«Поможем Незнайке». Занятие по обучению грамоте в старшей группе

Татьяна Бизина
«Поможем Незнайке». Занятие по обучению грамоте в старшей группе

Программные задачи:

продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твердость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нем; упражнять детей в чтении слогов; закреплять умение детей делить слова на слоги; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; развивать мелкую моторику рук; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других.

Оборудование:

игрушка – Незнайка, записка от Незнайки, мешочек, клубок, письмо от Бабы Яги, слова и слоги, напечатанные на бумаге, схемы слов КОТ, МЕЛ, ЛИСА, буквы разрезной азбуки, кружки – символы звуков, сюжетная картинка, макароны.

Ход занятия.

Логопед: ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высоком тополе увидела ворону. У нее в клюве был какой – то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела, что в нем. И вот, что я увидела. (Логопед достает записку с каракулями). Видите, ребята, какая – то бумажка с непонятными буквами. Из всех букв я узнала только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву?

Дети: это буква «Н».

Логопед: а как вы думаете, что она может означать?

(Дети рассуждают).

Логопед: может быть, это первая буква чьего – либо имени? Какие имена вы знаете, которые начинаются на звуки «Н» и «НЬ»?

(Дети отвечают).

Логопед: а имя нашего друга Незнайки, с какого звука начинается?

Дети: со звука «НЬ»

Логопед: дети, а какой это звук, охарактеризуйте его.

Дети: звук согласный, звонкий, мягкий.

Логопед: а какой у этого звука есть старший братец – твердый?

Дети: звук «Н».

Логопед: так вот, ребята, мне, кажется, это Незнайка прислал нам такую записку. Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Но непонятно, что он хотел нам написать? Ой, ребята, в мешочке еще есть клубочек. (Логопед достает клубок). Смотрите, он прямо выпрыгивает из моих рук. Идемте скорее за ним. Он нас куда – то зовет.

(Дети подходят к первому фланелеграфу. На нем стоит конверт. Логопед берет его).

Логопед: ребята, смотрите, здесь какое – то письмо. Сейчас я его прочитаю: «Вы найдете своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите! Баба Яга!»

Ребята, коварная Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Незнайкой может случиться беда. Вы готовы помочь ему? Тогда давайте посмотрим, что же это за задания?

Задание 1. «Раздели слова на слоги».

Логопед произносит слова, а дети делят их, подпрыгивая на каждый слог.

Задание 2. «Соедини слово со схемой».

Логопед показывает детям написанное слово КОТ, предлагает найти соответственную схему, к которому оно подходит. Аналогичная работа проводиться со словом МЕЛ. Для слова ЛИСА схемы нет, и логопед предлагает составить ее с помощью кружков – звуков и букв разрезной азбуки.

(Каждый ребенок выкладывает самостоятельно схему. Затем один у доски делает звуко-буквенный анализ слова).

Задание 3. «Прочти слоги».

Логопед: ребята, а сейчас следующее задание от Бабы Яги. Нам нужно прочитать слоги и показать, как мы умеем читать.

(Дети читают слоги, которые им показывает логопед).

Физкультминутка.

Логопед: ребята, мы с вами хорошо потрудились, устали, поэтому я предлагаю вам отдохнуть и немного поиграть.

Все захлопали в ладоши Хлопки в ладоши перед

Дружно, веселее, собой.

Застучали наши ножки Ходьба с притопом.

Громче и быстрее.

Мы в ладоши хлоп – хлоп, Два хлопка.

Мы ногами топ – топ, Два притопа.

Руки мы поднимем выше Руки поднять вверх.

И легко – легко подышим. Вдох-выдох, руки вниз.

Задание 4. «Составь предложение».

(Логопед предлагает детям сюжетную картинку, под которой нарисована схема предложения из двух слов).

Логопед: ребята, из скольких слов должно состоять предложение? Почему?

(Дети отвечают и придумывают предложения из двух слов. Затем логопед меняет схему, и дети придумывают предложение уже из трех слов).

Логопед: со всеми заданиями мы справились, а где же Незнайка – так и не узнали. Может быть, клубочек нам подскажет? Смотрите, он снова зовет нас за собой.

(Дети находят еще одно задание).

Задание 5. «Выложи букву».

Логопед: ребята, Баба Яга предлагает нам выложить первую букву своего имени из макарон.

(Дети выкладывают первые буквы своих имен).

Логопед: ну что же, ребята, клубочек больше никуда не катиться. Значит, Незнайка где – то здесь. Давайте поищем его.

(Дети отправляются на поиски Незнайки).

Незнайка: ребята, как я рад вас видеть!

Логопед: а что случилось?

Незнайка: я заблудился в лесу и попал к Бабе Яге. Мне удалось послать вам записку. Вы прочитали ее?

Логопед: нет, Незнайка, как же мы можем ее прочитать? Ведь там одни каракули. И чтобы найти тебя, ребятам пришлось немало потрудиться. Баба Яга приготовила нам трудные задания, но дети справились с ними. Они придумывали слова со звуками «Н», «НЬ», составляли схемы слов, предложений, читали слоги, выкладывали первую букву своего имени.

Незнайка: я тоже хочу всему этому научиться!

Логопед: оставайся у нас, и ребята всему тебя научат!

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «На поиски клада» цели: обобщить полученные детьми знания, продолжить учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твердость.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Еда, продукты питания
  • Безопасность детей
Автор публикации:
«Поможем Незнайке». Занятие по обучению грамоте в старшей группе
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 17:59
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...