Raisa Ladina
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с ФГОС до и ООП додоо
▼ Скачать
Наше учреждение реализует основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования СП д/с «Лучик» ГБОУ СОШ №10 г. о. Кинель Самарской области, которая обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с ФГОС до и ООП ДОдоо» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями д/с, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми, средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Работа всего персонала детского сада направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. Материально - техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметно-развивающая среда групп детского сада меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, тематических недель.
В детском саду все группы оснащены:
- материалами и оборудованием для игровой деятельности;
- материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
-материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
- материалами и оборудованием для двигательной активности.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Назначение Функциональное использование Оборудование
Музыкальный/Физкультурный зал Для проведения музыкальных занятий, занятий театра, хореографией, развлечений, концертов, спектаклей, праздников, утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных развлечений Стулья детские, шведская стенка, ковер, ширма для кукольного театра, лавки.
Интерактивная доска, проектор, фортепиано «Сура – 2», музыкальный центр LG, телевизор «Самсунг», видеомагнитофон с DVD,синтезатор, музыкальные детские инструменты, маты, беговые дорожки, канаты, скакалки, обручи, мячи, нетрадиционное физкультурное оборудование, атрибуты для подвижных и театрализованных игр, детские и взрослые костюмы.
Медицинский кабинет Осмотр детей,антропометрия. Воздухоочиститель «Супер-Плюс-Турбо», ионизатор воздуха «Снежинка», облучатель бактерицидный напольный ОБН 450 П «УФИК», ионизатор воздуха Люстра Чижевского, ионизатор воздуха «Эффлювион», облучатель ультрафиолетовый для групповых локализованных облучений стационарный УГН1, ростомер, весы
Методический кабинет Предназначен для работы с педагогами и воспитанниками.
Методическая литература по пяти образовательным областям, дидактические игры, литература по управлению ДОУ, образовательным процессом, Наглядно-дидактические пособия, ПК, МФУ.
Кабинет учителя-логопеда. Предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Компьютер, логопедический стол с зеркалом, детские настольные зеркала. Шкаф для методической литературы и документации.
Столы, стулья детские. Навесная полка для дидактических пособий иигрушек.
Наглядно-демонстрационные материалы, пособия для обследования речи, для развития мелкой моторики.
Кабинет педагога-психолога. Предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Ноутбук, шкаф для методической литературы и документации, шкаф для игрушек, столы и стулья детские, зеркало, ковер напольный. Методическая литература, диагностические комплекты, материалы для продуктивной деятельности, развивающие пособия для сенсорной сферы, мелкой моторики, дидактические пособия и игрушки
Групповые помещения – 6 групп, 2 из которых с отдельными спальнями. Для проведения образовательной деятельности, совместной деятельности с воспитателями, самостоятельной деятельности детей, игровой деятельности, приема пищи и сна.
Групповые помещения имеют:
- приемную для раздевания, оформленную в соответствии с названием группы. В приемных имеются индивидуальные шкафчики для одежды детей, скамейки, информационные стенды для родителей, постоянно действующие выставки детского творчества.
- игровую, совмещенную со спальней, оснащенную детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников. В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, игрушки и пособия, методическая и художественная литература, необходимая для организации разных видов деятельности детей.
– туалетную
- буфетную (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды).
Прогулочные участки – 6 участков. Прогулки, активный отдых на свежем воздухе, занятия спортом и физкультурой Веранды, скамейки, столы, песочницы, горка, качалки, грибки, лестница.
Организованная предметная среда в детском саду предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. В нашем детском саду постоянно поддерживаются все условия для оптимально – результативной организации образовательного процесса. В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и образовательной деятельностью.
Согласно ФГОС пространство групп организовывается в виде различных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов. Зонирование помещения помогает ребёнку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
Центры, созданные в группах СП д/с «Лучик» по образовательным областям:
Речевое развитие : «Здравствуй, книжка!», «Грамотейка».
Физическое развитие : центр двигательной активности, «Будь здоров!».
Познавательное развитие : математического развития «Юный математик», познавательно-исследовательской деятельности «Мы познаем мир», «Экологи», конструктивной деятельности «Смастери сам», сенсорного развития, центры нравственно-патриотической направленности «Символика России», «Народы России».
Художественно-эстетическое развитие : развитие творчества, изодеятельности «Творческая мастерская», центр музыкально-театрализованной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие : центр безопасности, ПДД; игровой центр «Все профессии важны», центр труда, уголок дежурства.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды. Всё это позволяет успешно решать педагогические задачи и создаёт все условия для всестороннего развития детей.
В д/с созданы условия для информатизации образовательного процесса.
Для этого имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (компьютер, телевизор, ноутбук, интерактивная доска с проектором, принтеры, фотоаппарат, музыкальный центр и т. п.). Обеспечено подключение к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования Интернетом и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.
Компьютерно-техническое оснащение используется для различных целей:
– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений, проведения виртуальных экскурсий, мультимедийных развивающих и обучающих игр и др. ;
– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;
– для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда детского сада соответствует требованиям ФГОС ДО и ООП ДО ДОО : содержательно - насыщенная, развивающая, полифункциональная, трансформируемая, вариативная, доступная, безопасная, здоровьесберегающая. Развивающая предметно-пространственная среда в группах организована с учетом возрастных особенностей детей, способствует реализации пяти образовательных областей в образовательном процессе. Развивающая предметно-пространственная среда в группах обеспечивает возможность совместной партнерской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности самих детей, а также обеспечивает возможность выбора каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Поиск новых подходов к организации предметно развивающей среды в нашем детском саду продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.