• Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем — поперек.

• Грецкий орех положить между ладонями и делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, пе-рекатывая один через другой одной рукой, затем — другой.

• Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот; затем поочередное растирание. [2]

Применение сопряженной гимнастики (“Театра пальчиков и языка”) в логопедической практике ускоряет исправление дефектных звуков у детей-логопатов, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. А включение в гимнастику кинезиологических упражнений синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов, эффективно осуществляет коррекцию речевых нарушений. [4]Тексты для “Театра пальчиков и языка” подбираются с учетом лексических тем. Например, для лексических тем "Домашние животные", "Лето"можно использовать следующий комплекс упражнений «У бабушки в деревне».

• Вот и пришло долгожданное лето - Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

• Маша поехала на поезде к бабушке - Губы вытянуть трубочкой. Пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать.

• У бабушки большой красивый дом - Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук "домиком".

• Под окнами - клумба с цветами - Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

• По двору бродят пестрые куры - Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.

• Протяжно мычат коровы - Губы вытянуть трубочкой. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вперед только указательный палец и мизинец.

• Греется на крыльце рыжая кошка - Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

• Маше нравится отдыхать у бабушки! - Улыбнуться, показать зубы. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.

1.4. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

• Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малыша к правильному выполнению упражнения, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

• Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

• Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

• Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет свое название, длиться несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

• Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постоянные занятия с детьми пальчиковой гимнастикой, способствует тому, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает четкость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитатель ДОУ 2010 № 6. /- М. : ООО Творческий Центр Сфера. С. 40/

2. Йощенко В. О. Сборник примерных форм документов и методических материалов. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ.

/- М. : АРКТИ, 2009./

3. Поволяева М. А. Справочник логопеда. /Ростов-на-Дону. : Феникс. 2002. С. 38-39, 44-45/

4. Ребенок в детском саду 2008 № 2 /-М. : ООО Издательский дом Воспитание дошкольника. С. 42-46)

Публикации по теме:

Использование соленого теста на логопедических занятияхИспользование соленого теста на логопедических занятиях Тестопластика открывает дверь в мир интересного творчества и уводит нас в увлекательную страну пластики. Плюс соленого теста в том, что.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста В последнее время ученые отмечают негативную роль загрязнения окружающей среды в увеличении частоты рождаемости детей с различными пороками.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях как средство развития детей с нарушением речи. Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Занимательность условного мира игры.

Использование игры в формирование правовой культуры ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях Использование игры в формирование правовой культуры ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях В современном обществе каждый.

Использование массажных мячей (Су-Джок) на логопедических занятиях. Подгрупповое занятие в подготовительной группе Задачи: - расширять знания детей о гласных и согласных звуках; - укреплять знания о звуке – Ц -, - С – и букве – Ц -, - С –; - продолжать.

Использование тренажера «Топотушка Слоненок» и Аппликатора Кузнецова на логопедических занятияхИспользование тренажера «Топотушка Слоненок» и Аппликатора Кузнецова на логопедических занятиях "Слоненок Топотушка" Достаточно поместить пальцы в игрушку и немного ими пошевелить, как слоник «оживает» и тут же готов играть. «Топотуши».

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Методическая разработка «История болезни детей с речевой патологией» ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ I.Общие сведения (Паспортная часть) 1. Ф. И. О ребёнка: Роман 2. Пол: мужской 3. Дата рождения: 25.03.2012 г. 4. Возраст: 5 лет.

Проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми дошк. возраста Артикуляционная гимнастика Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического.

Развитие лексико-грамматических форм на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Тема «Посуда» Развитие лексико – грамматических форм на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Тема «Посуда» Задачи: 1. Уточнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 11:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД