«Поможем Незнайке». Занятие по обучению грамоте в старшей группе

Татьяна Бизина
«Поможем Незнайке». Занятие по обучению грамоте в старшей группе

Программные задачи:

продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твердость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нем; упражнять детей в чтении слогов; закреплять умение детей делить слова на слоги; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; развивать мелкую моторику рук; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других.

Оборудование:

игрушка – Незнайка, записка от Незнайки, мешочек, клубок, письмо от Бабы Яги, слова и слоги, напечатанные на бумаге, схемы слов КОТ, МЕЛ, ЛИСА, буквы разрезной азбуки, кружки – символы звуков, сюжетная картинка, макароны.

Ход занятия.

Логопед: ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высоком тополе увидела ворону. У нее в клюве был какой – то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела, что в нем. И вот, что я увидела. (Логопед достает записку с каракулями). Видите, ребята, какая – то бумажка с непонятными буквами. Из всех букв я узнала только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву?

Дети: это буква «Н».

Логопед: а как вы думаете, что она может означать?

(Дети рассуждают).

Логопед: может быть, это первая буква чьего – либо имени? Какие имена вы знаете, которые начинаются на звуки «Н» и «НЬ»?

(Дети отвечают).

Логопед: а имя нашего друга Незнайки, с какого звука начинается?

Дети: со звука «НЬ»

Логопед: дети, а какой это звук, охарактеризуйте его.

Дети: звук согласный, звонкий, мягкий.

Логопед: а какой у этого звука есть старший братец – твердый?

Дети: звук «Н».

Логопед: так вот, ребята, мне, кажется, это Незнайка прислал нам такую записку. Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Но непонятно, что он хотел нам написать? Ой, ребята, в мешочке еще есть клубочек. (Логопед достает клубок). Смотрите, он прямо выпрыгивает из моих рук. Идемте скорее за ним. Он нас куда – то зовет.

(Дети подходят к первому фланелеграфу. На нем стоит конверт. Логопед берет его).

Логопед: ребята, смотрите, здесь какое – то письмо. Сейчас я его прочитаю: «Вы найдете своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите! Баба Яга!»

Ребята, коварная Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Незнайкой может случиться беда. Вы готовы помочь ему? Тогда давайте посмотрим, что же это за задания?

Задание 1. «Раздели слова на слоги».

Логопед произносит слова, а дети делят их, подпрыгивая на каждый слог.

Задание 2. «Соедини слово со схемой».

Логопед показывает детям написанное слово КОТ, предлагает найти соответственную схему, к которому оно подходит. Аналогичная работа проводиться со словом МЕЛ. Для слова ЛИСА схемы нет, и логопед предлагает составить ее с помощью кружков – звуков и букв разрезной азбуки.

(Каждый ребенок выкладывает самостоятельно схему. Затем один у доски делает звуко-буквенный анализ слова).

Задание 3. «Прочти слоги».

Логопед: ребята, а сейчас следующее задание от Бабы Яги. Нам нужно прочитать слоги и показать, как мы умеем читать.

(Дети читают слоги, которые им показывает логопед).

Физкультминутка.

Логопед: ребята, мы с вами хорошо потрудились, устали, поэтому я предлагаю вам отдохнуть и немного поиграть.

Все захлопали в ладоши Хлопки в ладоши перед

Дружно, веселее, собой.

Застучали наши ножки Ходьба с притопом.

Громче и быстрее.

Мы в ладоши хлоп – хлоп, Два хлопка.

Мы ногами топ – топ, Два притопа.

Руки мы поднимем выше Руки поднять вверх.

И легко – легко подышим. Вдох-выдох, руки вниз.

Задание 4. «Составь предложение».

(Логопед предлагает детям сюжетную картинку, под которой нарисована схема предложения из двух слов).

Логопед: ребята, из скольких слов должно состоять предложение? Почему?

(Дети отвечают и придумывают предложения из двух слов. Затем логопед меняет схему, и дети придумывают предложение уже из трех слов).

Логопед: со всеми заданиями мы справились, а где же Незнайка – так и не узнали. Может быть, клубочек нам подскажет? Смотрите, он снова зовет нас за собой.

(Дети находят еще одно задание).

Задание 5. «Выложи букву».

Логопед: ребята, Баба Яга предлагает нам выложить первую букву своего имени из макарон.

(Дети выкладывают первые буквы своих имен).

Логопед: ну что же, ребята, клубочек больше никуда не катиться. Значит, Незнайка где – то здесь. Давайте поищем его.

(Дети отправляются на поиски Незнайки).

Незнайка: ребята, как я рад вас видеть!

Логопед: а что случилось?

Незнайка: я заблудился в лесу и попал к Бабе Яге. Мне удалось послать вам записку. Вы прочитали ее?

Логопед: нет, Незнайка, как же мы можем ее прочитать? Ведь там одни каракули. И чтобы найти тебя, ребятам пришлось немало потрудиться. Баба Яга приготовила нам трудные задания, но дети справились с ними. Они придумывали слова со звуками «Н», «НЬ», составляли схемы слов, предложений, читали слоги, выкладывали первую букву своего имени.

Незнайка: я тоже хочу всему этому научиться!

Логопед: оставайся у нас, и ребята всему тебя научат!

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «На поиски клада» цели: обобщить полученные детьми знания, продолжить учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твердость.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
«Поможем Незнайке». Занятие по обучению грамоте в старшей группе
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 17:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....