Получи документы

Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ: Рас, ЗПР, уо (ИН)

Александра Малых
Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ: Рас, ЗПР, уо (ИН)

Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ: Рас, ЗПР, уо (ИН

часть 1

Проект учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности «Особый ребенок»

«Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ : РАС,ЗПР, УО (ИН)»

Публикация «Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ: Рас, ЗПР, уо (ИН)» размещена в разделах

Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает от негативных воздействий внешней среды; метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление») путем свето-, цвето-, звуко-, и ароматерапевтического воздействия[3,52].

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.

Применение сенсорной комнаты :

• Психоневрологические нарушения;

• Неврозы и неврозоподобные состояния;

• Задержка психомоторного и речевого развития;

• Аутизм, адаптационные расстройства;

• Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

• Развитие двигательных функций[2,101].

В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, Дефектологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорная система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают их познавательную активность. А именно:

Развитие и гармонизация эмоционально – волевой сферы:

- психоэмоциональное развитие;

- снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка);

- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, умения расслабляться, освобождаться от напряжения;

- развитие умение управлять своим телом, дыханием;

- развитие умение передавать свои ощущения в речи;

- тренировка стрессоустойчивости;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру;

- развитие уверенности в себе.

Развитие коммуникативной сферы:

- развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- коррекция негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических и познавательных процессов:

- развитие произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;

- развитие памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительное, тактильное, слуховое, умственных способностей;

- развитие координации, в том числе зрительно – моторной.

- сенсорное развитие (цвет, форма, величина);

- формирование пространственных представлений[1,34].

Для осуществления поставленных задач применяются методы работы в сенсорной комнате такие как :

- игры и игровые упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

- игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

- дыхательные упражнения;

- психогимнастика;

- коммуникативные игры;

- релаксационные упражнения;

- наблюдения, беседы;

- элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;

- ролевые игры, театрализации, драматизации;

- песочная терапия;

- музыкотерапия со звуками природы и животных.

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать её для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача- невролога, врача-психиатра, по решению ПМПК и ПМПк, по наблюдению педагогов и Дефектолога, а также по запросу родителей.

Занятия имеют следующую структуру:

• вводная часть – ритуал начала занятия (ритуал приветствия, разминка);

• основная часть – игровое задание, направленное на развитие ребёнка-дошкольника;

• основная часть – релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

• завершающая часть – ритуал окончания занятия (ритуал прощания, подведения итогов, рефлексия)[3, 96].

Занятия проводятся в 2 этапа:

• 1. Подготовительный (2 занятия) – спонтанная игра, знакомство с сенсорной комнатой, другими детьми.

• 2. Основной – коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций, посредством использования различных методов коррекционной педагогики.

Длительность занятия (в зависимости от возраста) – 20 – 30 минут.

Основные принципы формирования программы:

• Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика, проведенная перед началом занятий по программе, позволяет индивидуально подобрать актуальный уровень сложности заданий для каждого ребенка, чем достигается наибольшая коррекционная эффективность занятий.

• Деятельностный принцип коррекции. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка происходит в ходе направляемого Дефектологом взаимодействия ребенка с оборудованием темной сенсорной комнаты. В ходе каждого занятия совершенствуются практические умения и навыки ребенка.

• Принцип учета возрастных, Дефектологических и индивидуальных особенностей ребенка. В зависимости от возраста детей, их индивидуально-Дефектологических особенностей и уровня развития сенсорно-перцептивной сферы в структуре и содержании занятия производятся изменения. В том числе регулируется уровень сложности и продолжительности занятий, длительность использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.

• Принцип системности развития Дефектологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач.

Основные этапы коррекции на занятиях в условиях сенсорной комнаты.

• Первый этап - индивидуальная работа специалиста с ребёнком, с целью установления контакта и определения сенсорного канала. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в сенсорной комнате. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с ребенком с РАС требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педаггом стоит конкретная задача преодоления страха у ребенка с РАС и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

• Второй этап - усиление Дефектологической активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

• На третьем этапе Дефектологической коррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка и развитие основных Дефектологических процессов.

Основные методики, технологии и приемы, используемые в условиях сенсорной комнаты :

• цвето, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

• музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

• игротерапия (директивная и свободная игра, предметные и дидактические игры, игры - упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, сюжетно-ролевые игры);

• элементы телесно-ориентированной терапии;

• элементы сказкотерапии.

Ожидаемые результаты реализации программы:

• расширение ряда сенсорных эталонов;

• развитие умения дифференцировать собственные сенсорные ощущения;

• развитие умения сравнивать и называть характерные признаки предмета;

• снижение уровня тревожности и агрессии;

• развитие умения понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих.

Целесообразно дать рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, так как дети с ОВЗ требует особого подхода, особого внимания и определё нных технологий при их комплексном сопровождении:

- Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате;

- Ограниченное число детей;

- Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий;

- Системность и структурированность занятий[1, 121].

Занятия в комнате с дошкольниками с ОВЗ проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Игры и упражнения со специальным оборудованием позволяют значительно расширить диапазон работы специалиста для достижения поставленной цели каждого занятия.

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлено на подвижные игры с повышенной активностью.

После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность, которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.

В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ, ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально – волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

В результате опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществах наличия такого оборудования в арсенале педагога-Дефектолога и других специалистов ДОО. Понятно, что сенсорная комната является лишь одним из инструментов Дефектологического воздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтверждена эффективными результатами совершенствования сенсорных представлений, перцептивных действий, формирования аналитического восприятия и познавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей, активизации их индивидуальных ресурсов, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Всё вышеперечисленное делает сенсорную комнату незаменимой в дошкольной организации и способствует эффективному Дефектологическому сопровождению данной категории детей[2, 32].

Оборудование сенсорной комнаты

• фиброоптический душ;

• сухой бассейн;

• светодиодный туннель;

• пузырьковая колонна;

• кресло-яйцо с капором (визуальная изоляция);

• световой песочный стол.

Организация занятий

Занятия дефектологом по данной программе проводятся 1 раз в неделю индивидуально, либо с малой группой детей (2-3 ребенка, в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся нарушений). Длительность занятия – 20-25 минут. А так же осуществляется взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей группы по составленному календарно-тематическому планированию закрепления формируемых ЗУНов, релаксации, снятию психо-эмоционального напряжения, в случае сильной аффективной реакции, развитию сенсорной сферы детей.

Структура занятия

• ритуал приветствия

• игровое задание на развитие психических процессов;

• релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

• ритуал окончания занятия.

Методы определения результативности программы

Эффективность работы отслеживается по данным Дефектологической диагностики, проводимой перед началом занятий и по их завершении, по результатам анкетирования родителей (законных представителей, наблюдений за детьми на каждом занятии.

Качественные показатели эффективности реализации программы:

• снижение уровня тревожности;

• способность воспитанников к саморегуляции;

• обогащение эмоционального фона.

Количественные показатели эффективности реализации программы отражаются через следующие диагностические методики:

• цветовой тест М. Люшера,

• методика измерения самооценки В. Г. Щур «Лесенка»,

• методика изучения тревожности Д. Амена (для детей дошкольного возраста, Прихожан (для детей школьного возраста,

• методика экспресс-диагностики самоидентичности «Дерево» (интерпретация разработана ПономаренкоЛ. П.).

Научно-методическое обоснование используемых методов, приемов, техник

Теоретико-методологической основой разработки программы стали фундаментальные положения физиологии, психофизиологии, специальной Дефектологии и коррекционной педагогики об особенностях разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, о единстве законов развития нормально развивающегося и ребенка с отклонениями в развитии (Л. С. Выготский); комплексный подход к реабилитации детей-инвалидов (Л. О. Бадалян, Г. И. Белова, И. Ю. Левченко, Н. Н. Малофеев, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько, К. А. Семенова, Т. Г. Шамарин, Л. М. Шипицына); теория дизонтогенеза (Л. С. Выготский); принцип единства диагностики и коррекции развития (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия); учение о зоне ближайшего развития ребенка Л. С. Выготского; учение о компенсации нарушенных функций (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский); принцип учета зон актуального и ближайшего развития (Л. С. Выготский); дифференцированный и личностно-ориентированный подход к коррекционно-развивающей работе с детьми (Л. С. Выготский, Т. А. Власова) [9, 10].

Методологической базой занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, научным фундаментом коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с детьми стала гуманистическая Дефектология. Самостоятельность ребенка в безопасном пространстве темной сенсорной комнаты дает ему возможность свободного выбора и формирует опыт стрессоустойчивого поведения. Активное сенсорное воздействие интерактивного оборудования позволяет проводить коррекционные мероприятия в щадящих и комфортных условиях. Интерактивное оборудование темной сенсорной комнаты позволяет решать главную задачу программы и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья — гармонизацию психоэмоционального состояния.

Первые сенсорные комнаты как средство психического оздоровления детей появились в 70-х годах 19 века в Голландии и в 80-х годах в Великобритании. Опыт их использования есть и в России : в 2004 году прошел 1 Международный семинар по применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере детей.

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено Марией Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми [10].

Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие) – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Интерактивность применительно к сенсорной комнате — это новый вид виртуальной реальности. Взаимодействуя с интерактивным оборудованием, ребенок «погружается» в ирреальной пространство. Например, в сухом бассейне создается эффект «плавания» в цветной воде и т. п.

Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную систему, является основным фактором, воздействующим на мозг ребенка. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых заболеваниях, например при детском церебральном параличе, нарушениях слуха и зрения, сенсорный поток депривирован. В этом случае необходима дополнительная сенсорная стимуляция, которую удобней всего реализовать в темной сенсорной комнате, оснащенной стимуляторами различного типа.

При этом основой комнаты релаксации является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, Дефектологической разгрузки и восстановления сил человека. Свет определенного цвета воздействует сразу на физическом и Дефектологическом уровнях, гармонизирует состояние человека, способствует созданию чувства комфорта и уверенности, придает силы, исцеляет [10].

Спокойная, красивая музыка и необычные звуки, используемые на занятиях в сенсорной комнате обладают терапевтическим эффектом.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

1. Релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухой бассейн с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для аромотерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с пациентом.

2. Активационный — в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки) и т. д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности [4,5].

Некоторые специалисты придерживаются следующего разделения Сенсорной комнаты на блоки, в зависимости от чувств на которые воздействует оборудование:

• мягкая среда — обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной её целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.

• зрительная и звуковая среда — спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

• тактильная среда — позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

• среда запахов (воздушная) — в основе лечения запахами (ароматерапии) лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времен. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма [11].

Календарно-тематический план

№ п/п Месяц Неделя Вид занятия Наименование темы, название занятия Кол-во часов

1. Сентябрь 1 неделя Практическое занятие Волшебное путешествие 1

1. Сентябрь 3 неделя Практическое занятие Звездный день 1

1. Октябрь 1 неделя Практическое занятие Морское путешествие 1

1. Октябрь 3 неделя Практическое занятие Давайте представим 1

1. Ноябрь 2 неделя Практическое занятие Какой Я 1

1. Ноябрь 4 неделя Практическое занятие Веселые человечки 1

1. Декабрь 2 неделя Практическое занятие Узнай себя 1

1. Декабрь 4 неделя Практическое занятие Журчание воды 1

1. Январь 3 неделя Практическое занятие Отдых на море 1

1. Февраль 1 неделя Практическое занятие Летняя ночь 1

1. Февраль 3 неделя Практическое занятие Рыбки 1

1. Март 1 неделя Практическое занятие Прогулка по сказочному лесу 2

1. Март 3 неделя Практическое занятие

Заключение

В сенсорной комнате обучающиеся с ОВЗ чувствуют себя комфортно, безопасно и уютно. Ребенка расслабляют плавные переливающиеся световые образы под приятную тихую музыку, а желание двигаться и познавать окружающий мир - стимулируют различные звуковые и оптические эффекты. После занятий в сенсорной комнате у детей с ОВЗ появляется интерес к окружающему миру, развивается моторика и улучшается координация движений. Также такие занятия способствуют эмоциональному, речевому и социальному развитию. Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский. Оборудование: 1. Камешки Марблс разного цвета, формы,.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ: Рас, ЗПР, уо (ИН)
Опубликовано: 27 сентября 2022 в 16:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД