Получи документы

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС до»

Любовь Карпова
«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС до»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7»

Доклад

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».

Подготовила

Карпова Л. А.,

музыкальный руководитель ВКК

2017г.

г. Калач

Публикация «„Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС до“» размещена в разделах

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека.

Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возраста в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь. Маленький ребёнок ещё не сформировался и обладает незначительным жизненным опытом, поэтому взрослый выступает как носитель духовных ценностей и культуры в целом. Дома – это близкие люди, члены семьи, в детском саду – это педагоги. Для успешной реализации воспитательного процесса необходимо, чтобы детский сад и семья работали в тесном сотрудничестве, используя механизмы непрерывности и преемственности.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», проблема духовно-нравственного воспитания отражена и в Концепции модернизации образовании.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников. Этот возраст очень важен для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в системе.

В нашем образовательном учреждении не первый год ведется работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию.

Цель -

заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения; способствовать воспитанию будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родной страны.

Задачи:

1.Знакомство детей и родителей с основами духовно нравственных традиций русского народа и уклада жизни; с особенностями подготовки и проведения праздников: Рождество Христово, Пасха – Светлое Христово Воскресение, Троица, 23 февраля, 9 мая, дни Ангела и дни рождения детей, совместно с участием родителей.

2.Знакомить детей с Православным храмом.

3. Привлечь родителей к деятельному участию в мероприятиях ДОУ.

4.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

5.Знакомить детей с произведениями художественной литературы, живописи, связанными с тематикой занятий.

6.Развивать способность анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

7. Развивать умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире и беречь её.

8. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду и его результатам.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители ответственны за воспитание своих детей. Православие рассматривает семью как Малую церковь, где начинается первый духовный путь ребёнка, его внутреннее наполнение, где определяются его ценности и приоритеты. Детский сад продолжает расширять представления детей об окружающем мире, данным нам Богом. Нередко, дошкольное учреждение является первым источником информации о вере, где впервые ребёнок получает представления о Православии. Образовательная система Доу позволяет целенаправленно формировать эти представления, отражающие духовную жизнь человека. Духовное наполнение определяет образ вначале ребёнка, а затем взрослого человека.

Основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они не часто ходят в Храм, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции православных праздников. Поэтому цель работы с родителями мы определили как просветительскую, то есть знакомить родителей и детей с православной культурой и историей, вызвать интерес на основе системного взаимодействия детского сада, семьи и Церкви. Для реализации работы МБДОУ и семьи мы взяли три направления:

- Мероприятия детского сада с родителями, консультации, родительские собрания, практические занятия для родителей по духовно-нравственному развитию дошкольников.

- Мероприятия МБДОУ, объединяющие Церковь, родителей и детей с целью познакомить с традициями православной Церкви, календарём, праздниками.

- Мероприятия с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизни МБДОУ: выставки совместного творчества по заданной тематике, выставки поделок, совместные праздники православного и гражданского календаря, спортивно-музыкальные праздники и досуги с участием родителей, благотворительные акции.

Чтобы лучше наладить работу с семьёй, один раз в месяц встречаемся с родителями, составляем план работы на ближайшее время, проводим беседы о ближайшем празднике. Дети и родители рассказывают, как они отмечают данный праздник в семье. Как проводят выходные дни. Обсуждаем темы «Как в старину люди готовились к данному празднику?», играем с детьми в различные народные игры. По осени был организован стенд «Покров Пресвятой Богородицы». Обязательно проводим музыкальный досуг «Покров Пресвятой Богородицы».

Основным средством развития ребёнка является художественно – продуктивная деятельность как одна из самых доступных дошкольного возраста. Воспитание отваги, мужества, желания служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите. Дети рассматривают репродукцию картины Васнецова «Богатыри», отвечают на заданные вопросы, сами делают выводы. В практической части занятия раскрашивают богатырские доспехи, а дома вместе с родителями выполняют работу до конца. Продуктивный ручной труд имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на способности ребёнка, стабилизируя эмоциональное состояние и общее развитие. На музыкальных занятиях дети знакомятся с праздниками православного календаря, обращаю внимание, чтобы они говорили о духовном и святом вдумчиво, с уважением.

Приобщая детей к особенностям духовных праздников: мы, педагоги, стараемся помочь ребёнку видеть и понимать красоту природы, ценность традиций, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доверии, взаимопонимании. В нашем детском саду есть своя традиция: все православные праздники проводить с участием родителей. Участие детей и родителей в мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Привлекаем родителей к украшению групповой комнаты к Рождеству Христову. Родители принимают активное участие в выставке поделок «Рождественские подарки» Во время беседы родители рассказывают, как они готовятся к Рождеству с ребёнком дома. На стенде выставляем материал «Об истории рождественского вертепа»

В зимние новогодние праздники организовали «Рождественские посиделки» Чтобы найти рождественские подарки для детей родителям была предложена не традиционная технология «Квест» игры, «Цветик – семи цветик» в которой было 7 различных заданий, чтобы узнать очередную букву, где спрятаны подарки. После того, как задания родителями были выполнены, был найден «сундук с подарками» для детей.

Перед праздником «Пасхи» обязательно рассказываем о посте, рецепты пасхальных блюд. Дети вместе с родителями готовят праздничные подарки, поделки на выставку. Праздник «Пасху весело встречаем» проводим обязательно с участием родителей.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. В работе придерживаемся следующих принципов: системность, целенаправленность, доброжелательность, открытость. Работа по духовно-нравственному воспитанию на основе сотрудничества семьи и детского сада даёт положительные результаты. Хочется отметить, что успех взаимодействия педагогов и родителей связан с позицией обеих сторон, с желанием научиться, с желанием измениться. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».

Таким образом, духовно-нравственное воспитание в нашем детском саду – это активный, целенаправленный процесс, который влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: эстетическое и этическое развитие, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

Публикации по теме:

Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. «Любая реформа образования должна опираться.

Использование потенциала ИКТ в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте у ребёнка закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого.

Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста «Художественное слово, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста». Притча «Воспитатель - тот же садовник».

Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной.

Непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом - одно из условий непрерывного образования ребёнка. Преемственность — объективная.

Организация процессов социализации и воспитания дошкольников в условиях введения и реализации ФГОС Дошкольный возраст - одна из неповторимых и ярких страниц в жизни каждого ребенка. Это самый благоприятный период для социального развития,.

Отчет по самообразованию «Оптимизация работы педагогических кадров дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС до»Отчет по самообразованию «Оптимизация работы педагогических кадров дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС до» Отчет о работе по самообразованию воспитателя МКДОУ детский сад №2 старшая группа Скляренко З. В. Тема: «Оптимизация работы педагогических.

Мастер-класс «Проектирование системы духовно-нравственного воспитания» С. Г. Асламова С. В. Лепешкина И. В. Пингина Проектирование системы духовно-нравственного воспитания The design of the system of spiritual-moral.

Родительское собрание «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Плана-конспекта проведения родительского собрания Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного.

Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста МАДОУ детский сад №83 общеразвивающего вида Винокурова Ольга Владимировна Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС до»
Опубликовано: 8 мая 2017 в 22:35
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД