Особенности музыкального развития детей старшей группы ДОУ

Татьяна Фролова
Особенности музыкального развития детей старшей группы ДОУ

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование музыкальных способностей нужно начинать еще в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к их интонациям, сопереживать настроениям. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказались взрослые, которые могли бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

В дошкольном учреждении музыкальным воспитанием детей занимается музыкальный руководитель, главной задачей которого является воспитание музыкальной культуры ребенка. Но успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Дети старшей группы начинают больше осознавать себя членами коллектива, что облегчает проведение совместных занятий. У них появляется чувство ответственности при исполнении песен, хороводов, танцев, они откликаются на понятные общественные явления и хотят быть соучастниками деятельности взрослых. Ребенок 5 – 6 лет способен не только целостно воспринимать различные предметы, явления природы, но и выделять составные части, их последовательность, устанавливать связи, соотношения между ними.

Все эти качества присутствуют и в музыкальной деятельности. С старшей группе более отчетливо проявляется интерес, стремление слушать, понимать музыку, заниматься ею. Часто ребенок по своей инициативе вопросы: О чем рассказывает пьеса? Кто лучше спел? Предпочитая тот или иной вид деятельности, ребенок избирательно относится к ним, например, больше любит танцевать, чем водить хоровод, выделяет любимые песни, игры, хороводы, пляски. Дети этого возраста могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как следует исполнить лирическую песню: «Нужно петь красиво, протяжно, ласково, нежно». Они способны к некоторым обобщениям на основе слушательского опыта: «Музыка звучит бодро, громко. Это – марш»; «А эта музыка протяжная, ласковая, нежная, похожа на колыбельную».

Голосовые связки ребенка значительно укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство ребят различают высокий и низкий звуки в пределах 5, 4 и 3 звуков.

Движения детей становятся свободнее, определеннее, выразительнее в передаче характера музыкального произведения. Возросшие возможности позволяют осваивать основные виды музыкальной деятельности – восприятие, пение, движение, игру на инструментах, в процессе которых педагог сообщает и начальные сведения о музыке. Проводится активная работа по развитию слуха, что способствует дальнейшему формированию музыкальных способностей.

Активный характер обучения позволяет усваивать способы самостоятельных действий, подготавливает к творчеству на занятиях и вне их. Мотивы, которые побуждают детей к этому, те же, что и в средней группе, но интересы становятся устойчивее, а содержание – более разнообразным.

Последовательное усложнение обучения с учетом возрастных особенностей пятилетних детей содержит следующие задачи:

1. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему, к родной природе, расширяя музыкальные впечатления, вызывать потребность слушать музыку, приобщаться к различным ее жанрам, испытывать эмоциональный отклик, стремление высказываться о ней.

2. Приобщать к разным видам музыкальной деятельности, развивать восприятие, певческий голос в координации со слухом, выразительность и ритмичность движений, точность приемов игры на некоторых инструментах, давать первоначальные сведения о музыке и ее способностях.

3. Активизировать творческую самостоятельность при импровизации простейших попевок, плясовых, игровых движений.

Итак, на музыкальных занятиях в старшей группе дошкольники слушают музыку и занимаются исполнительскими видами деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах, а в целом, развивается музыкальная культура ребенка.

Публикации по теме:

Презентация для воспитателей «Музыкальные уголки в группах ДОУ» В каждом детском саду, в каждой группе есть музыкальные уголки для развития музыкальных, творческих способностей ребенка в процессе самостоятельной.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Особенности музыкального развития детей старшей группы ДОУ
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 15:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День пожилых людей. Сценарий праздника для бабушек и дедушек в подготовительной группе
Сценарий праздника для бабушек и дедушек в подготовительной группе Вед: Октябрь – дождливый месяц в ожиданье снега Итог труда, любви, веселых летних...
Необычная история создания одной композиции «Дерево из ракушек и коры»
В начале октября, как я уже писала, у нас в крае стояла очень тёплая погода, словно жаркое лето вернулось на Кубань. Столбики термометра поднимались до...
Лепка «Грибы для белочки»
Осенью во время познавательных занятий расширяем представление детей о дарах леса-грибах. Используем во время тематической недели иллюстрации, пособия,...
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Синдром дефицита...
Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания, материала...
Рецепт салата «Винегрет пикантный»
Я хожу, брожу без дела, Размышляю, что бы сделать. Мысль мелькнула – на обед Приготовлю винегрет! Свёклу я достал, морковь, А потом картошку. Тщательно помыл...