«Подарок для Осени». Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе для детей с ФФНР

Людмила Исакова
«Подарок для Осени». Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе для детей с ФФНР

"Подарок для Осени"

Интегрированное занятие в подготовительной группе

(для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием)

МБДОУ № 205 «Центр развития – детский сад»

Учитель-логопед: Исакова Л. Ю.

Педагог-психолог: Ананина О. А.

Программное содержание:

1. Обобщить знания детей о характерных признаках осени, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

2. Учить дифференцировать красный, желтый, синий цвета.

3. Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный выдох.

4. Учить создавать рисунок в смешанной технике, радоваться полученному результату.

5. Развивать слуховое внимание, продолжать учить выполнять действия, соотнося их с характером и темпом музыки.

Цель: Создание игровой ситуации, развитие связной речи. Закрепить у детей представления об осени и осенних изменениях в природе.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепление представления об осени и ее приметах;

- уточнение, расширение, активизация словаря по теме, глагольная лексика и слова – признаки;

- развитие фонематического слуха;

- совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование однокоренных слов, совершенствование слоговой структуры слова, закрепление простых и сложных предлогов, употребление сложноподчинённых предложений, развитие связной речи).

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие длительного плавного выдоха;

- развитие зрительного внимания;

- развитие координации речи с движениями;

- развитие артикуляционной моторики, тонкой и общей моторики;

- развитие восприятия, творческого воображения;

- развитие эмпатии, рефлексии своей деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи;

- воспитание бережного отношения к природе;

- воспитывать художественное восприятие объектов природы.

Оборудование: музыка П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», магнитная доска, портреты времен года, дерево с листочками, панно «Осенний лес», схема-план для описания овощей, картинки с изображением овощей, карточка «Осенние листья деревьев», краски гуашевые в больших банках (на каждой банке прикреплено задание-инструкция, кисти, шаблон платья осени (для самостоятельного рисования, схема – рисунок с изображением капель дождя (для воспроизведения ритмического рисунка).

Учитель-логопед и педагог-психолог распределяют между собой задания

(в конспекте действия и слова взрослых для удобства объединены

словом - "педагог")

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучит музыка П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». (Дети входят под музыку). На магнитной доске – портреты времён года.

Педагог: Ребята, сегодня к нам пришли необычные гости. Все вы с ними знакомы. А узнать их нам помогут загадки.

загадки о временах года

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня (Весна)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это вы все меня, я - (Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и ёлочек.

Я - (Осень)

Изучение нового материала:

Педагог: Молодцы! Правильно – это времена года. Но посмотрите, что же случилось с Осенью? Косы ее растрепал осенний ветер, краски платья – смыл дождик. Давайте поможем вернуть ее прежний красочный наряд.

Для этого необходимы краски, да непросто краски, а «волшебные

природные». Сама природа наградит нас ими за каждое правильно выполненное задание.

Дыхательная гимнастика.

Листопад, листопад

Листья по ветру летят.

Он их в воздух поднимает

Ими землю устилает.

Ветерок с листвою дружит.

Он их кружит, кружит, кружит.

(Дети дуют на дерево с осенними листочками).

Игра «Угадай, чей лист» (за выполнение – желтая краска)

Педагог: Листопад сорвал с деревьев листья и принес их ребятам.

Вот листья разные

Желтые и красные.

Вы листочки все возьмите,

Их название скажите.

Педагог: Нужно назвать дерево, с которого упал лист и сказать, какой он.

Образец ответа: «Этот лист упал с берёзы – это берёзовый лист». И т. д.

Педагог: Какие вы молодцы! За ваши ответы природа дала нам желтую краску. Как вы думаете, что может быть желтым? (ответы детей)

Педагог: Хорошо. Что же ждет нас впереди?

Игра «Узор дождя».

Педагог: Кто всю ночь по крыше

Бьёт да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

Крупно, дробно зачастило,

И всю землю намочило.

(Ответы детей: дождь.)

Педагог: Правильно ребята. Это дождик. Дождик нарисовал на «окне» «узор». Давайте его оживим и озвучим.

Дети по показу выстукивают ритм в соответствии со схемой- изображением (чередование громких и тихих ударов).

Педагог: У вас получился настоящий осенний дождь. А вы знаете, что у дождя есть братья-дождики. Вот сейчас мы с вами узнаем историю одного из них. Слушайте внимательно.

Сказка «Помоги дождику узнать – хороший он или плохой?» (за выполнение синяя краска)

"Жил-был дождик. Однажды скучал он на тучке и вдруг услышал, что его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!» Спустился дождик на землю и понял, что его зовет полевое зёрнышко. Полил его дождик, и вырос колосок. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказал колосок. Запрыгал дождик от удовольствия по полю и…облил мышку. Заплакала мышка: «Плохой дождик: намочил мою шерстку, мне холодно и зябко!» Огорчился дождик, пошел, не разбирая дороги, и угодил в болото. А там ему очень обрадовались лягушки: «Здравствуй, хороший дождик! Помоги нам! Мы давно тебя ждем – болото совсем пересыхает». Припустил дождик, что было силы, и намочил девочку. Рассердилась девочка: «Плохой дождик! Испачкал мое новое платье, а бантик намок и стал некрасивым!» Испугался дождик, хотел на тучке спрятаться, но услышал, как его позвал мальчик: «Эй, хороший дождик! Полей подольше и посильней – мне надо кораблики в лужах пускать!» Снова припустил дождик.

