МААМ-картинки

Мастер-класс с применением дидактической игры по обучению грамоте «Весёлый Звуковичок»

Юлия Карачкова
Мастер-класс с применением дидактической игры по обучению грамоте «Весёлый Звуковичок»

Учитель логопед/дефектолог Карачкова Ю. Ю.

Цель: подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

Задачи:

1. Создавать условия для обучения грамоте детей в детском саду;

2. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие для формирования навыков звукового анализа, умения определять место звука в слове.

Публикация «Мастер-класс с применением дидактической игры по обучению грамоте „Весёлый Звуковичок“» размещена в разделах

3. Развивать образное мышление, воображение, память, коммуникативные способности.

4. Дифференцировать оппозиционные фонемы по твердости-мягкости и глухости-звонкости;

5. Уточнять и обогащать словарный запас дошкольников;

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая.

Занимательные игровые ситуации научат ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.

Игровой комплект состоит: из игрового поля, перечня слов-картинок, карточек-окошек для домиков, слов-картинок. В игровой набор также входят цветные круглые жетоны (по 6 жетонов, соответствующих цвету домиков).

Игру-занятие можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей из 3-6 человек. Проводит игру ведущий-взрослый (воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, родитель) который перед началом игры объявляет правила, а затем контролирует правильный ход игры.

Ход мастер-класса

Организационный момент:

Ребята, к нам в группу пришла необычная электронная почта. Давайте послушаем от кого оно?

- Мои дорогие юные друзья! Я Звуковичок. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мой сказочный городок! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте в детском саду.

Вариант 1

Цель: определение гласного звука в словах-картинках.

Материал для игры : игровое поле, наборы карточек-окошек и слов-картинок. Цветные жетоны по количеству игроков.

Подготовка к игре: ведущий закрывает окошки домиков игрового поля карточками-окошками, на которых изображена позиция выбранного гласного звука в слове. Для того чтобы было понятно, какой звук в слове необходимо найти, на карточке обозначен его зрительный образ-буква. Рядом с игровым полем раскладываются отобранные слова-картинки. После подготовки к игре ведущий предлагает детям занять места вокруг игрового поля и начинает рассказ:

«Нас окружает мир разных удивительных звуков. Звуки бывают разные : неречевые, которые издают машины, предметы, явления природы, и речевые, которые произносим мы с вами. Звуки, которые не встречают преград в виде зубов, языка и произносятся свободно, с помощью губ и голоса, называются… (гласные звуки). Перед вами городок. В домиках которого живут известные вам гласные звуки. Они стоят в начале слов, середине или в конце, как показано на схеме в их окошках. А это Звуковичок, забавный человечек, который любит ходить в гости к звукам по дорожкам. Его путешествия не такие уж и легкие, как вам кажется. Для того чтобы добраться до домика звука, необходимо быть очень внимательным, уметь слушать слова и выделять звуки в них. Давайте вместе со Звуковичком отправимся в путешествие и поможем ему навестить своих друзей».

Проведение игры : с помощью считалки определяем игрока, который первым начнет игру. Следующие игроки определяются по часовой стрелке. Первый игрок берет слово-картинку с центра игрового поля. Затем правильно произносит её название. Ведущий – взрослый – контролирует ответ ребёнка. При неправильном или неточном воспроизведении названия картинки поправляет игрока, дает правильный образ ответа, просит повторить слово ещё раз. Затем ребёнок определяет звук в названном слове и кладет карточку на дорожку, ведущую к домику с названным звуком. Игра продолжается до тех пор, пока все дорожки не будут закрыты картинками. Затем ведущий раздаёт каждому ребёнку цветной жетон, соответствующий цвету домика звука, и просит игроков внимательно посмотреть на картинку 1 минуту. Дети закрывают глаза, а ведущий переворачивает картинки обратной стороной. Игроки открывают глаза и по очереди «ведут Звуковичка» к домику своего звука, вспоминая картинки на заданный звук и переворачивая их. Выигрывает тот, кто вспомнит и правильно назовет все картинки. Победителей может быть несколько. А если все ребята справились с заданием, значит игра была проведена продуктивно. Звуковичок обязательно должен услышать аплодисменты всех участников игры.

Вариант 2

Цель: определение согласного звука в словах-картинках.

Материал для игры : игровое поле, наборы карточек-окошек и слов-картинок, цветные жетоны по количеству игроков (6 штук). Материал для игры может быть подобран педагогом согласно программным требованиям или знаниям и умениям детей на момент игры.

Подготовка к игре: ведущий закрывает окошки домиков игрового поля карточками-окошками, на которых изображены позиции согласного звука в слове.

Проведение игры : игра проводится аналогично варианту 1. отличием является определение согласного звука в слове.

Вариант 3

Цель: определение места звука в словах-картинках.

