Лучший педагог года

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха

Наталия Новокрещенова
Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха

Новокрещенова Наталия Ивановна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 71 «Незабудка»

Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие слабослышащие дети имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и людях. Дети не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, и даже не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображениями. Поэтому необходимо специально знакомить детей с миром вещей, окружающих человека. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Наряду с нарушением слуха, многие наши дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сферах. Для детей, посещающих наш детский сад, характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается трудности в общении с детьми и взрослыми.

Публикация «Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха» размещена в разделах

Вот почему педагогу необходимо научить каждого ребенка ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, педагогу следует уделять больше внимания комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Основными методами обучения являются:

Наблюдение за объектами;

Демонстрация объектов: моделей, мультфильмов, диафильмов, диапозитивов, слайдов;

Элементарные опыты с природными материалами;

Упражнения и разнообразные игры;

Чтение художественных произведений о природе;

Трудовая деятельность во время прогулки;

Работа с природным материалом;

Изобразительная деятельность в экологическом направлении.

• Наблюдение за объектами. Наблюдение – один из основных компонентов прогулки. В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивая их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труде, взаимоотношениях, обогащают эстетические представления (конкретные и яркие представления о природе).

1. Наблюдение за явлениями природы. Наблюдения в природе бывают случайными и неожиданными, так как каждый день в природе неповторим. Наблюдения могут быть эпизодические, которые продолжаются несколько минут (например, таяние снега при разной температуре, за бабочкой, за пчелой) и длительные, которые могут продолжаться несколько дней или даже недель (например, за сезонными и суточными изменениями в жизни людей, животных, птиц, за ростом растений).

2. Наблюдение за живыми объектами. При ознакомлении детей с животным миром педагог формирует представления детей о животных, развивает эмоционально-положительное отношение к ним и воспитывает у детей нравственное поведение в природе. Первый результат экологического воспитания проявляется в интересе, удивлении, в чувстве радости, восторге от живых существ, находящихся в ближайшем окружении.

3. Наблюдение за растениями и животными в уголке природы. Систематически наблюдая за растениями и животными в уголке природы, привлекая детей к труду, педагог формирует у детей сознательное отношение к выращиванию растений и уходу за животными, воспитывает чувство ответственности. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, самостоятельность.

Демонстрация объектов: моделей, мультфильмов, слайдов

1. Моделирование в нашей группе:

модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло);

модель «Дикие животные»;

модель «Домашние животные»;

обобщающая схема «Времена года (месяцы)» (сравнение времен года лето-зима, весна-осень; прослеживание за изменениями, происходящими в окружающем мире по месяцам) .

2. Демонстрация слайдов по темам «Осень», «Зима», «Бабочки», «Домашние животные», «Дикие животные».

3. Просмотр мультфильмов. Просмотры мультфильмов, например, «Цыпленок», «Украденное солнце», «Муха-цокотуха»; «Кто сказал «мяу»?», «Заюшкина избушка», «Теремок» и др. закрепляют знания детей по экологическому воспитанию, полученные после чтения детской литературы. Такие мультфильмы как «Приключения Лунтика и его друзей» — расширяют знания детей о жизни насекомых, жителей подводного мира, ненавязчиво обучают детей общению, воспитывают доброту и заботу о ближних.

Элементарные опыты с природными материалами: «Насыпь песок в чашки», «Следы на песке», «Печем куличи», «Вода окрашивается в разные цвета», «Замораживание окрашенной воды», «Знакомство со свойствами снега: тает в помещении; в теплую погоду снег липкий; в морозную – сухой, скрипит под ногами и т. д.», «Плавающие листья, цветы, шишки» и т. п.

Упражнения и разнообразные игры:

1. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Части суток», «Домашние и дикие животные», «Кто, где спит?» и др. ;

2. Сюжетно-дидактические игры: «Овощной магазин», «Веселый зоосад» и др. ;

3. На развитие воображаемых движений: «Под дождиком», «Разные ветры», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнечные зайчики» и др. ;

4. Авторские театрализованные игры: «Прогулка за грибами», «Кто в лесу живет?», «Осенняя сказка», «Зимняя сказка», «В гостях у солнышка» и др.

Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы :

— Рассказ воспитателя во время наблюдений на прогулках, из личного опыта и т. п. ;

— Беседы на темы «Осень», «Что нам осень принесла», «Зима», «Зима холодная», «У нас в гостях Снегурочка», «Весна пришла» и т. п. ;

— Рассматривание картин с содержанием, доступным детям: иллюстрации природы, животных, прогулок в разное время года и т. п.

• Чтение художественных произведений о природе

1. Малые фольклорные формы: «Солнышко-ведрышко!», «Травка-муравка», «Лето», «Уж ты, радуга-дуга», «Уж ты, зимушка», «Заинька», «Ласточка», «Совушка», «Петушок», «Барашенька» и др. ;

2. Сказки: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Теремок», «У солнышка в гостях», «Гуси-лебеди» и др. ;

3. Произведения классической и современной литературы: А. Плещеев «Уж тает снег», «Осень наступила», «Травка зеленеет»; Н. Полякова «Доброе лето»; И Суриков «Первый снег пушистый»; Н. Саконская «Божья коровка»; Е. Серова «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш», «Волчонок»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; И Токмакова «Как на горке снег, снег», «Весна»; К. Ушинский «Спор зверей» и др. ;

• Трудовая деятельность во время прогулки – неотъемлемая часть экологического воспитания. Обычно дети с удовольствием помогают наводить порядок на участке (вместе со взрослыми убирают опавшие листья, сгребают снег, подметают мусор, ухаживают за растениями на грядках, клумбах и т. п.).

Работа с природным материалом – дает педагогу возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Дети с удовольствием творят, создавая поделки из листьев, шишек, веточек, коры, семян растений и т. п. Педагог учит детей различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы, создавать интересные образы; развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

• Изобразительная деятельность в экологическом направлении. Природа всегда служила содержанием детского изобразительного творчества. Создаваемые детьми рисунки, поделки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Целенаправленные наблюдения объектов природы вызывают у детей положительные, яркие эмоциональные переживания, которые повышают интерес детей к природе и вызывают желание отражать ее явления в своем творчестве.

Эти методы позволяют формировать представления детей о разнообразии окружающего мира, отношение к тому, что их окружает; формировать представления о разнообразии функциональных свойств и назначениях объектов, учить детей анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи между ними; развивать последовательность познавательных установок: «Что это такое? Что с ним можно делать? Зачем он нужен? Почему он такой?».

Литература:

1. Баряева Л. Б. Гаврилушкина О. П. Зарин А. Соколова Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб. КАРО, 2009. – 272 с.

2. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий». – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.

3. Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада»/Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд. перераб. – М. Просвещение, 1988. – 159 с. ил.

Публикации по теме:

Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения «Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения». Воспитатель группы компенсирующего вида для детей с ослабленным.

Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаОрганизация работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Младший возраст: Цель: раскрыть детям мир природы, пробудить интерес к ней, формировать бережное отношение ко всему живому и вводить в игры.

Использование лепбука в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная книжка или папка с кармашками, дверками,.

Консультация для педагогов «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Сегодня мы поговорим о том, как работать с детьми, имеющими.

Консультация для педагогов «Театр как форма работы с детьми, имеющими нарушения речи» Уважаемые коллеги! Театральное искусство требует навыков перевоплощения, дети с удовольствием выступают на сцене, участвуют в спектаклях,.

Коррекционные игры и упражнения с детьми, имеющими нарушения в интеллекте для преодоления агрессивного поведения Цель: Знакомство с коррекционными играми и упражнениями для детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии с признаками агрессивного.

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего дошкольного возраста четко выступает.

Организация работы по воспитанию и обучению детей c ФФНР и с нарушением слуха в смешанной группе (из опыта работы) Конечной целью специального образования детей с психическими и физическими отклонениями является полное интегрирование в общество, использование.

Организация работы по экологическому воспитанию Организация работы по экологическому воспитанию структурного подразделения «Детский сад №27 «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 г. о. Чапаевск в рамках.

Проектная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это интересный, ёмкий метод работы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха
Опубликовано: 20 января 2018 в 17:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД