«Общение детей раннего возраста в игре»

Татьяна Иошкина
«Общение детей раннего возраста в игре»

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжёлые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека.

Особенно важна роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Порою нам, взрослым кажется, что психическое развитие ребёнка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее. А роль взрослого сводится к тому, чтобы создать необходимые условия для детского развития: обеспечить безопасность, кормить, одевать, согревать. Но это не так.

Сам по себе ребёнок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Всё это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребёнка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребёнка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребёнка, его характер, его будущее.

Потребность в общении не является врождённой. Она возникает в ходе жизни, формируется в процессе взаимодействия с окружающими. Психолог М. И. Лисина выделяет 4 формы общения, которые сменяют друг друга в дошкольном возрасте.

Ситуативно-личностное общение (первое полугодие жизни).

Ребёнок долго смотрит в глаза взрослого, на лице появляется улыбка, он быстро перебирает ручками и ножками, начинает гулить. Учёные называют реакцию младенца «комплексом оживления». Значение этой форы общения – обеспечивает общее психическое развитие (положительные эмоции повышают жизненный тонус, развиваются зрительные, слуховые анализаторы; ребёнок овладевает хватанием).

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 мес. – 3 лет). Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребёнку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.

Две первые формы общения были ситуативными, потому что основное их содержание непосредственно присутствовало в конкретной ситуации.

Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за её пределы. Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребёнок овладевает активной речью и проходит как разговор ребёнка и взрослого.

Существуют две формы внеситуативного общения.

Внеситуативно-познавательное общение (3 – 5 лет). Явным свидетельством появления у ребёнка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Предметом общения могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации. Например, ребёнок и взрослый могут говорить о дожде, который уже прошёл, о том, что светит солнце, о птицах, которые улетели в дальние страны и т. д.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте – внеситуативно-личностная форма общения.

Потребность ребёнка в общении с другими детьми отчётливо выявляется на 3-м году жизни. Контакты, возникающие между детьми по поводу игрушек или предметов, хотя они ещё непродолжительные, - это первые формы социального общения между ними.

Однако всё это не происходит само по себе. Нам надо помогать детям. Играть и участвовать в игре наравне с ребёнком.

Помимо широко известных и постоянно решаемых в играх практических бытовых целей (накормить куклу, поехать на поезде) существует ещё одна особая цель. Эта цель – общение (обмен информацией; выражение своего отношения, согласование действий) ребёнка с другими людьми.

Основной игровой целью общения должно быть не сообщение детям новой информации, а выражение отношения. Цели общения реализуются в любой игре, но там они выступают как фон. Например, ребёнок лечит больную куклу и попутно жалеет её или ругает за неосторожность, приведшую к болезни.

Вместе с тем игру можно организовать таким образом, чтобы на передний план выступали не практические цели, а цель общения как выражения отношения (малыш не столько лечит куклу, сколько высказывает ей своё сочувствие).

Реализация в игре целей общения отличается от реализации практических игровых целей. Играя «в день рождения» и высказывая ребёнку добрые пожелания, вы используете те же средства, что и в жизни, но ситуация дня рождения является воображаемой.

Таким образом, осуществление игровых целей общения отличается от настоящего общения только воображаемой ситуацией, а от осуществления практических, игровых целей – отсутствием действий.

В адаптационный период, когда детям тяжело в новой обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребёнка в детском саду.

В заключение можно сказать, что важнейшим условием психологического развития маленького ребёнка является общение. В гуманистическом общении есть ряд правил взаимодействия, которые могут быть отнесены и к правилам общения с ребёнком до 3х лет.

Правила общения с ребёнком.

• Проявляйте искренний интерес к ребёнку во время общения с ним; ваше лицо должно быть приветливым, улыбайтесь собеседнику; ведите разговор в кругу интересов вашего собеседника;

• поступайте с ребёнком так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами;

• дайте ребёнку почувствовать значительность того, о чём он говорит или что он совершает, и делайте это искренне;

• будьте хорошим слушателем; поощряйте детскую речевую активность;

• помните, что для человека звук его имени является самым сладким и нежным звуком в человеческой речи;

• обращайте внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т. д. ;

• покажите ребёнку, что вы его хорошо понимаете;

• в общении с ребёнком искренне признавайте его достоинства;

• обращая внимание на ошибки ребёнка, делайте это тактично и косвенно, дайте возможность ребёнку «спасти своё лицо, если он в чём-то ошибся;

• хвалите ребёнка, даже самый скромный успех и будьте искренни в своём признании.

Чего не стоит делать и говорить, общаясь с ребёнком.

• Давать приказания, указания, команды, распоряжения. Лучше договориться, посоветоваться, опосредованно исправить что-то;

• угрожать; обещать наказание, предупреждать угрожая;

• резко осуждать; бранить, критиковать, обвинять.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Формирование основ правильных взаимоотношений с окружающими» Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Животные
Автор публикации:
«Общение детей раннего возраста в игре»
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 15:48
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель: Познакомить...
Фотоотчет «Как мы готовились к Дню матери»
Среди многочисленных праздников День матери- самый трогательный, нежный праздник. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным, ведь мамы...
Фотоотчет о празднике «Осень золотая»
Листья золотые, падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»
2 неделя ноября Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши». ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака,...
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития...
«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования 1 младших групп на...