Материал для игры : игровое поле, наборы карточек-окошек и слов-картинок, цветные жетоны по количеству игроков (6 штук). Материал для игры может быть подобран педагогом или родителем в зависимости от задач, которые параллельно он собирается решать в ходе данной игры. Это могут быть:

1. Дифференциация твердого и мягкого согласных звуков.

2. Дифференциация звонкого и глухого согласных звуков.

Подготовка к игре: ведущий закрывает 3 окошка домиков игрового поля карточками-окошками, на которых согласный твёрдый звук представлен в разных позициях: в начале слова, в середине, в конце и 3 окошка домиков игрового поля карточками – окошками, на которых согласный мягкий звук представлен в разных позициях: в начале слова, в середине, в конце. В центр игрового поля кладут слова-картинки.

Проведение игры : ведущий напоминает детям о том, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие. Затем все вместе вспоминают правильное произношение твердого звука и его мягкой пары. В городе звуков есть домики, в которых твердый звук живёт в начале слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке, в середине слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке) и в конце слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке). И домики, в которых мягкий звук живёт в начале слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке, в середине слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке) и в конце слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке). Первый игрок берет слово-картинку. Называет её. Определяет, какой звук есть в этом слове. Затем определяет позицию звука в слове и кладёт карточку на дорожку, ведущую к соответствующему домику. В конце игры каждому игроку раздаются цветные жетоны, соответствующие цвету домиков звуков. Дети садятся напротив домиков в соответствии с жетонами. Затем ведущий просит внимательно посмотреть на картинки 1 минуту. Дети закрывают глаза, а ведущий переворачивает картинки обратной стороной. Игроки открывают глаза, по очереди «ведут Звуковичка» к домику своего звука, вспоминая картинки с заданным звуком в определённой позиции и переворачивая их. Выигрывает тот, кто вспомнит и правильно назовёт все картинки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богомолова А. И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми». Издательство «Библиополис», Спб, 1994.

2. О. А. Романович, Н. А. Цибанова «Методические рекомендации по использованию настольных логопедических игр-занятий для детей 5-7 лет». Издательство «Учитель», 2013г.

3. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет» М., Эксмо, 2017г.

4. Ткаченко Т. А. «В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет» М., Эксмо, 2017г.

5. Лалаева Р. И. Логопедия «Методическое наследие. Дислексия, дисграфия». М., Владос, 2007.

6. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». Владос, 2001.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект проведения дидактической игры «Угадай птицу» с применением компьютерной презентации для старших дошкольниковКонспект проведения дидактической игры «Угадай птицу» с применением компьютерной презентации для старших дошкольников В рамках реализации проекта «Зимующие птицы нашего края – Югры» мною разработана дидактическая игра «Угадай птицу» для старших дошкольников.

Дидактические игры по обучению грамоте «Светофор», «Засели домики» Дидактическая игра «Светофор» Цель: Развивать фонематическое восприятие, закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки. Оборудование:.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковички». Дидактические игры к пособиюДидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковички». Дидактические игры к пособию Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Мастер-класс дидактической игры-лото для малышей «Фрукты. Овощи. Ягоды»Мастер-класс дидактической игры-лото для малышей «Фрукты. Овощи. Ягоды» Сырова Наталья Анатольевна. Мастер - класс дидактической игры " Лото малышам". Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с.

Мастер-класс. Изготовление дидактического пособия по обучению грамоте «Азбука на кончиках пальцев»Мастер-класс. Изготовление дидактического пособия по обучению грамоте «Азбука на кончиках пальцев» Маликова Татьяна Валентиновна Мастер-класс. Изготовление дидактического пособия по обучению грамоте "АЗБУКА НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ" Цель.

Мастер-класс «Изготовление дидактической игры «Наш сундучок»Мастер-класс «Изготовление дидактической игры «Наш сундучок» Представляю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактической игры "Наш сундучок" Мы взяли обычную коробку из под обуви. Красиво.

Мастер-класс «Изготовление дидактической игры «Угадай кто»Мастер-класс «Изготовление дидактической игры «Угадай кто» Мастер - класс «Изготовление дидактической игры «Угадай кто?» Воспитатель Исаева Светлана Анатольевна. Уважаемые коллеги предлагаю пополнить.

НОД по обучению грамоте с учетом гендерной принадлежности детей в подготовительной группе «Веселые игры с Незнайкой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 «Улыбка» д. Кипень Ломоносовского р-на Ленинградской обл. Конспект.

Сценарий музыкально-развивающей игры по обучению детей 4–6 лет музыкальной грамоте «Жадный ёжик»Сценарий музыкально-развивающей игры по обучению детей 4–6 лет музыкальной грамоте «Жадный ёжик» Сценарий музыкально-развивающей игры по обучению детей 4-6 лет музыкальной грамоте «Жадный ёжик» с использованием театра на столе Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс с применением дидактической игры по обучению грамоте «Весёлый Звуковичок»
Опубликовано: 15 сентября 2022 в 08:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД