«Ознакомление с воздухом и его свойствами». Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Кондратенко
«Ознакомление с воздухом и его свойствами». Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Программные задачи:

1. Формировать конкретные представления о воздухе и его свойствах; закрепить знания о том, что воздух – условие жизни растений и животных, живые существа не могут обходиться без воздуха;

2. обогащать словарь детей за счёт новых слов, уточнять знания об их значении; продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, пра-вильно согласовывать слова в предложении (роде, числе, падеже, следить за дикцией и интонационной выразительностью речи детей, развивать логическое мышление: умение сравнивать, делать выводы;

3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему.

Методы и приёмы:

Называние слов воспитателем, повторения, упражнения, указания, уточнения, исправления, побуждение к действиям, оценка, показ наглядности, вопросы к детям (с конспекта).

Словарная работа:

Клад, воздух, невидим, прозрачен; обнаруживать, опыт, лёгкие, выпуклый, вздувается, эксперимент; щекотание, прикосновение, пузырьки, сжат, всюду, воронка, колба, ископаемые.

Предварительная работа:

Объяснить значение новых слов, использование их в активной речи; проведение опытов, наблюдений, бесед, рассматривание иллюстраций: органов дыхания; чтение познавательной литературы из серии «Всё обо всём», «Что такое? Кто такой?», «Твоё тело», о воздухе, воде, воздухоплавании, стихийных бедствиях, полезных ископаемых, функции органов дыхания, игра на дыхание; рисование, рассматривание картин из серии «Природа и человек».

Оборудование:

Колба, пакет и кубики для воспитателя, пакеты по количеству детей; стаканы с пластилином на дне и прикрепленной к нему салфеткой для детей и воспитателя; аквариум с водой (круглый, воронка с шариком; стаканы с водой и соломинкой, губка, кусочек кирпича, ком земли, шарик для надувания, магнитофон, произведение Чайковского «Времена года» (ноябрь, ванночка с водой, по 2 листочка на ребёнка, салфетки, мяч.

Организация детей:

Стоя в полукруге, круге, движение по группе от одного оборудования к другому.

Ход занятия:

• Игра «Вежливые отгадки»

Дети становятся в круг, выбирается водящий; он встаёт в середину круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся угадать,

Кто тебя сейчас похвалит,

Комплимент тебе подарит?

С последними словами дети останавливаются, воспитатель дотрагивается до одного из них. Он медленно произносит похвалу, а водящий должен узнать, кто произнёс комплимент, важно, чтобы дети не повторялись.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите много знать? Зачем?

Дети: Чтобы быть умными, хорошо учиться в школе, много знать…

Воспитатель: Будете внимательны:

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух. (Викулов Сергей)

Какие три клада есть у природы?

Дети: У природы есть три клада – вода, земля, воздух.

Воспитатель: Для чего необходима человеку вода?

Дети: Для того, чтобы пить, готовить обед, стирать, умываться, чистить зубы, купаться…

Воспитатель: Прекрасно! Действительно, человеческий организм без воды существовать не может, потому, что больше, чем на половину состоит из воды. А для чего нужна людям земля?

Дети: Чтобы выращивать овощи и фрукты, сеять пшеницу, сажать цветы, строить дома, добывать полезные ископаемые…

Воспитатель: А можно землю назвать кормилицей? Ещё её называют «Земля – матушка», ведь мы – её дети и она кормит нас.

А без чего человек не может обойтись и пяти минут?

Дети: Без воздуха.

Воспитатель: Почему?

Дети: Человеку нужен воздух, чтобы дышать, он поступает в лёгкие.

Воспитатель: Чудесно! Сегодня поговорим о воздухе. Будем учиться его обнаруживать.

(Подходим к столу с демонстрационным материалом).

Воспитатель: Что это?

Дети: Колба.

Воспитатель: Верно. А что находится в колбе?

Дети: Ничего.

Воспитатель: Это не так, в колбе что – то есть, просто это что – то вы не видите. Сейчас я заполню пакет кубиками. Каким стал пакет?

Дети: Полный, выпуклый.

Воспитатель: Чем больше кубиков помещаю в пакет, тем он становится…

Дети: Больше выпуклый.

(Подходим к столу, где лежат пакеты по количеству детей).

Воспитатель: Возьмите по пакету и посмотрите, что в нём находится?

Дети: Ничего, он пуст.

Воспитатель: А сейчас скручивайте его со стороны отверстия. Что происходит?

Дети: Он надувается, становится выпуклым.

Воспитатель: Но ведь выпуклым он может быть тогда, когда в нём что – то есть. А что есть в пакете?

Дети: В пакете воздух.

Воспитатель: А был ли воздух в пакете до скручивания?

Дети: В нём ничего не было.

Воспитатель: А как воздух оказался в пакете? Неужели мы волшебники? Значит, воздух есть всюду. А в колбе есть воздух?

Дети: Конечно есть.

Воспитатель: Тогда почему мы его не видим?

Дети: Потому что он невидим и прозрачен.

Воспитатель: Может быть его можно определить по запаху? Давайте понюхаем. Пахнет?

Дети: Нет, не пахнет.

Воспитатель: Хотя воздух не имеет запаха, и не видим, всё равно его можно обнаружить.

(Переходим к столу с аквариумом).

Воспитатель: Сейчас я погружу стакан, отверстием вниз, в аквариум с водой а на дне стакана кусачек салфетки (погружаю на половину). Есть вода в стакане? Намокла салфетка? Если салфетка сухая, значит, воды в стакане нет. Почему?

Дети: Там есть воздух.

Воспитатель: А сейчас каждый проделает этот опыт сам. Подойдите к столу с ванночками с водой и погрузите стакан в воду, отверстием вниз. Опыт получился? Потрогайте салфетку, какая она?

Дети: Она осталась сухой, потому что там есть воздух.

Воспитатель: Оригинально! А вот ещё один опыт.

(У стола воспитателя с аквариумом).

(Опускаю воронку с надетым на её узкую часть надувным шариком в воду).

Воспитатель: Что происходит? Почему?

Дети: Шарик надувается, потому что там воздух.

Воспитатель: Сообразили! Помашите рукой у лица. Какое ощущение вы испытываете?

Дети: Нежное щекотание, лёгкий ветерок.

Воспитатель: Подуйте на руку. Что чувствуете? Подойдите к своим столам и возьмите по соломинке, а теперь подуйте через соломинку. Что ощущаете?

Дети: Лёгкий, тёплый ветерок.

Воспитатель: А зачем мы наблюдали на прогулке?

Дети: За ветром.

Воспитатель: Верно. С ветром можно играть? Что мы пускали?

Дети: Самолётики.

Воспитатель: Ветер – это поток воздуха, если он помогает лететь самолётику, значит, у воздуха есть…

Дети: Сила.

Воспитатель: Что ещё может перемещать ветер?

Дети: Листья, облака, перья…

Воспитатель: Какой звук издаёт ветер?

Дети: Ш – ш – ш.

ФИЗМИНУТКА

Дует, дует ветер Руки вверх, качаем влево, вправо

Дует, задувает. Руки вперёд, качаем вправо, влево

Жёлтые листочки Медленно присесть, руки с листочками

положить на коврик.

С дерева срывает.

И летят листочки, Встать и плавно кружиться.

Прямо по дорожке.

Падают листочки, Присесть и положить листочки возле ног.

Прямо нам под ножки.

Воспитатель: Подойдите к столам со стаканами. О чём мы говорили? Хотя, воздух невидим, его можно ощутить, но только по – разному. Возьмите соломинку и подуйте в стакан с водой. Что происходит? Почему они образуются?

Дети: Видны пузырьки. Выдыхаем воздух и его видим пузырьками.

Воспитатель: Что вы видите на стенках стакана?

Дети: Маленькие пузырьки.

Воспитатель: Значит в воде тоже есть воздух. (показываю губку).

Что это? Что происходит с отверстиями губки?

Дети: Губка. В отверстиях находится воздух.

Воспитатель: Правильно. А что происходит, если губку погрузить в воду?

Дети: Выходит воздух и в воде появляются пузырьки (проводим опыт).

Воспитатель: А если в воду погрузить кусочек кирпича? Что вы видите?

Дети: В кирпиче тоже есть воздух, потому что появляются пузырьки.

Воспитатель: Максим, погрузи в воду ком земли. Что происходит?

Дети: Тоже образовались пузырьки.

(надуваю воздушный шарик, возле демонстрационного стола).

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Шарик наполнился воздухом.

Воспитатель: Почему?

Дети: Внутри человека тоже есть воздух – в лёгких.

Воспитатель: Если шарик развязать, то воздух с шумом выйдет из него. Почему?

Дети: Потому что много воздуха.

Воспитатель: Потому что воздух был сжат. А если переполнить шар воздухом, что произойдёт?

Дети: Он лопнет.

Воспитатель: Вот сколько нового мы узнали о воздухе. Что мы проводили?

Дети: Опыты.

Воспитатель: Давайте вспомним, что вы узнали о воздухе?

Дети: Воздух невидим, сжимается, обладает силой, не имеет цвета и запаха, находится всюду.

Воспитатель: А вы знаете, что воздух бывает и вреден. Когда?

Дети: Если в нём есть дым, выхлопные газы от автомобилей и человеку трудно дышать.

Воспитатель: А если воздух быстро движется. Что происходит?

Дети: Это ураган, смерч. Ломает деревья, сносит крыши домов…

Воспитатель: Разве человек не в силах остановить ураган?

Дети: Нет. С силой природы бороться очень сложно.

Воспитатель: Это природное явление и человек перед ним бессилен.

А что можно сделать, чтобы воздух стал чище?

Дети: Очищать: сажать различные растения.

Воспитатель: изготавливать очистительные сооружения, конструировать машины так, чтобы не было выхлопных газов. Чистота – залог здоровья!

Много интересного, вы узнали о воздухе. Как интересна природа вокруг и с каждым днём вы будите узнавать всё больше и больше. А сейчас поиграем в игру.

• Словесная игра «Природа и человек»

Провести беседу с детьми о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется.

Отвечать можно после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Воспитатель: Человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в тоже время люди бережно относятся к ней: охраняют леса от пожаров, очищают реки, озёра, охраняют животных и птиц.

Литература

1. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.

Публикации по теме:

Дует, дует, ветерок. Конспект занятия по ознакомлению с воздухом. Дует, дует, ветерок. Программные задачи. - Формировать представления детей о воздухе и его.

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Безопасность детей
Автор публикации:
«Ознакомление с воздухом и его свойствами». Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 мая 2013 в 16:09
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...