А вечером вернулся он на тучку и подумал: «Хороший я или плохой?» А вы, ребята, как думаете? (ответы и рассуждения детей)

Педагог: Дождик хочет сказать вам спасибо, вы действительно ему помогли. Вот вам баночка с синей краской. Что может быть синего цвета? Хорошо.

Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте в круг.

(Негромко звучит музыка. Дети по показу выполняют движения.)

Динамическая пауза «Осенью»

Слова педагога: Выполняемые движения:

Туча небо кроет,

Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет, Изображают рупор.

Дождик моросит, Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели

Быстрого ручья, Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края. Изображают улетающих птичек.

Педагог: Интересно, а что еще нам приготовила осень?

Игра «Щедрый урожай» (за выполнение – красная краска)

Педагог: Осень богата урожаем! Она принесла нам свои подарки, но не простые. Нам надо отгадать их.

Дети берут по одной картинке (овощ) и, не показывая друг другу, составляют по схеме – картинке загадки (описание овоща). Остальные дети отгадывают.

Педагог: Какие вы молодцы! Теперь пришла пора и нам сделать подарок для осени. Посмотрите на нее. Какая она ненарядная, а ее сестры (другие времена года) в своих чудесных платьях. Мы тоже можем подарить осени платье, да не одно, а много. Пусть носит их и радует нас!

Пальчиковая гимнастика

Если пальчики грустят – пальцы плотно прижимаем к ладони

Доброты они хотят.

Если пальчики заплачут – трясем кистями

Их обидел кто-то значит.

Наши пальцы пожалеем – «моем» руки, дышим на них

Добротой своей согреем.

К себе ладошки мы прижмем

Гладить ласково начнем - гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки - скрестить пальцы, ладони прижать

Поиграют пусть немножко - пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать - каждый палец зажимаем в кулачке

Раз, два, три, четыре, пять будем платье украшать!

Игра «Наряд для осени» с элементами арт-терапии.

Педагог предлагает детям приготовить кисти и краски.

Дети под музыку раскрашивают платье для осени.

(дети работают с шаблонами платьев из альбомных листов)

Анализ работ детей. Выставка

Педагог: Замечательные наряды получились для Осени. Она нам так благодарна!

«Гимнастика для глаз»

Мы неплохо потрудились,

Наши глазки утомились.

Мы погладим их ладошкой

Отдохнут пусть хоть немножко.

Дети закрывают глаза, а когда открывают – видят перед собой портрет красочной нарядной осени.

Итог занятия:

Педагог: Ребята, посмотрите на нашу Осень! Ей очень понравились все ваши платья, и из каждого она что-то взяла. Получился вот такой наряд.

(Дети рассматривают портрет осени)

Педагог: Что мы можем сказать о нашей гостье? Кто больше слов скажет, какая осень? (Ответы детей: дождливая, холодная, пасмурная, ветреная, теплая, сухая).

Педагог: Что собирают осенью? (Ответы детей: урожай овощей, фруктов, грибов и ягод).

Педагог: Как вы думаете, какое у осени настроение?

Список литературы:

1. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи/Авт. -сост. : И. А. Михеева, С. В. Чешева. – СПб. :КАРО, 2009. – 256 с. : ил. – (Серия «Популярная логопедия»).

2. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: пособие для логопедов/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - 2-е изд. – М. : Изд-во ГНОМиД, 2001. – 48 с. – (Практическая логопедия).

3. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей (М. А. Панфилова. – М. : Издательство ГНОМ, 2011.-160 с.

4. Тренинг по сказкотерапии. – СПб. : Речь,2000.- 254 с.

5.www.logoportal.ru (динамическая пауза «Осенью»).

Библиотека изображений:
  • Осень
  • День мамы, 8 марта
  • День мамы, 8 марта
Автор публикации:
«Подарок для Осени». Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе для детей с ФФНР
Опубликовано: 14 августа 2013 в 17:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Снежинка-куколка»
Мастер – класс «Снежинка - куколка». Цель: изготовление новогодней поделки. Задачи: совершенствовать навыки конструирования; развивать глазомер;...
«Новогодние фантазии». Оформление группы детского сада
Новый год для меня - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
У нас в гостях артисты театра (фотоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички! В январские каникулы, в нашем детском саду в гостях побывали артисты театра из Дворца культуры имени...
Эссе «Я сердце отдаю детям»
Мне нравится быть воспитателем. Эта - очень трудная, но интересная и нужная профессия! Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается характер ребёнка, его...