МААМ-картинки

«Подарок для Осени». Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе для детей с ФФНР

Людмила Исакова
«Подарок для Осени». Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе для детей с ФФНР

"Подарок для Осени"

Интегрированное занятие в подготовительной группе

(для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием)

МБДОУ № 205 «Центр развития – детский сад»

Учитель-логопед: Исакова Л. Ю.

Педагог-психолог: Ананина О. А.

Программное содержание:

1. Обобщить знания детей о характерных признаках осени, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

2. Учить дифференцировать красный, желтый, синий цвета.

3. Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный выдох.

Публикация «„Подарок для Осени“, Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе для детей с ФФНР» размещена в разделах

4. Учить создавать рисунок в смешанной технике, радоваться полученному результату.

5. Развивать слуховое внимание, продолжать учить выполнять действия, соотнося их с характером и темпом музыки.

Цель: Создание игровой ситуации, развитие связной речи. Закрепить у детей представления об осени и осенних изменениях в природе.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепление представления об осени и ее приметах;

- уточнение, расширение, активизация словаря по теме, глагольная лексика и слова – признаки;

- развитие фонематического слуха;

- совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование однокоренных слов, совершенствование слоговой структуры слова, закрепление простых и сложных предлогов, употребление сложноподчинённых предложений, развитие связной речи).

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие длительного плавного выдоха;

- развитие зрительного внимания;

- развитие координации речи с движениями;

- развитие артикуляционной моторики, тонкой и общей моторики;

- развитие восприятия, творческого воображения;

- развитие эмпатии, рефлексии своей деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи;

- воспитание бережного отношения к природе;

- воспитывать художественное восприятие объектов природы.

Оборудование: музыка П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», магнитная доска, портреты времен года, дерево с листочками, панно «Осенний лес», схема-план для описания овощей, картинки с изображением овощей, карточка «Осенние листья деревьев», краски гуашевые в больших банках (на каждой банке прикреплено задание-инструкция, кисти, шаблон платья осени (для самостоятельного рисования, схема – рисунок с изображением капель дождя (для воспроизведения ритмического рисунка).

Учитель-логопед и педагог-психолог распределяют между собой задания

конспекте действия и слова взрослых для удобства объединены

словом - "педагог")

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучит музыка П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». (Дети входят под музыку). На магнитной доске – портреты времён года.

Педагог: Ребята, сегодня к нам пришли необычные гости. Все вы с ними знакомы. А узнать их нам помогут загадки.

загадки о временах года

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня (Весна)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это вы все меня, я - (Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и ёлочек.

Я - (Осень)

Изучение нового материала:

Педагог: Молодцы! Правильно – это времена года. Но посмотрите, что же случилось с Осенью? Косы ее растрепал осенний ветер, краски платья – смыл дождик. Давайте поможем вернуть ее прежний красочный наряд.

Для этого необходимы краски, да непросто краски, а «волшебные

природные». Сама природа наградит нас ими за каждое правильно выполненное задание.

Дыхательная гимнастика.

Листопад, листопад

Листья по ветру летят.

Он их в воздух поднимает

Ими землю устилает.

Ветерок с листвою дружит.

Он их кружит, кружит, кружит.

(Дети дуют на дерево с осенними листочками).

Игра «Угадай, чей лист» (за выполнение – желтая краска)

Педагог: Листопад сорвал с деревьев листья и принес их ребятам.

Вот листья разные

Желтые и красные.

Вы листочки все возьмите,

Их название скажите.

Педагог: Нужно назвать дерево, с которого упал лист и сказать, какой он.

Образец ответа: «Этот лист упал с берёзы – это берёзовый лист». И т. д.

Педагог: Какие вы молодцы! За ваши ответы природа дала нам желтую краску. Как вы думаете, что может быть желтым? (ответы детей)

Педагог: Хорошо. Что же ждет нас впереди?

Игра «Узор дождя».

Педагог: Кто всю ночь по крыше

Бьёт да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

Крупно, дробно зачастило,

И всю землю намочило.

(Ответы детей: дождь.)

Педагог: Правильно ребята. Это дождик. Дождик нарисовал на «окне» «узор». Давайте его оживим и озвучим.

Дети по показу выстукивают ритм в соответствии со схемой- изображением (чередование громких и тихих ударов).

Педагог: У вас получился настоящий осенний дождь. А вы знаете, что у дождя есть братья-дождики. Вот сейчас мы с вами узнаем историю одного из них. Слушайте внимательно.

Сказка «Помоги дождику узнать – хороший он или плохой?» (за выполнение синяя краска)

"Жил-был дождик. Однажды скучал он на тучке и вдруг услышал, что его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!» Спустился дождик на землю и понял, что его зовет полевое зёрнышко. Полил его дождик, и вырос колосок. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказал колосок. Запрыгал дождик от удовольствия по полю и…облил мышку. Заплакала мышка: «Плохой дождик: намочил мою шерстку, мне холодно и зябко!» Огорчился дождик, пошел, не разбирая дороги, и угодил в болото. А там ему очень обрадовались лягушки: «Здравствуй, хороший дождик! Помоги нам! Мы давно тебя ждем – болото совсем пересыхает». Припустил дождик, что было силы, и намочил девочку. Рассердилась девочка: «Плохой дождик! Испачкал мое новое платье, а бантик намок и стал некрасивым!» Испугался дождик, хотел на тучке спрятаться, но услышал, как его позвал мальчик: «Эй, хороший дождик! Полей подольше и посильней – мне надо кораблики в лужах пускать!» Снова припустил дождик.

А вечером вернулся он на тучку и подумал: «Хороший я или плохой?» А вы, ребята, как думаете? (ответы и рассуждения детей)

Педагог: Дождик хочет сказать вам спасибо, вы действительно ему помогли. Вот вам баночка с синей краской. Что может быть синего цвета? Хорошо.

Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте в круг.

(Негромко звучит музыка. Дети по показу выполняют движения.)

Динамическая пауза «Осенью»

Слова педагога: Выполняемые движения:

Туча небо кроет,

Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет, Изображают рупор.

Дождик моросит, Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели

Быстрого ручья, Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края. Изображают улетающих птичек.

Педагог: Интересно, а что еще нам приготовила осень?

Игра «Щедрый урожай» (за выполнение – красная краска)

Педагог: Осень богата урожаем! Она принесла нам свои подарки, но не простые. Нам надо отгадать их.

Дети берут по одной картинке (овощ) и, не показывая друг другу, составляют по схеме – картинке загадки (описание овоща). Остальные дети отгадывают.

Педагог: Какие вы молодцы! Теперь пришла пора и нам сделать подарок для осени. Посмотрите на нее. Какая она ненарядная, а ее сестры (другие времена года) в своих чудесных платьях. Мы тоже можем подарить осени платье, да не одно, а много. Пусть носит их и радует нас!

Пальчиковая гимнастика

Если пальчики грустят – пальцы плотно прижимаем к ладони

Доброты они хотят.

Если пальчики заплачут – трясем кистями

Их обидел кто-то значит.

Наши пальцы пожалеем – «моем» руки, дышим на них

Добротой своей согреем.

К себе ладошки мы прижмем

Гладить ласково начнем - гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки - скрестить пальцы, ладони прижать

Поиграют пусть немножко - пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать - каждый палец зажимаем в кулачке

Раз, два, три, четыре, пять будем платье украшать!

Игра «Наряд для осени» с элементами арт-терапии.

Педагог предлагает детям приготовить кисти и краски.

Дети под музыку раскрашивают платье для осени.

(дети работают с шаблонами платьев из альбомных листов)

Анализ работ детей. Выставка

Педагог: Замечательные наряды получились для Осени. Она нам так благодарна!

«Гимнастика для глаз»

Мы неплохо потрудились,

Наши глазки утомились.

Мы погладим их ладошкой

Отдохнут пусть хоть немножко.

Дети закрывают глаза, а когда открывают – видят перед собой портрет красочной нарядной осени.

Итог занятия:

Педагог: Ребята, посмотрите на нашу Осень! Ей очень понравились все ваши платья, и из каждого она что-то взяла. Получился вот такой наряд.

(Дети рассматривают портрет осени)

Педагог: Что мы можем сказать о нашей гостье? Кто больше слов скажет, какая осень? (Ответы детей: дождливая, холодная, пасмурная, ветреная, теплая, сухая).

Педагог: Что собирают осенью? (Ответы детей: урожай овощей, фруктов, грибов и ягод).

Педагог: Как вы думаете, какое у осени настроение?

Список литературы:

1. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи/Авт. -сост. : И. А. Михеева, С. В. Чешева. – СПб. :КАРО, 2009. – 256 с. : ил. – (Серия «Популярная логопедия»).

2. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: пособие для логопедов/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - 2-е изд. – М. : Изд-во ГНОМиД, 2001. – 48 с. – (Практическая логопедия).

3. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей (М. А. Панфилова. – М. : Издательство ГНОМ, 2011.-160 с.

4. Тренинг по сказкотерапии. – СПб. : Речь,2000.- 254 с.

5.www.logoportal.ru (динамическая пауза «Осенью»).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Подарок для Осени». Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе для детей с ФФНР
Опубликовано: 14 августа 2013 в 17:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД